Методический доклад "К вопросу о педализации"
статья по музыке по теме

Писаревская Инна Валерьевна

В детской школе искусств ученик получает основы музыкального и художественного образования. Ребенок, окончивший школу должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими и звуковыми трудностями, исполнить его грамотно и выразительно, создать определенный художественный образ. Уже с первых лет обучения ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности. Первоначальные представления о педализации нужно развивать, изучая произведения разных стилей и композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon к вопросу о педализации42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.В. Писаревская

преподаватель по классу фортепиано

МБОУ ДОД «Красногвардейская ДШИ»

К вопросу о педализации

В детской школе искусств ученик получает основы музыкального и художественного образования. Ребенок, окончивший школу должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими и звуковыми трудностями, исполнить его грамотно и выразительно, создать определенный художественный образ. Уже с первых лет обучения ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности. Первоначальные представления о педализации нужно развивать, изучая произведения разных стилей и композиторов.

В работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху учащегося, показывая движения или добиваясь слитности пальцев с клавиатурой, так что при исполнении ученик идет от эмоции к звучанию, уже не думая о движении. Та же направленность нужна и в работе над педализацией: адресоваться к слуху, лишь попутно показывая движение, вызывая слитность ноги с педалью, чтобы ученик в итоге не думал специально о педали.

В процессе обучения педагогу нужно заботиться о нескольких компонентах художественного исполнения: качестве звука, фразировки, пальцевой беглости, ритме и многом другом. Поэтому вопросы педализации отодвигаются иногда на второй план. В итоге у юных пианистов наиболее часто встречающимся недостатком является именно дефект педализации. Иногда педагоги считают, что учить педализации незачем. Будто нажатие педали такое простое движение, что нет никакой необходимости указывать, где и как ее надо брать. Педагог может только поправлять отдельные неправильности, убирать педаль везде, где она «мешает уху».

Однако «поправки» можно понимать достаточно широко. Если педагог объясняет принцип гармонической основы, нужную степень густоты педализации, соотношение регистров, колорит звучания, то он этим вскрывает художественно-выразительную роль педали в трактовке определенного произведения, затрагивает проблемы стиля, что и является обучением педализации. Но такой метод работы вполне возможен со студентами музыкальных училищ, у которых уже выработаны основные навыки педализации.

Ученика школы нельзя только поправлять, его надо направлять, учить слушать себя, учить приемам педализации. Ученик, которому не даны указания по вопросу педализации в данной пьесе, далеко не всегда найдет правильный путь. Он будет играть некоторое время дома с неправильной педалью, засорит свой слух, привыкнет к дефектам педализации. Чтобы избежать ненужных блужданий и «тренировки» слуха в неподходящих фальшивых звучаниях, важны предварительные указания. Одной из основных задач педагога является воспитание хорового вкуса. Следовательно, развивая в ученике умение, педализировать, надо стремиться к тому, чтобы он имел возможность слушать больше гармонически чистого, красивого звучания. Надо устранить возможность слушания всяких «случайных» неправильностей педализации, объяснить ему заранее все случаи, где, по мнению педагога, ученик самостоятельно не сможет найти нужную звучность и верный прием. Очень важно с детских лет выработать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали. Одним словом заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники исполнения.

В работе с начинающим учеником очень важно как можно раньше увлечь его богатством фортепианных образов. Звуковые эффекты фортепианных педалей помогают развивать музыкальную фантазию ученика. Начинать обучение педализации с простейших примеров нужно уже на раннем этапе, после налаживания игрового аппарата. Когда способный, музыкальный ребенок маленького роста играет с педалью (причем он хорошо слышит и правильно воспроизводит педальное звучание, выразительно исполняет пьесу), то для того чтобы дотянуться до педали ногой, он садится ниже нормального уровня и близко к клавиатуре. От этого локти ученика свисают, а спина отклоняется назад. Эта неправильная посадка может войти в привычку, привести к напряжению в спине, в ногах, руках, отрицательно отразиться на качестве звука и ограничить возможности технического развития учащегося.

Как надо начинать работу над педализацией? С прямой или запаздывающей педали? Мнения у многих в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начать с освоения прямой педали, так как детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону. Конечно, это легче. Но ведь внимание ребенка нужно направлять на слушание педального звучания, а не на механику движения. Нужно, чтобы ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал слушать чистое педальное звучание, бесшумность педального механизма, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Поэтому начинать обучение целесообразно с запаздывающей педали. Ученик слушает чистое обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука – вниз, нога – вверх).

Первое знакомство с педалью – это событие в музыкальной жизни ребенка. Оно должно оставить яркое впечатление. Стоит выбрать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Это заставит ребенка насторожить слух в определенный момент, он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали и исчезновение его в момент отпускания педали. Подобно тому, как используются упражнения для овладения первыми навыками звукоизвлечения и преодоления различных технических трудностей, можно применять упражнения для обучения педализации. Необходимо от ученика сразу требовать бесшумности нажатия педали, слитности ноги с педалью, нужно следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной «лапки». Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, следует приучить ребенка не снимать руки с клавиатуры, пока длится аккорд на педали, нужно педаль и руки снять одновременно, дослушав аккорд до конца. Если педаль в пьесе применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала произведения. На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью.

Пьесы с повторяющимися аккордами при постоянной смене педали, помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию педали, слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового.

Прямая педаль применяется в основном в пьесах с острым, танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмические опорные фразы. Такая педаль используется при исполнении пьес маршеобразного характера, где отчетливый ритм подчеркивается педалью в начале каждой фразы.

Легкие певучие пьесы на ранних этапах обучения следует сначала выучить без педали, чтобы красивый звук, выразительность фразировки были достигнуты, прежде всего, пальцами, а затем начинать работу над педалью. Обычно педализация мелодии неизбежно связана с педализацией гармонии сопровождения. Поэтому слушать надо одновременно весь  комплекс педального звучания. Как один из первых шагов можно предложить педализировать кульминационные звуки музыкальных фраз или просто более долгие звуки мелодии. При педализации опорных звуков мелодии, возникает опасность, что на педали остается предыдущий мелодический звук. Если у ребенка произошли подобного рода ошибки, значит, он или не слушает чистоту мелодической линии, или не знает, как сделать звук более «чистым».

В старших классах расширяется техника педализации. В этом возрасте ученики обязаны владеть элементарной педальной техникой, и смело использовать все виды педализации. Достаточно широко применяется левая педаль. Ученики уже должны знать, что степень нажатия лапки очень разнообразна. Именно в степени нажатия педали и постепенного снятие её спрятаны секреты тонкой педализации. Необходимо понимать, что уловить до конца движение ноги невозможно. Установить точно, в какой момент, как глубоко нажать, или снять педальную лапку, очень трудно. Это всегда решает ухо, которым «управляет» тонкое понимание музыки, четкий слух и хороший вкус.

Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы развить в ученике умение слушать и искать. Работа над ошибками дает ученику основание в дальнейшем попробовать самому разобраться в неудачах, искать и стараться находить гармонически правильное педальное звучание, сохраняя ясность мелодической линии, её выразительность.

Список литературы

1. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. Советская музыка, №2. 1980.

2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.

Л.; 1973.

3. Гольденвейзер А. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2. М.; 1967.

4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. М.; 1961.

5. Грохотов С. Уроки Гольденвейзера М.; Классика XXI

6. Коган Г. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения. Сов. Музыка.1975.

7. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.; Кифара, 2008.

8. Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. М.; Музыка, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре

Данная работа объединяет личный педагогический опыт автора и опыт предыдущих поколений музыкальных педагогов. Эта методическая  разработка может быть ис...

Методическая разработка - вопросы и задания по теме "Погода" география 6 класс

В данной методической разработке даны вопросы для учащихся по теме "Погода" - география, 6 класс, кроссворды и презентация. Надеюсь, будут полезны и интересны....

методическая разработка "Вопросы для самоподготовки к заключительному уроку по курсу Музыкальная литература"

разработка адресована преподавателям музыкальной литературы в качестве вариантов для использования на контрольных уроках, а также обучающимся, в целью повторения изученного материала по курсу...

Методические материалы - вопросы интеллектуального турнира по Блокаде

Задача команд – дать правильные ответы на вопросы, поставленные ведущим. За каждый правильный ответ команда получает одно игровое очко. Ответ считается правильным, если:- раскрывает суть во...

Методический доклад "Вопросы музыкальной педагогики: психологические особенности подросткового возраста"

                          Поговорите с молодыми учителями. Спросите, что больше всего волнует их? И окажется, что именно этот, в...

методические разработки вопросов контрольной работы для 7 класса

обобщающие вопросы для закрепелния материала...