Распевание в детском коллективе.
статья по музыке по теме

Распевание в хоре. Забавные распевки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_raspevanie.docx19.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кое-что о распевании.

Ни для кого не секрет, что вокальные занятия обязательно начинаются с распевания, которое длится 10-15 минут!!!! Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Нужно отметить, что дети не очень любят распеваться, и здесь педагогу придется включить фантазию, и оформить данное занятие в игровую форму. 
Существуют распространенные недостатки в пении у детей, это-неумение
формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать- на выработку какого навыка- дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

А.В. Свешников работал a'cappella без поддержки инструмента и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества, которые со временем модифицируется у взрослых.

Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном и непрерывном  (цепном) звуке, мягкие губы должны быть не совсем плотно сомкнуты. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В процессе обучения это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.

Упражнения на слоги ма и да. Оно приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно петь на слоги «лю», «ле», потому, что это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.


По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание – это поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1.

Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква по своей природе, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании.

.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении .Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. Перенесение плотного краевогосвязан, полученного при пении staccato на legato. При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, чтобы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравниванием гласных, попеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

И по мнению Свешникова - желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания (приложение 8). индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами (приложение 9).

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

В работе над нюансами следует избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на ??? на одном звуке. Что бы получилось крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот.

Упражнение так же развивают подвижность голоса. Начинают с умеренных темпов и постепенно переходят к более быстрым. Часто тенденция «смазывания» более сложным упражнения на вокализацию, т.е. распевание 1-й гласной буквы.

Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то ,что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости .

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить: чем быстрее темп тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту, а дотрагивается. Подвижность голоса -и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа,  и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работой.

В заключение скажу, что навыки, формирующиеся во время распевания в следствии становятся рефлекторными. И, по сути в одном упражнение можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество. Главное, чтобы они не являлись перегрузкой  для детей.

Примеры Игровых распевок:

А-пель-син и ли-мон (звуки мажорного трезвучия сверху вниз)

До-ре-ми-фа-соль-ля-си Кошка села на такси.

Как зовут вас, как зовут вас, как зовут? – Мадам Люси.

Мы пи-ра-ты, йо-хо-хо-хо-хо, быть пи-ра-том о-чень нелегко.

Ма-лень-ка-я Юлька, ты у нас чис-тюль-ка,

Быстро про-сы-пай-ся, мой-ся, о-де-вай-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

психологический климат в детском коллективе

презентация к мо классных руководителей...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Методическая разработка «Распевание в детском вокальном народном ансамбле». Начальный этап.

Статья  об особенностях распевания народного коллектива на начальном этапе обучения....

Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"

Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами.  В сюжете сценирия...


 

Комментарии

«Учимся сочинять музыку. ИКТ в образовательном процессе, как условие развития творческих способностей».
Евстигнеева Т.С., педагог дополнительного
образования ЦВР Центрального района

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и сопереживать.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
На сегодняшний день актуальной проблемой остается привлечение детей в дополнительное образование. Поэтому важным фактором в решении данной проблемы является применение современных форм и методов обучения детей.
Наше время характеризуется тем, что дети, зачастую, обладают большими знаниями и умениями в овладении компьютером. Основываясь на этом, можно использовать ИКТ в образовательном процессе, что успешно используется на музыкальных занятиях бардовской студии.
Разнообразие компьютерных музыкальных программ позволяет слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и сочинять музыку. Момент творческого поиска воспитывает и развивает у детей такие качества, как эстетический вкус, воля, образное и логическое мышление, целеустремленность. Использование компьютера возможно на любом музыкальном занятии, а особенно на занятиях, когда ребятам дается задание по импровизации, сочинительству. Сочиняют ребята несложные формы, в основном, это мелодии-песни, положенные на стихи поэтов или на собственные стихи. Необходимо уточнить, что на сочинительство приходится отводить немалое количество времени. Поэтому используются разные формы организации в работе с детьми: индивидуальные и групповые. Также, ребятам дается домашнее задание, где они самостоятельно осваивают музыкальные программы.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

• Музыкальные проигрыватели
• Музыкальные энциклопедии
• Обучающие программы
• Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

1.Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
2.Огромную помощь на занятиях дают музыкальные энциклопедии. В них представлены сведения о шедеврах музыки, композиторах, о многих современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип.
3. Обучающие программы по музыке –такие, к примеру, как Ейрмастерскул и Музыкальный экзаменатор. Эти программы являются вспомогательным инструментом для тренировки и развития музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, ребята учатся правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам.
4. Нотные редакторы- это компьютерные программы, предназначенные для набора нотного текста. Нотный редактор работает с нотным текстом подобно тому, как текстовый редактор — с словесно-буквенным текстом .Все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур. Большинство нотных редакторов позволяют также проигрывать нотный текст. При сочинении мелодии нотный редактор является незаменимым помощником, потому как написанная мелодия проигрывается, и можно услышать ошибки и исправить их. К тому же распечатанный нотный текст выглядит эстетично, словно он был напечатан в издательстве.

Применяя новые информационные технологии, нельзя забывать о том, что применение ИКТ в педагогической деятельности должно быть дозировано. Общение с компьютером нельзя заменить живым общением с педагогом.
Поэтому следует использовать только те программы, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка, старясь не перегрузить компьютером. Такими программами (нотными редакторами) для импровизации и сочинительства на сегодняшний день являются программы Финал, Сибелиус и Мьюзскор.

Чем полезно обучение ?
1. В нотном редакторе все записанные вами звуки играются так, как вы их написали.
Если, например, написать партию инструмента или задание по сольфеджио в нотном редакторе, то можно услышать правильное интонационное и метро-ритмическое звучание записанного произведения. Услышать то, что вы сочинили в своей голове, набрав ноты в программе. Запись собственной мелодии воспитывает у ребят усидчивость, целеустремленность и самостоятельность, а обучение в нотном редакторе значительно повышает музыкальную грамотность, ученик быстрее учится читать ноты - и понимать ноты. Ребенок учится ставить себе цели и достигать их, что является немаловажным фактором в современном мире.
Более «продвинутым» ученикам можно порекомендовать пробовать переписывать и аккомпанемент к своей партии - чтобы услышать звучание партии сопровождения, попробовать играть с этим механическим аккомпанементом дома.
Продуктивно совместное обучение сочинительству на музыкальных занятиях на заданный пример.
Так как, совместная деятельность детей на занятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
( Демонстрация результатов работы детей)
Заключение.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности..
Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на занятии для решения всех проблем неправильно. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом.
Умение «поставить проблему», заинтересовать обучающихся, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за педагогом.
Но, по образному выражению Анатолия Гина - "Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.
Первым всегда идет впередсмотрящий.