"Истоки"
рабочая программа по музыке по теме

Надежда Николаевна Галкина

Программа дополнительного образования для детей младшего и среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_2_goda.docx31.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

                                                Истоки

Образовательная программа дополнительного образования детей для

среднего школьного возраста

срок реализации – 2 года

Составитель:

 учитель музыки

Галкина Н.Н.

 

2008 г

Краткая информационная справка

Сведения об авторе:

Галкина Надежда Николаевна  – учитель музыки,

I квалификационная категория.

Информация о программе:

Программа «Истоки» реализуется с 2008 года.

Тип программы – модифицированная .

Направление деятельности – художественно-эстетическое.

Уровень освоения: 2 года

Возрастной диапазон – средний школьный возраст.

                               Пояснительная записка

Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров.

В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальным культурам, обрядам, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях.

Дети недостаточно знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Обучающие возможности фольклора неограниченным.

Знание фольклора поможет детям, понять какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры.

При изучении народного творчества дети познакомятся с местными праздниками и музыкальным материалом, связанным с ними.

При составлении данной программы была взята за основу программа «Истоки» Никитиной Елены Ивановны - педагога дополнительного образования ТОДТДМ.

Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Тамбовской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Цель:

развитие интереса к фольклору, народной песне; приобщение к народной культуре, народному творчеству.

Задачи 1-го года обучения:

  • способствовать развитию интереса к фольклору, народной песне;
  • дать начальные знания о фольклоре;
  • владение репертуаром и певческими навыками;
  • освоение необходимых понятий, терминологий
  • развитие внимания, музыкальной памяти, музыкального слуха.

Задачи 2-го года обучения:

  • знакомство с народными традициями Тамбовской области;
  • закрепление знаний о фольклоре;
  • развитие общей музыкальности;
  • развитие чистоты унисона, уверенной импровизации ритма, чувства ритма, певческого диапазона;
  • воспитание уважения к национальному искусству.

Программа нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

Программа имеет три основных раздела:

  1. Вокальный и обрядовый фольклор
  2. Традиционная обрядовая пластика
  3. Вербальные основы фольклора

Песня, музыка, движение сливаются в единое художественное целое.

При составлении учебной программы особое внимание уделялась разнообразию песенного репертуара.

В репертуар включены не только народно-песенные образцы, но и произведения авторские, а также частушки, страдания. Эмоциональную выразительность исполнению придают элементы движения, игры, народные сцены. Материалом для сценических действий служат как специально разработанные сцены, объединяемые одним сюжетом («Рождество», «Масленица», «Свадьба» и т.д.), так и отдельные игровые, хороводные и плясовые песни, с которых целесообразно начинать работу с детьми. В учебном процессе используется следующий фольклорный материал: народные игры, хороводы, обрядовые праздники.

После 1 года обучения воспитанники должны

знать:

- основные жанры детского фольклора;

- элементы хороводных движений;

- элементы народно-плясовых движений.

уметь:

- выразительно исполнить малые фольклорные формы;

- исполнить хороводные движения;

- исполнить народно-плясовые

- прочитать скороговорки в темпе

После 2 года обучения воспитанники должны

знать:

- элементы основных народных традиций Тамбовской области;

- основные элементы манеры исполнения народных, фольклорных песен.

уметь:

- исполнять произведения в манере;

- исполнять    произведения   в деленной тональности;

- свободно владеть мелодией;

- петь в ансамбле;

- исполнить двухголосно

- воспринимать прекрасное в искусстве;

- работать, общаться в коллективе.

Образовательная программа рассчитана на 2 года обучения. Учебные занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с детьми среднего школьного возраста.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Название

Общее кол-во

Теория

Практика

раздела

часов

I.           Вводное

2

2

занятие

П. Вокальный и

46

12

34

обрядовый фольклор

III.

48

12

36

Традиционно-обрядовая

пластика

IV.   Вербальные

46

16

30

основы

фольклора

V.        Итоговое

2

2

занятие

Итого:

144

42

102

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Название

Общее кол-во

Теория

Практика

раздела

часов

I.           Вводное

2

2

занятие

П. Вокальный и

86

18

68

обрядовый

фольклор

III.

38

8

30

Традиционно-

обрядовая

пластика

IV.   Вербальные

16

16

основы

фольклора

V.        Итоговое

2

2

занятие

Итого:

144

28

116

Краткое содержание разделов программы. Репертуарный план

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Раздел 2. Вокальный и обрядовый фольклор

Природа и человек. Потешки, небылицы, прибаутки, скороговорки, считалки.

Игры. Простейшая импровизация колыбельных песен.

Репертуар

«Байки-побайки» (колыб.) «Тары-бары» (скорог.) «Хохлатые хохотушки» «От топота копыт» «Галки, вороны» (прибаутки) «Лиса по лесу бежала» «Идет коза рогатая»

Раздел 3. Традиционно-обрядовая пластика

Имитация движений  животных.  Имитация движений  птиц.  Хороводные

движения. Народно-плясовые движения.

Репертуар

«Плести венок» (хоров.-игра) «Арина» (хоров.-игра) «Жаворонки» (игровая) «На зеленом лугу» (плясов.) «Комарик» (плясовая) «Гуси мои, гуси» (игровая) «Чижик, чижик»

Раздел 4. Вербальная основа фольклора

Речевой этикет. Народная сказка. Потешки, считалки, скороговорки, загадки,

небылицы, прибаутки. Игровые приговоры.

Репертуар

«Сорок амбаров» (приговоры), «Кошку драну», «Бегал заяц» (считалка), «Катилось яблочко», «Катилось яблочко», «Раз, два, три, четыре, пять» (потешка), «У козла в бороде» (небылица), «Сидит заяц на заборе», «По речке плывет корова»

Раздел 5. Итоговое занятие

Повторение основ жанра фольклора. Отчетный концерт.

2-ой год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Раздел 2.

Игры  на  свистульках, заклички  птиц. Пение и сочинение частушек. Музыкальные импровизации с использованием шумовых инструментов. Слушание этнических записей. Обрядовые песни. Календарные песни. Пение с элементами двухголосья.

Репертуар

«Ой, во поле травушка» (распевка), «Заря занимается» (распевка), «Плясовая» (игра на шумовых инструментах), «Частушки», «Дудочка», «Время года», «Авсень, авсень» (календ, песня), «Коляда, коляда», «Сето, сето на новое лето»,   «Таусень,   таусень»,   «Блины»,   «Щедровка»   (календарная  песня), «Посидите мои гости (свадебн.), «Потеряла я колечку».

Раздел 3. Традиционно-обрядовая пластика

Игры на развитие координации. Хороводные игры, техника народной игры. Упражнения на развитие пространственной ориентации (игра в «жмурки»)

Репертуар

«Козел» (игровая шуточная песня), «Давай с тобой миленький» (шуточная песня), «Ах, масленица, сметанница» (шуточная обряд, песня), «Середа да пятница» (хороводная), «Селезень и утка» (игровая), «Во поле орешина» (плясовая). «Мы шагаем по сугробам» (потешка), «Жмурки» (игра), «Весна красна» (игра)

Раздел 4. Вербальная основа фольклора

Домашняя утварь. Поговорки. Обряды. Значение песен в фольклоре. Праздники в народных традициях.

Репертуар

Загадки. Что в деревне. Что в избе. Народный костюм. Сарафан, рубаха (кофта) льняная, передник. Календарные песни (посиделочные, свадебные песни). Изучение Тамбовской сельской свадебной традиции. Изучение диалектных текстов.

Раздел 5. Итоговое занятие

Отчетный концерт.

Для реализации образовательной программы необходимо:

Материально-техническое

Дидактико-методическое

обеспечение

обеспечение

• Наличие специального кабинета,

• Методические пособия к отдельным

репетиционного зала

темам

• Музыкальные инструменты

• Видеофильмы по традиционным

• Шумовые инструменты

обрядам

• Народные игрушки

• Аудиоматериал по аутентичному

• Средства на организацию и про-

фольклору

ведение этнографической экспе-

• Методические разработки обрядовых

диции по сбору фольклорного

праздников

материала

• Народные костюмы

Занятия могут проходить в форме праздника, концерта, экскурсии. На занятиях используются следующие приемы и методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: показ наглядных пособий.

Литература для детей:

  1. Авдошина М.И. «Проведение фольклорных праздников в школе» (Учебно-методическое пособие). М, 2005.
  2. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе». М., 2000.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» М., «Просвещение», август 1989.

Литература для педагога:

1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). ООО «Издательство Родник» Российский союз издательских фольклорных ансамблей, 1996.

2. Евтихиева Л.Ю. «Тамбовский курагод» (сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов). Тамбов, 2003.

3. Методические рекомендации руководителям и учителям художественной самостоятельности, организаторам и руководителям коллективов декоративно-прикладного творчества. Тамбов, НМЦ, 1988.

4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия; учебное пособие для студентов нац. отд. пед. инст. Составитель Ю.Г.Круглов. Изд. «Просвещение», 1987.

5. Фольклорный театр. М., «Современник», 1988.

6. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №6, 2003г., №2, 2002г., №3, 2002г.,

7. Журнал «Клуб» №10, 2005г., №7, 2005г.,

8. Журнал «Молодежная эстрада», апрель, 1999.

9. Круглый год «Русский земледельческий календарь» М., изд.

«Правда», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Приобщение к истокам культуры народов Забайкальского края

Занимаюсь по данной теме второй год. Есть наработки, которыми могу поделиться....

Истоки греческой культуры

Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему: "Истоки греческой культуры"....

Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".

Внеклассное мероприятие, посвящённое   последствиям употребления наркотиков....

"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс

урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...