"Авторская песня: прошлое и настоящее"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Слещенко Ирина Викторовна

Открытый урок

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

 ( Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки»)

Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. 

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;
  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;
  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока: погружение в музыкальный материал.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».

Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн.

Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.

Ход урока:

Слайд № 1

Слушание

Тема урока

Вращаю глобус

Слайд № 2

Слайд № 3

Карточка «ваганты»

Слушание

Слайд № 4

Слайд № 5

Разучивание

Пение (стоя)

Вращаю глобус

Слайд № 6

 Слайд № 7

Карточка «барды»

Вращаю глобус

Слайд № 8

Карточка «скоморохи»

Слайд № 9

Вращаю глобус

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Просмотр видеоклипа

Слайд № 14

Слайд № 15

Просмотр видеофрагмента из к/ф

Слайд № 16

Просмотр видеоклипа

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

  1. Организационный момент

 «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава

- Какое значение имеет песня в жизни человека?

- Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях.

- И я приглашаю вас совершить путешествие.

- Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? (поднимите руки)

  Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни)

  Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во времени нам поможет глобус.

Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.

  1. Изучение нового материала.

Отмечаю место на глобусе.

Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает: 

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

  Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

гимн «Гаудеамус»

- Кто исполнял гимн? (хор)

- Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся акапелльно)

- Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно)

  В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.

фрагмент из перевода гимна:

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!

 

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.

  Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна

Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.

   Представьте себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.

- Куда же сейчас нас перенесет глобус?

Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия

   В эти места мы попали не просто так.

Выходит ученик и сообщает информацию:

Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

  Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

Отмечаю место на глобусе.

  На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

- Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах).

Выходит ученик с колпаком скомороха на голове и делает сообщение:

Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

  Совершив экскурсию в прошлое, узнав, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век.

  Теперь мы дома. Вторая половина ХХ века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

  Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

- Каких авторов-исполнителей вы знаете?

  Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

   Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость, любовь, дружба.

  Я предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого  «Песня о друге».

- Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе)

   Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.

9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт.

«Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы

- Какой образ создал композитор в этой песне?

   В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

  Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней.

Видеоклип песни «Утиная охота» А. Розенбаум

   В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

   У нас в Ростовской области тоже проводятся фестивали авторской песни. В июне 2012 года в ст. Романовская, Волгодонского района, прошел XIV межрегиональный фестиваль авторской песни «Струны души», который посетил губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев.

     III.  Обобщение.

   Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны.

- Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

* Разделитесь на группы и подумайте над вопросом:

- В чем ценность авторской песни?

Цветовая диагностика:

Предлагаю провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению.

    IV.  Оценка работы учащихся.

    V.   Закончим наш урок мы песней Олега Митяева «Как здорово!»

    VI.  Домашнее задание.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

по теме: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

 ( Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки»)

Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. 

Задачи:

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;
  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение;
  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.

Тип урока: погружение в музыкальный материал.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на электронном носителе.

Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».

Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус», международный студенческий гимн.

Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная охота» А. Розенбаум.

   Исходя из цели урока, было спланировано несколько учебно-воспитательных моментов:

  • Объяснение нового материала.
  • Слушание музыки и обсуждение музыкальных образов.
  • Знакомство и разучивание нового вокального произведения.
  • Подведение итога урока.

   Все запланированные задачи были реализованы.

   Объяснение нового материала прошло через рассказ учителя и слушание музыкального произведения с использованием презентации.

   Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.

   Каждый ученик был включен в активную познавательную и музыкально-творческую деятельность.

   Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы урока, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская песня: прошлое и настоящее

Слайд 2

ЕВРОПА

Слайд 3

Ваганты

Слайд 4

Да здравствует академия! Да здравствуют преподаватели! Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе! Пусть всегда они процветают! Да сгинет печаль, Да сгинут горести! Да сгинет дьявол, Всякий враг студентов, А также насмешники. Гимн студентов («Гаудеамус»)

Слайд 5

ЛИШЬ НАУКА НА ЗЕМЛЕ СЛУЖИТ ЛЮДЯМ ВЕЧНО. ЛИШЬ НАУКА НА ЗЕМЛЕ СЛУЖИТ ЛЮДЯМ ВЕЧНО. СЛАВЕН ТОТ, КТО СЛУЖИТ ЕЙ. СЛАВЕН ТОТ, КТО СЛУЖИТ ЕЙ В ЖИЗНИ БЫСТРОТЕЧНОЙ, В ЖИЗНИ БЫСТРОТЕЧНОЙ.

Слайд 6

ИРЛАНДИЯ, УЭЛЬС, ШОТЛАНДИЯ

Слайд 7

Барды

Слайд 8

РУСЬ

Слайд 9

Скоморохи

Слайд 10

РОССИЯ

Слайд 11

Авторская песня: Своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: Бардовская песня; Самодеятельная песня; Поэзия под гитару.

Слайд 12

Известные авторы, исполнители собственных песен БулатОкуджава Юрий Визбор Сергей и Наталья Никитины Александр Розенбаум Александр Городницкий Юлий Ким Владимир Высоцкий Олег Митяев

Слайд 13

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (1938-1980)

Слайд 14

БУЛАТ ОКУДЖАВА (1924-1997)

Слайд 16

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ

Слайд 17

ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (Самарская область) ВАЛЕРИЙ ГРУШИН

Слайд 18

ФЕСТИВАЛЬ«СТРУНЫ ДУШИ» Ст. Романовская Волгодонского района Ростовской области

Слайд 19

Ценность авторской песни: Искренность Доверие Смелость и индивидуальность высказывания Выражение глубоких чувств

Слайд 20

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно Струна осколком эха пронзит тугую высь Качнется купол неба большой и звездно-снежный Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Качнется купол неба большой и звездно-снежный Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет Как здорово что все мы здесь сегодня собрались И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Но все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним Чьи имена как раны на сердце запеклись Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним Как здорово что все мы здесь сегодня собрались Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним Как здорово что все мы здесь сегодня собрались ОЛЕГ МИТЯЕВ «Как здорово!»

Слайд 21

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подготовить сообщение о бардах Ростовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская песня - прошлое и настоящее"

здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

урок в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее".

Во время урока учащиеся раскрывают понятие "авторская песня"; знакомятся с выдающимися представителями авторской песни: Д.Тухмановым, Б.Окуджавой, О. Митяевым, М.Светловым, В.Высоцким. В течение урока...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Урок по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"....

Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...