Материал к уроку музыки. 3 класс.
материал по музыке по теме

Юракова Элина Дмитриевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx19.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 4.

Тема урока: «Кантата «Александр Невский С. Прокофьева. Традиции русской песенности и колокольности в музыке кантаты».

Цель урока: Продолжить знакомство с жанром кантаты..

Задачи урока: Познакомить детей с хором «Вставайте, люди русские!» Разучить его. Проанализировать музыку хора.

Музыкальный материал: «Патриотической песня» М. Глинки, С. Прокофьев  хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).

Проблема урока: Как музыка рассказывает нам о героях??

Дополнительный материал: «презентация», видеофрагменты из фильма «Александр Невский.

Ход урока

1. Организационный момент.

Можно войти в класс под музыку «Патриотической песни» М. Глинки, обратить внимание детей на торжественный характер этой музыки, предложить учащимся высказать свое мнение о том, почему композитор назвал эту песню патриотической, рассказать  о том, что песня была гимном России. (слайд 1)

2. Работа с презентацией.

  • Ребята уже знакомы с именем Александра Невского, великого полководца и святого земли русской, но лучше повторить.(слайд 2)
  • Рекомендуется повторить, что такое кантата, кем и когда она была создана, прослушать  хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).
  • В первом хоре отметить повествовательный характер главной мелодии, которая сродни старинным былинам. Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части. Средняя его часть от слов "Ух, как бились мы, как рубились мы!" более оживленна и картинна. Звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей переданы в оркестре в сопровождении ударных (барабан, бубен), но гусельные переборы у арф придают музыке характер эпического рассказа.
  • Хор «Вставайте, люди русские» имеет трехчастную форму. И это не случайно. Осмыслить выразительное значение  музыкальной формы может помочь непосредственная исполнительская деятельность учащихся. Дети могут спеть  главную мелодию хора с ориентацией на нотную запись (с. 17).  В нотной записи они увидят те «подсказки», которые помогут им передать характер этой темы: темп – решительно, мужественно; динамика – громко (форте), особенности ритма (акценты). На слух ребята могут определить колорит сурового минорного лада.
  • Пусть ученики подумают над тем, какое вступление могло бы предшествовать появлению главной темы хора в кантате (значение термина «кантата» объясняется в Учебнике на с. 16). После высказываний детей предложите им послушать фрагмент хора – вступление и первую тему. Во вступлении дети, наверняка, услышат звучание колокола. Что передает звучание колокольного звона во вступлении: радость? тревогу? взволнованность? призыв? Пусть ребята выразительным активным движением руки изобразят под музыку вступления партию оркестрового колокола. Трудность выполнения этого задания будет заключаться в том, что нужно «уловить» удары колокола, которые звучат неравномерно, несимметрично.
  • Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.
  • Объяснить фразу:
  •  «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
  • Завершить урок можно продолжением работы над исполнением русских народных песен – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу».

Дом.задание: Дома учащиеся могут выполнить задание в Рабочей тетради  на развороте «Наша слава – русская держава».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Музыкальный материал для уроков музыки. 1 полугодие, 2 класс

Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки во 2 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю н...

Игровой материал для уроков музыки 5-7 класс

1. Задание:  в буквенной таблице найти фамилии 15 композиторов.2. вопросы к кроссворду "Лира"...

«Игровой прием обобщения материала на уроках музыки в 1-7 классах» (разработка урока)

Разработка урока Зариповой М.А. "Игровой прием обощения материала на уроках музыки в 1-7 классах" была опубликована в сборнике педагогических статей "Современный урок в сфере требований ФГОС второго п...

Методический материал к уроку музыки в пятом классе

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Тайна скрипки"...