Главные вкладки

    Статья по музыке по теме:
    Использование ИКТ в преподавании музыки в общеобразовательной школе.

    Салихова Лилия Ахметовна

    Участие в Межрегиональном Интернет - педсовете "Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании музыки в общеобразовательной школе

    Так как урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащегося, то сегодня в организации этого процесса нельзя не учитывать созидательный аспект компьютерных технологий. Компьютерные технологии в широком смысле – это педагогический инструмент, влияющий на структуру и динамику познавательной активности учащихся. [1]

    Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического  развития учащихся.

    ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка. 

     Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря  использованию ИКТ,  ученики стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать). [2, 3]  

    При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

    1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

    2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

    3. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

    4. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной  теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;

    5. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

    После того, как школы были укомплектованы компьютерами и электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование   готовых   электронных   образовательных   ресурсов  в процессе обучения.

    В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки. Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки, начиная с 1 класса.

    Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» [4], где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

    Огромную роль в работе на уроках музыки оказывает электронный учебник «Музыка» и «Культура Башкортостана» под редакцией Р.Х. Хусаиновой, где собран богатый материал по башкирской музыкальной культуре.

    При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов,  из которых узнаю о новинках в мире музыки. Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.[5, 6]

    В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

    Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

    • определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
    • проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;
    • проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;
    • оценку педагогической деятельности учителя музыки.

             На уроках музыки использую  различные формы тестового контроля:

    1.  «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

    2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На  уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь при наличии соответствующих технических средств (аудиоплеер и наушники).

    Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

    Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, добилась стабильности результатов. В течение  ряда лет наблюдается  100% успеваемость и высокое качество знаний.                                                                

    В  результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

    В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

         Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.

    Литература и Интернет – источники:

            1.     Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке.   Серия  «Модернизация общего образования». - СПб., 2004.

           2.  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:    Академия, 2003.

    3.  Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005.

           4.    Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. – М., 2007.

    5.    http://festival.1september.ru/articles/310931/

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

    В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

    статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

    статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

    Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин

    Материал содержит классификацию ЦОР, методы их применения в образовательном процессе и проблемы школьных учителей,связанные с использованием ИКТ...

    МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

    "Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

    Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

    Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

    «Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании музыки в общеобразовательной школе».

    25.03.2015г В рамках работы методического объединения «Эстетической направленности» выступление с докладом на тему: «Использование информационно – коммуникационных техноло...