Игровые технологии в обучении музыке младших школьников
методическая разработка по музыке по теме

Примерные задания и упражнения, которые можно использовать на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении музыке младших школьников

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста( 7-8 лет) характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

            Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Формы применения элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно "выразить свои суждения о прослушанном". Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти.

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки. В приложении представляется занимательный материал, который также может быть использован учителем в своей работе (варианты текстов скороговорок, ребусов, занимательных стихотворений и заданий).

Приложение

Дополнительный игровой материал к урокам музыки.

  1. Фонопедические  упражнения

Развиваем  ассоциативное мышление, обучаем элементарной импровизации.

Объясните детям, что  в паузах, которые  делает  учитель, надо  изобразить предложение звуками.

 Примерные  тексты:

  1. «Весенние  голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

  1.  «Горе-водитель» (аналогично)

Ранним  утром, проколупав  глаза, проснулся  тракторист  Вася. Выпив  литр  молока,  и  закусив  батоном, он  собрался  в  поле. Подойдя  к  своему  боевому  коню, пнул  по  колесу, а потом  по  привычку  шлёпнулся  в  пыльное  сиденье. Завел  трактор  и  помчался  в  поле. Ошметки  грязи  летели  из-под  колес  в  разные  стороны. Вдруг  неожиданно  он  оказался  на  курином  дворе.  От  испуга  он  повернул  направо  и  не  заметил, как  оказался  в  реке. Трактор  пошёл  ко  дну.  А  Василий, прощаясь  с  трактором, рыдал  на  берегу.

  1.  Ритмические  упражнения.

Основной  инструментарий  это  хлопки, шлепки  ладонями  по  коленям, топы  ногами, щелчки  пальцами, стуки  кулачками  или  пальцами  по  столу и т.д.

Задания:

1.Шумовой  оркестр

Дети  по  очереди (можно  рядами)  исполняют  свой  заданный  ритм, соединяясь  в  рисунок. Например, 1  такт – 1  ряд, 2  такт – 2 ряд, 3 такт – 3 ряд и т.д. Затем  можно  подключить и музыку. Можно  изменять  порядок.

Щелчки        -----------------------------------------------------------------------------------

Хлопки        ------------------------------------------------------------------------------------

Шлепки       ------------------------------------------------------------------------------------

Топы           -------------------------------------------------------------------------------------

2. Звучащие жесты:

Дождик накрапывает”

(игра с использованием звучащих жестов”

Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

  1. «Хохотальная  разминка»

  Разучивается  с  помощью  приема  «эхо».

Тук-тук-тук.  Что за странный  звук

Тук-тук-тук. Может дятла  стук?

(Стук сжатыми  кулачками по крышке стола)

Синти-бринти-чок. Это сверчок.

(Выполняются два щелчка пальцами и хлопок)

Дзень-дзень-дзень (2 раза)

Звенит муха целый день.

(Скользящие  хлопки  ладонями.)

Энзы-бэнзы-энзы-трох

Скачут зайцы  прыг  да  скок.

(Выполняется щелчок – хлопок –щелчок – хлопок)

Ани – бани – тарабани .

Идёт  лисонька  из  бани.

(Выполняются шлепки  ладонями по коленям)

Хо – хо – хо, ха – ха – ха,

В  речке  плещется  уха.

Хо – хо – хо, ха – ха – ха,

Вот   какая  петуха.

(Выполняются  хлопки  на  ритм  ти - ти – та)

Хо – хо – хо – хо – ха – ха – ха .

Надоела  чепуха.

(Выполняются  хлопки  на  ритм  ти - ти – ти – ти – ти – ти – та)

Всё!

  1. Попевки.

Движения  можно  придумывать  самим, изменять  их, можно  предложить  придумать детям.

А.    Скок – скок – поскок.

Молодой  дроздок.

По  водичку  пошёл,

Молодичку  нашёл.

Молодиченька – невеличенька.

Сама  с  вершок,

Голова с горшок.

Б.     Солнышко – колоколнышко,

Выгляни  из-за  гор горы.

Видела ль ты свою  сестру,

Видела ль кра-асну весну?

Видела ль ты другу сестру,

Старую ведьму – зиму?

Что стужу да в мешке несла,

Холодом на землю трясла,

А потом оступилася,

Под гору повалилася.

  1. Упражнения на дикцию.

    Упражнение выполняется  в  форме  скороговорки. Начинается  с  медленного  темпа, затем темп  ускоряется.

 Веники, веники да

Веники – помелики да

По печи валялися да

С печи  оборвалися.

Кум  Гаврила, кум  Гаврила,

Я Гавриле  говорила…

 

  1. Развиваем воображение
  1. “В доме моем тишина”

сл.и муз. Т.Боровик

нотный пример 1

1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

6. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)

Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков

  1. Речевая диалогическая игра по песенке “Таря-Маря”

Учитель: - Таря-Маря в лес ходила…

Дети: - В лес ходила?

Учитель: - Таря-Маря шишки ела…

Дети: - Шишки ела?

Учитель: - Шишки ела, вам велела.

Дети:

- Шишки ела, нам велела
А мы шишек не хотим,
Таре-Маре отдадим.

Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Когда эту игру использую на уроке, стараюсь, чтобы ребята исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает рождению выразительной интонации.

Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.

Активизирует творческую активность детей на уроке прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать музыкальную картинку своим рисунками и получаются интересные выставки детского творчества

               Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно- специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса. Но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи новой школы.

Считаю, что подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать уроки музыки интересными и динамичными, ребенок - творец звуков окружающего мира и музыки. Урок музыки становится “обучением в действии”. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.

             Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира.

В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.

  1. Обучение  сочинению  по  музыкальным  отрывкам  и  шумам.

  Музыкально – шумовые  истории.

Детям  предлагается  послушать  музыкально – шумовую  историю, которая  состоит  из  двух  шумовых  частей  и  1  музыкальной, длительностью не  более 2 минут. Правила  проведения  работы:

  • Не  должно  быть  никакого  иллюстративного  материала.
  • Учащиеся  не  должны  комментировать  услышанное, делиться  впечатлениями  до и  во  время  написания  работы, выдвигая  свои  версии.
  • План – карта  должны  быть  заранее  подготовлены  и  распечатаны самим  учителем.

                                              ПЛАН – КАРТА

Название

музыкального фрагмента

Где развивается

действие в данном

музыкальном

отрывке?

Что  происходит в данном  музыкальном  отрывке?

Участники  событий  в  данном  музыкальном отрывке?

(Кто? Что?)

Настроение, эмоциональное  состояние

Последовательность  выполнения  работы:

  1. Составление  учителем  музыкально-шумовой  истории.
  2. Первое  знакомство.
  3. Расчленение  истории  на  части.
  4. Прослушивание  частей.
  5. Разбор  их, краткая  запись  в  плане-карте.
  6. Сборка  истории.
  7. Творческая  работа: сочинение, стихотворение, рисунок и т.д.

  1. Пластическое  интонирование.

1.Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига. Движения  рук, пальцев  изображают  движение  плавников  рыб, брызги  воды  под  музыку  Сен-Санса «Аквариум».

Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… Выбор для творческих учеников огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.

2. Инсценирование песни. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. Это, например, такие игровые песни, как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны девицы». Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

3.  Танцевальные движения. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса.

Литература 

  1. ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М “Методика музыкального воспитания” М. “Академия”2000г.
  2. “Музыка в начальной школе” М. “Просвещение” 1985 г.
  3. Тельгарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” ” М. “Просвещение” 1991г.
  4. Сергеева Г.П. “Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе” М. “Академия” 2000г.
  5. Программно-методические материалы “Музыка. Начальная школа” М. “Дрофа” 2001г.
  6. Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г.
  7. “Искусство в школе” №2, №3-2005г, №5-2005г.
  8. Зимина А.Н. “Народные песни с пением” М. “ГНОМ и Д” 2000г.
  9. “Музыка в школе” №1-1991г.
  10. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: СПбГУПМ, 2003
  11. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // http:arsl.ru 
  12.  Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника // http:library20.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"

Использование  разного  рода  игр  на  уроках  иностранного  языка...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игр...

«Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам младших школьников»

quot;Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет&qu...

Игровые технологии в обучении французскому языку младших школьников

Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку....

Возможности использования игровых технологий при обучении младших школьников технике чтения на французском языке

Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материа...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ АЛФАВИТУ»

В моей статье представленые игровые технологии, которые я использую при работе с английским алфавитом....