Анализ пьесы Чайковского "Болезнь куклы"
учебно-методический материал по музыке по теме

Дачич Ольга Владимировна

Роль кантиленных пьес в работе с учащимися ДШИ. История создания цикла П.И. Чайковского "Детский альбом". Пьеса "Болезнь куклы" - педагогические задачи и способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_pesy_chaykovskogo_bolezn_kuk.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Анализ пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

из цикла «Детский альбом»

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика - пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков:

- Чайковский П.И. «Детский альбом»;

- Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»;

- Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65;

- Свиридов А. «Детский альбом» и др.

Учащиеся с большим удовольствием работают над пьесами малой формы и это вполне объяснимо:

-  небольшой объем;

- разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

- богатое стилистическое и жанровое разнообразие;

- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Для преподавателя работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами, крупной формой и полифонией.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. Но главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне.

«Детский альбом» Чайковского – первый в России классический сборник музыки для детей. Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878г. «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной  легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … »

Это было время весеннее, после путешествия, из-за границы Петр Ильич приехал отдыхать на Украину в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее «лучезарным краем».

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, - любимец Чайковского. Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много …  А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан. Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: «Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашая ее, не избегая ее тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всем правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки.

 Рассмотрим одну из пьес этого цикла – «Болезнь куклы». Она входит в трилогию о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».

"Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, созвучны здесь с пьесой Р. Шумана «Первая утрата».

Пьеса рассчитана на учащегося 1-2 класса, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и  левой руки.  В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру, которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,  Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация) тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с  запаздывающей педалью. Важно научить его слышать связь педализации с интонированием мелодии и сменами гармонии.

В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Кантиленные пьесы  лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую фантазию и продвинет пианистическую технику.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. К.: Муз. Украина, 1982.

3. Егорина Н. Е. Уроки фортепианного цикла.  Лекция-концерт,2005.

    (xies.ru/225330/1/Лекция_концерт__сценарий_.html‎)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Опыт анализа пьесы М.Горького "На дне"

Дополнительные учебный материал для написания сочинения и подготовки к зачету по творчеству М.Горького...

Анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

"Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Обобщение....

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"Написанная вопреки всем правилам..." (Сравнительный анализ драмы А.П. Чехова "Чайка" и пьесы П.М. Невежина "Вторая молодость")

Урок в 10 классе - опыт сопоставительного анализа драмы А.П. Чехова "Чайка" и неизвестной сейчас, но имевшей оглушительный успех в конце 19 века пьесы П. Невежина "Вторая молодость" (текст был найден ...