Русская музыка на уроках фортепиано в контексте преподавания русской культуры.
статья по музыке по теме

Юдина Татьяна Анатольевна

Русская музыка на уроках фортепиано  в контексте преподавания русской культуры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русская музыка в контексте  традиций русской культуры.

                               «В высокой духовности- самобытная особенность русской классики..»[1]

Музыкальная культура России является одной из составляющей всей русской культуры, искусство с глубоким внутренним содержанием и особенным смыслом. Основу ее  составляют христианские традиции, а именно  православие.  Православная культура всегда являлась частью общей жизни народа. Если обратиться к отечественной истории, то можно увидеть, что церковная и светская культуры никогда не были изолированы друг от друга и находились в тесной взаимосвязи. Особенностью русской культуры является  историческая русская духовность. «.. Мир без зла, всеобщее счастье.. такова мечта многих великих русских писателей и мыслителей, вдохновленных идеалами православия»[2]. Религиозное миросозерцание, представление о Божественной истине, добре, красоте, проблемы морали, высокая идейность, понятие «религии души»[3], и очистительная, нравственная сила христианства, с ее вечными  ценностями человеколюбия,  милосердия, Любви, как универсального начала и смысла существования.  Духовная жизнь человека была смыслом человеческого существования; этические нормы, свойственные русскому православному сознанию –  стремление к самоочищению,  вере, к познанию высшей духовности.  «Духовное» в данном случае представляется как серьезное, глубокое содержание произведения искусства, в котором мир воплощается в высоких образах, приподнятых над бытом, и потому требует при восприятии сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия»[4].  Такими же широкими и емкими по смыслу являются понятия «религиозная» и «духовная» музыка. В понятие «духовная» может входить и светская музыка, но обладающая особым качеством-духовностью. Знание отечественной истории и культуры приводит нас к изучению ее основ- к  православию. Духовное содержание православного искусства служит прежде всего средством эстетического и нравственного воспитания. Основные понятия этого совесть, добро, красота,  чувство любви и  сострадания к ближнему.  Музыка Русской православной церкви, выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков,  рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающего поколения.

Говоря о музыкальном искусстве в целом, необходимо отметить и  смысловую сущность музыки- его музыкальное содержание.  Для объективного представления о содержании того или иного произведения необходимо знать идеи исторической эпохи, ее эстетические принципы. Идеи, нашедшие отражение в  искусстве,  могут быть разные-  художественные, философские, религиозные, этические.  В русской культуре, например, это идея поиска правды в искусстве. Г.Нейгауз писал: «Есть направление - и оно родилось в глубочайших пластах русской души и русского народа,- направление, ищущее правды, которой отмечено все великое русское искусство..»[5].

Основные  особенности русской музыки-  любовь  к пению, широкой мелодике, вокальной музыке. В пении сказывается  сердечность, а пение на фортепиано стало традицией русской пианистической школы.  Отличительные интонации  русской музыки: интонации жалобы, тоски, безысходности, грусти, размышления, созерцания, интонация «вздоха», созерцательность, мотивы томления. Интонация «вздоха» одна из наиболее отличительных черт русской музыки вообще. Эти обороты постоянно встречаются в мелодии русских песен и в произведениях русских композиторов. «Душа заныла»- так характеризует эту особенность русской музыки М. Смирнов[6].  «По наблюдению Ст. Цвейга, русские исповедуют культ страдания и вообще пренебрегают счастьем»[7]. В музыке «заунывная русская песня» всегда отмечалась как характерная  для русской культуры. «Заунывность- непременная и остро характерная черта русской лирической песни, один из ее «сердечных тонов»[8],  душа  русской музыки. М.Смирнов в своей книге «Русская фортепианная музыка» рассматривает основные образы так называемых стремлений и состояний лирической сферы, особенностей русской фортепианной лирики. Это состояние «особо щемящей тоски и одиночества» (например, «Осенняя песня» П.Чайковского), нейтральные эмоции (состояние покоя, созерцания). Тоска- это обширнейшая и неисчерпаемая по глубине сфера. Автор выделяет наиболее типичные тенденции в русской музыке, связанные с этим: индивидуально обращенная манера выражения «гаммы тоски»[9], то есть, круг настроений, которые обычно обозначаются  понятием печали, грусти, меланхолии, отчаяния и собственно тоски во всех ее градациях. Одним из обстоятельств является устойчивая приверженность к интонации вздоха и чувство «пространственности как временной протяженности»[10]. Обилие «минорности», «равнинность» мелодического напева также способствует образованию такого настроения.  Господствует « равнинно-распластанное, часто монотонное звукотечение»[11].

Интонационную особенность русской кантилены можно проследить во всех фортепианных пьесах русских композиторов, изучаемых, начиная с младших классов.  Используя учебно-тематическое планирование, для знакомства с русской музыкой в фортепианном классе можно использовать различные произведения  А.Гречанинова,  удивительную по красоте и грусти Элегию С.Майкапара из цикла “Миниатюры», соч. 33; Прелюдию А.Лядова, оp.11 №1. Через все годы обучения проходит знакомство учащихся с творчеством П.И.Чайковского, основной темой творчества которого является внутренний мир человека и его переживания. Мелодическая распевность, лирические настроения отличают музыку Р.Глиэра. Изучение в его творчестве  таких  миниатюр, как «Эскиз» соч.34, №12, Прелюдия соч.31, №1, «Сожаление» соч. 34, №5, «Маленькая поэма» соч.34, №1, Романс позволят учащимся лучше познакомиться   с его творчеством.  Сам композитор после поступления в Московскую Государственную консерваторию писал: «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца». Здесь мы опять говорим о духовности, как основополагающей по содержанию в русской музыке.

 Таким образом, работая с учениками над  пьесами русских композиторов,  работа должна проходить прежде всего над  выразительностью звучания  мотивов, фразировкой, интонациями, из которых состоит мелодия, то есть  тем глубоким содержанием, о котором говорилось выше.  Работа в классе должна быть направлена не только на создание определенного образа, помогающего развить  творческие способности учащегося и его интеллектуальный потенциал, но и развить в нем совершенную духовно-нравственную личность, в основе которой лежат традиции русской культуры и русского музыкального искусства.

Литература:

  1. Георгиева Т.С. Русская культура и православие. Культура повседневности. М., Аспент Пресс, 2008;
  2. Как исполнять русскую фортепианную музыку. Сост. Е.Ключникова. М., «Классика-21», 2009;
  3. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. М., Владос, 2001;
  4. Музыкальное содержание. Методическое пособие для педагогов ДМШ и ДШИ, Федеральное Агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2005.
  5. Смирнов М. Русская фортепианная музыка. М., 1984;
  6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., Классика-21, 2001;
  7. Холопова В.Н. Музыка- как вид искусства. М., Научно-творческий центр «Консерватория», 1994.


[1] Т.Георгиева. Русская культура и православие, стр. 271.

[2] Там же,  стр. 71.

[3] Там же, стр. 241.

[4] И.В.Кошмина. Русская духовная музыка, стр. 7.

[5] В. Холопова. Музыка как вид искусства, стр. 165.

[6] М.Смирнов. Русская фортепианная музыка. М. стр. 109.

[7] В. Холопова. Музыка как вид искусства, стр. 40.

[8] М.Смирнов. Русская фортепианная музыка, М., стр. 108

[9] Там же. стр. 107

[10] Там же. Стр.107.

[11] Там же, стр. 108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Важно понимать, что читатель...