Конспект урока "Музыкальный портрет"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Санков Дмитрий Александрович

Урок предназначен для учащихся 5 класса в разделе "Музыка и живопись". На уроке используются следующие педагогические технологии: групповая технология, информационные технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления. К данному уроку была подготовлена презентация по теме "Музыкальный портрет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальный портрет»

Предмет: Музыка

Класс: 5

Программа: «Музыка». В.В.Алеев, Т.И.Науменко

Учитель: Санков Дмитрий Александрович

Категория: высшая квалификационная категория

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 5 г. Шахты

Тип урока: углубление темы, развивающий, проблемный

Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

- сформировать представление о жанре музыкального портрета;

- познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;

- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.  

Развивающие:

- развитие исследовательских навыков;

- развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения

- углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;

- выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).

Воспитывающие:

- воспитание чувства прекрасного на примере  произведений мировой музыкальной и художественной культуры;

- формирование эстетического вкуса учащихся;

- воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока:  В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета,  умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности,  работы с современными электронными средствами обучения.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки».

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть здоровыми и красивыми. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (…) Я надеюсь, что после урока оно станет ещё лучше. Итак, мы продолжаем путешествие по музыкальной картинной галерее.

II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.

- Ребята, перед тем как перейти к новому разделу, давайте вспомним тему III четверти.

(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)

- А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?

(Связь музыки с изобразительным искусством)

- Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?

(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)

- Правильно, ребята. И на этих уроках мы с вами убедились, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности могут изображать движение, всевозможные образы, взаимодополняя друг друга.

- А тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальный портрет». (Сл.2)

- Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?

(Отображение визуальных характеристик модели; это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)

- А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?

(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет)

- Да, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, а может ли существовать музыкальный портрет? (проблемный вопрос) (Сл.3)

- И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.

II. Рассказ о творческом содружестве композиторов «Могучая кучка»

- Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

     Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой (Сл. 4), который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

     Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой» (Сл. 5).

     В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (Сл. 6), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (Сл.7), восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (Сл. 8), учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин (Сл. 9) и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков (Сл. 10).

     Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев (Сл. 11). Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.

     Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.

     Название «Могучая кучка» им дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов (Сл. 12), написав в своей статье после одного из концертов: «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». Именно Стасов вдохновлял композиторов на создание новых музыкальных полотен.

     В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.

     Это были Иван Крамской (Сл. 13), Василий Перов (Сл. 14), Исаак Левитан (Сл. 15), Виктор Васнецов (Сл. 16), Илья Репин (Сл. 17), Алексей Саврасов (Сл. 18), Василий Суриков (Сл. 19), Иван Шишкин (Сл. 20) и другие.        

     «Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.

     Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.

     Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский (Сл. 21), который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях.

     О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим на наших уроках.

III. Знакомство с жанром музыкального портрета.

     - Сегодня мы познакомимся с «Песней Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. (Сл.22)

- Ребята, давайте вспомним, что такое опера? (Музыкальный спектакль, где всё действие происходит под музыку и пение)

- Где и когда она возникла? (1600 г., во Флоренции)

- Кто написал первую оперу? (Клаудио Монтеверди)

- А из каких музыкальных номеров состоит опера? (оркестровые эпизоды, хоровые эпизоды, арии, ансамбли) (Сл. 23)

- Песня Варлаама – это тоже один из номеров в опере «Борис Годунов», который мы сейчас послушаем. Это очень интересный персонаж в опере. ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

- Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Первая группа. Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.  

Вторая группа.  Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.  

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода.

Третья группа. Перед вами – 4 портрета. Попытайтесь определить, какой из них более всего подходит Варлааму, и почему. (Сл. 24)

(Слушание «Песни Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского)

- Ребята, скажите, какие чувства у вас вызвала эта песня?     

- Ну а теперь посмотрим, какие музыкальные портреты у вас получились при помощи цветовой палитры, эпитетов и живописного портрета.

- Давайте выслушаем первую группу и посмотрим, какими же цветами они разукрасили портрет Варлаама.

(Ответ на поставленный вопрос даёт первая группа. На доске прикрепляются листочки с цветовой палитрой.)

- А теперь посмотрим, какими эпитетами охарактеризовали ребята из второй группы образ и песню Варлаама.

(Ответ учащихся второй группы. На доске крепятся эпитеты.)

- И, наконец, посмотрим, какой же портрет, по мнению участников третьей группы, больше всего подходит образу Варлаама.

(Аргументированный ответ учащихся третьей группы.)

- Это потрет Ильи Репина «Протодьякон» (это старший помощник священника при совершении церковной службы). (Сл.25) На картине изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть, гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание  злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.

- Ребята, Варлаам поёт песню не про себя. Как же мы смогли определить его характер? Что нам в этом помогло?

(Музыкальный язык)

- Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)

- Какие краски симфонического оркестра использовал композитор для передачи характера Варлаама?

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

- Итак, ребята, проанализировав «Песню Варлаама», мы подобрали к ней эпитеты, которые характеризуют нам Варлаама, создали цветовую гамму, больше всего подходящую к этому образу, нашли даже портрет, схожий, по-нашему мнению, с образом Варлаама – беглого монаха-разбойника. А теперь давайте ещё раз послушаем музыкальный портрет Варлаама и осознанно сопоставим его с репинским «Протодьяконом».

(Слушание «Песни Варлаама»)

- Скажите, ребята, схожи друг с другом образ Варлаама и образ Протодькона? (Да)

- Действительно, репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако, своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама. Почему же и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали так похоже?

(Потому что, и Мусоргский, и Репин, правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)  

IV. Итог.

- Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?

(Да.)

- А что музыка нам изображала?

(Характер человека, его внутренний мир.)

- Так что же такое музыкальный портрет?

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

- Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)

- Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно  взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

- Можем ли мы увидеть музыку?

V. Творческая деятельность учащихся.

- Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)

(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

- Ну а  теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

- А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

VI. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

- Значит вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазии?

- А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выходя из класса, отобразите своё настроение на доске.

(Учащиеся выходят из класса, прикрепляя к доске смайлики.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....