«Музыкально-ритмические занятия на уроках музыки, пения, танца в коррекционной школе VIII вида»
статья (музыка) по теме

Кобзева Валентина Николаевна

Учитель музыки и пения стремится сделать свои уроки яркими, интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство и желание слушать музыку.

Многолетний опыт общения с учениками специальной школы показал, что наиболее эффективной формой воспитания у них элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no_1muz-ritmicheskie_zanyatiya.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида

г. Новороссийска Краснодарского края

Доклад:

«Музыкально-ритмические

занятия на уроках музыки, пения, танца

в коррекционной школе VIII вида»

                                                             Учитель музыки, пения и танца    

                                                                                В.Н. Кобзева

г. Новороссийск

- 2012 г. -

        Учитель музыки и пения стремится сделать свои уроки яркими, интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство и желание слушать музыку.

Многолетний опыт общения с учениками специальной школы показал, что наиболее эффективной формой воспитания у них элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры.

Развитию у детей чувства ритма, умения подчинять определенному музыкальному ритму свои движения служит такой вид работы, как музыкально-ритмическая разминка. Она длится 10—12 мин и включает разучивание танцевальных элементов, музыкально-ритмические игры, инсценировку песен, сопровождаемых ритмическими движениями.

Такие музыкально-ритмические упражнения, имеющие большое коррекционное и воспитательное значение для учащихся специальной школы, вводились в уроки музыки не сразу. Пришлось столкнуться со многими трудностями: дети не хотели двигаться и танцевать, не желали общаться и контактировать друг с другом. Так как им свойственна малообщительность и некоммуникабельность, они не могли найти себе партнера, ссорились друг с другом, девочка и мальчик не хотели становиться в пару, ребята смеялись друг над другом, капризничали; если у них что-то не получалось, не желали заниматься дальше.

Детям поначалу не удавались ритмические движения, им мешали чрезмерная скованность, некоординированность движений рук и ног, двигательная пассивность, медлительность. При обучении игре на металлофоне, духовой гармонике, ложках тоже возникали сложности. У детей отсутствовали точные, дифференцированные движения рук. Мышцы кисти и пальцев были вялые или скованные, что обычно сказывается и на овладении навыками письма. Затрудняло нас и недостаточное оснащение занятий детскими музыкальными инструментами, в то время как игра на них являлась наиболее привлекательным и интересным для ребят видом музыкально-ритмической деятельности.

Музыкально-ритмические занятия мною проводились в таком порядке: музыкально-ритмическая разминка; музыкально-ритмические танцевальные движения; слуховая ритмическая разминка; ритмическая игра; пение и слушание музыки.

        Данную систему я применяю на уроках пения и музыки во всех начальных классах, то есть с I по IV, постепенно из года в год усложняя материал, углубляя и расширяя его. B IV классе дети уже знают длительности нот и особенности их обозначения. Прочитав глазами ритм песни, дети должны затем прочитать его с «ритмической подсказкой» («бегай», «шаг»).

Следующий этап работы — это воспроизведение ритма хлопками в ладоши, с проговариванием ритмической подсказки вслух: «Бегай — шаг, бегай — шаг» и т. п. Затем ритм воспроизводится одними хлопками, потом ритмично проговаривается текст песни, проговаривание сопровождается хлопками. После этого дети знакомятся с мелодией данной попевки. Поют со словами, отхлопывая ритм. Мы видим, что в работу постепенно включается вся сенсорика учащегося. Пользуясь таким методом, мы провели разучивание мажорной гаммы на счет 2, 3, 4 и мелодий попевок «Как под горкой», «Петушок», «Василек», песен «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». Учащиеся исполняли их на металлофонах и духовых гармониках. Дети с меньшими музыкальными способностями учились аккомпанировать на погремушках, ложках, колокольчиках, треугольнике. Закрепление работы проводилось через участие в классном оркестре. Нам думается, такое общение с музыкой приносит пользу, так как носит активный характер.

Основным содержанием уроков пения и музыки является хоровое пение. Музыкально-ритмические упражнения подчинены этим занятиям. Песню легче разучить и запомнить, если проведена подготовительная ритмическая работа, анализ ритмического рисунка песни. Хоровое пение оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогает (как сказал К. Д. Ушинский) «...слить много сердец в одно сильно чувствующее сердце». Надо иметь в виду, что, если ученик поет неверно, это еще не свидетельствует о плохом музыкальном слухе. Возможно, что он слышит хорошо, но голос не слушается, не подчиняется, отсутствует координация между слухом и голосом. Нужно постепенно развивать голосовой аппарат. Это процесс длительный. Занимаясь развитием вокально-хоровых навыков, в урок полезно включать логопедические попевки на одном или нескольких звуках.        

Внеклассные и общешкольные музыкальные мероприятия — это результат работы, проводившейся на уроках пения, подведение ее итогов.

Очень важна работа по слушанию музыки. Через музыку дети учатся ценить прекрасное в искусстве, природе, быту, в отношениях людей, труде. Ведь «прекрасное пробуждает доброе», говорил Д. Б. Кабалевский. И действительно, как показывает опыт, музыка делает детей сердечнее, добрее и отзывчивее, обогащает их новыми мыслями, чувствами, положительными эмоциями. Умению воспринимать, понимать музыку нужно учить специально. Это приходит с опытом постоянного общения с музыкой.

В. А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков-право-нарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезной музыки. Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания.

Хочу привести ответы учащихся |III класса на мои вопросы. На вопрос «Любите ли вы музыку?» все ответили «да». Далее диалог протекал так.

—        Какую музыку вы любите?

—        Радостную; с ней весело и радостно.

—        А почему вы любите музыку?

—        Когда играет музыка, у меня хорошее настроение; Когда музыка — мне не скучно; Люблю петь песни и танцевать; С ней весело; Хорошо жить.

—        Помогает ли тебе музыка? И в чем?

—        Помогает петь, танцевать, маршировать; Поднимает настроение; Чтобы было всем весело; Помогает учиться; Помогает в труде.

—        А кто любит грустную музыку? (Молчание).

—        А почему все-таки человеку нужна грустная музыка?

—        Когда бывает грустно, нужна грустная музыка; Если кто-то умер, нужна печальная, грустная музыка; Если кто-ни-будь уезжает, грустно, хочется плакать, вот тогда хочется слушать грустную музыку; Чтобы сидеть и думать.,

Дети специальной школы не имеют стойкого и продолжительного интереса к прослушиванию музыки, у них неразвито воображение, необходимое для ее восприятия. Более благополучно обстоит дело в тех классах, где слушать музыку учили с I класса, систематически и целенаправленно. Можно считать, что у этих детей уже заложены некоторые основы музыкальной культуры. Когда такой подготовки нет, учащимся тяжело удерживать свое внимание на серьезной музыке, они не слышат ее, им становится скучно. В этих случаях от ребят можно услышать заявление: «Это неинтересная музыка!» Приходится наверстывать упущенное, а это трудный процесс и для ребят, и для учителя. Если в массовой школе в таких случаях учитель может обратиться не только к эмоциям своих слушателей, но и к их интеллекту, то учителю специальной школы надо воздействовать, прежде всего, все-таки на чувства. Так как пение, голос воспринимаются легче, чем инструментальная музыка, для прослушивания лучше предлагать романсы, отрывки из опер, сказок. Музыка будет лучше понята детьми, если при её прослушивании они могут опираться на конкретный, наглядный образ.

Необходима яркая, красочная наглядность, она возбуждает внимание учащихся.

Оживить у детей некоторые ассоциации, пробудить у них желание слушать музыку помогают стихи. Например, прежде чем знакомить учащихся с музыкой из оперы Глинки «Руслан и Людмила», мы дали им прослушать отрывок из поэмы Пушкина, где описывается фантастический облик карлика Черномора, вспомнили художественный фильм «Руслан и Людмила», ребята сами пересказали запомнившиеся им эпизоды. После такой подготовки дети прослушали «Марш Черномора» с большим интересом и захотели чтобы он прозвучал еще раз Восприятие детей активизируется, если им предложить несколько мелодий для сравнения. Например, на стихотворение Лермонтова «Горные вершины» написана музыка А. Рубинштейном, А.Варламовым и С.Танеевым. После прослушивания спрашиваю у ребят, песня какого композитора понравилась им больше. Ученики высказывают свое мнение, еще раз сравнивают и сопоставляют звучание мелодий. Можно одно и то же произведение предложить в исполнении разных певцов. Дети внимательнее вслушиваются в звучание музыки, улавливают в исполнении новые оттенки. Этот приём особенно увлекает детей.        '

И использование музыкальных загадок, ребусов, шарад активизирует деятельность учащихся. Текст шарад обязательно должен быть перед глазами учеников.

В результате работы, которая ведется на уроках музыки в школе, у детей начальных классов развивается чувство ритма, они умеют его воспроизводить хлопками, хорошо воспринимают на слух, «читают» зрительно. Выполняя музыкально-ритмические танцевальные движения, двигаясь в хороводе, танцуя парами, дети учатся внимательнее относиться к партнеру. Мальчики умеют приглашать девочек на танец и провожать их до места. Дети становятся активнее в движениях, лучше ориентируются в пространстве, лучше владеют своим телом, движения их становятся более координированны, улучшается осанка. Малыши лучше различают лево и право, за и перед. Можно видеть, что музыкально-ритмические движения приносят им удовольствие. Дети уже не стесняются выступать на общешкольных концертах и мероприятиях.

Главное в музыкальной работе - воспитание эстетических чувств и нравственных норм поведения. Нельзя допустить, чтобы эмоциональная сфера детей оставалась неразвитой. Они должны быть способны к добру, сочувствию, сопереживанию.

Думается,что музыкально-ритмические занятия и движения способствуют воспитанию у ребят культуры общения, дети становятся внимательнее, тише, а главное — добрее и сердечнее. Урок музыки, прошедший с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для аномального ребенка правильно преподнесенные музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.

«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин .                             ...

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «СПЕЦИФИКА УРОКА МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА».

Кто учился наукам, не применяя их                                              ...

Игровые приемы на уроках музыки в специальных коррекционных классах VIII вида

Описаны некоторые приемы работы с учащимися специальных (коррекционных) классов....