Беседа-концерт "Детская музыка Александра Гречанинова"
классный час по музыке по теме

Квасникова Марина Николаевна

Беседа-концерт "Детская музыка александра Гречанинова" (к 150-летию композитора)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Мамадыш

имени композиторов Яруллиных»

Беседа-концерт

 «Детская музыка Александра Гречанинова».

(к 150-летию композитора)

  январь 2014 года

                                                   

Методическая разработка концертного мероприятия

«Детская музыка Александра Гречанинова».

(к 150-летию композитора)

Форма проведения: беседа-концерт

Участники: воспитанники д/с «Солнышко», учащиеся и преподаватели фортепианного отделения Мамадышской ДШИ.

Возраст детей: первичная аудитория - 5-7 лет; вторичная – 7-14 лет.

Цель:

  1. Воспитание у детей любви к музыке, развитие их познавательной активности.
  2. Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Создание положительных эмоций у маленьких слушателей от общения с «живой музыкой».
  2. Расширение музыкального кругозора детей.
  3. Развитие коммуникативных способностей детей, умения выражать свои чувства от прослушанной музыки.
  4. Знакомство детей с творчеством русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.
  5. Воспитание у учащихся-исполнителей сценической устойчивости,  умения выразительного исполнения выученных произведений.
  6. Воспитание стремления учащихся к самовыражению и творчеству.

Оборудование: музыкальный инструмент  фортепиано, стулья, столик для ведущего.

Оформление сцены:  живые комнатные растения, портрет А.Т. Гречанинова.

Музыкальное оформление: детские фортепианные пьесы А.Т. Гречанинова в исполнении учащихся 1-7-х классов Мамадышской ДШИ.

Ход мероприятия.

(звучит «Камаринская» А.Гречанинова)

Ведущая: Здравствуйте  дорогие ребята! Сейчас вы слушали прекрасную музыку русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.  Понравилось? Конечно, музыка Александра Гречанинова яркая, живая, очень понятная для детей. И в этом мы с вами сегодня убедимся. Здесь, сейчас для вас будет звучать музыка только одного композитора – Александра Тихоновича Гречанинова.  И мы начинаем рассказ об этой замечательной музыке и о самом композиторе.

 «Музыкальная сказка».

Родился Александр Тихонович Гречанинов 150 лет назад (в 1864 г.) в Москве 25 октября. Родители его были музыкальны от природы. Мать часто напевала романсы, а отец любил петь церковные песни. Сам Александр  с раннего детства тянулся к музыке, пел в гимназическом хоре, и даже был в нем солистом.

Представьте себе ранне утро, всё ещё только-только просыпается, а маленький Саша уже идёт на службу в церковь, где он вместе с другими детьми поет в хоре.

 «Утренняя прогулка».

Семья  Гречаниновых была купеческой, и родители Александра мечтали, что их сын будет заниматься торговлей. Они были против того, чтобы Александр всерьез занялся музыкой,  и не помогали ему в этом. А мальчик всё больше и больше тянулся к музыке, постоянно что-то напевал, мечтал стать музыкантом.

 «Маленький попрошайка».

Родители не воспринимали всерьёз увлечение сына музыкой, поэтому, наверное, свою первую гитару маленький Александр купил сам на деньги, которые он скопил. Именно на гитаре он начал осваивать музыкальное инструментальное искусство, научился подбирать аккомпанемент к тем романсам, которые пела его мать.

«Этюд».

По словам самого Александра Гречанинова, первый раз фортепиано он увидел в 14 лет. И с тех пор он считал фортепиано своим лучшим другом. Долго и упорно занимаясь каждый день, Гречанинов самостоятельно готовился   к поступлению в Московскую консерваторию. И в возрасте 17 лет (в 1881 году), втайне от родителей, поступил в неё, чтобы стать композитором. Радости его не было предела!

 «Марш».

Начались учебные будни. Музыка будущему композитору давалась нелегко, путём огромных усилий. Александр Гречанинов много и усердно занимался, постигал азы композиторского искусства, сочинял множество музыкальных произведений. Одних только романсов он написал несколько десятков, несколько из которых получили очень широкую популярность  и сделали известным самого композитора.

 «Скучный рассказ».

 Гречанинов учился у многих известных музыкантов и композиторов, сначала в Московской консерватории, а затем продолжил своё обучение в Петербургской консерватории. Учёба его растянулась на долгие 13 лет. Он был самым взрослым учеником в консерватории - на 10 лет старше своих сверстников по классам. По словам современников, Александр Гречанинов был очень упорным и чрезвычайно трудолюбивым человеком. Он  имел твёрдое желание и намерение – писать музыку доступную и понятную для широких масс публики, и при этом – музыку высокохудожественную. И он достиг этого, он стал одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную.

«Необычайное проишествие»

Учась в консерватории, Гречанинов окончил педагогические курсы и стал работать преподавателем теории музыки в школе сестёр Гнесиных, успешно сотрудничал со школьным хоровым классом, писал хоровые произведения для детского хора. Он также руководил детским хором в школе Т.М. Беркман. Для детей Гречаниновым написано четыре оперы, большое количество песен, хоровых произведений, различных инструментальных пьес.

 «Лошадка».

Сочинял для детей Гречанинов с удовольствием, и это у него получалось очень легко. Он часто говорил: "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовую себя равным им". Для детей он написал  балет, множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!", "Петушок", "Ручеек", "Ладушки"; фортепианные сборники "Детский альбом", "Бусинки", "Сказочки", "Бирюльки", "На зеленом лугу".  Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку. И в этом мы сейчас с вами убедимся.

 «Мазурка».

Популярность Александра Гречанинова и его музыки в то время конкурировала с популярностью Петра Ильича Чайковского. Он писал очень удобно для голосов (певцы и певицы были в восторге). Он писал для хора, вокального ансамбля. Он писал духовную музыку. И, наконец, он писал для детского мира, для которого в то время вообще ничего не было написано. Он писал для вас, ребята.

 «Танец».

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее – страна была разрушена революцией и гражданской войной. Поэтому, наверное, всё чаще в его музыке проскальзывало грустное настроение.

     «Жалоба».

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, много сочинял. Но в 1925 году в возрасте шестидесяти лет композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. Он прожил 14 лет во Франции ( в Париже),  много сочинял, давал концерты. Когда ему исполнилось 74 года, Александр Гречанинов решает переехать в Америку в город Нью-Йорк. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Умер композитор в возрасте 92 лет (4 января 1956 г.)

«В разлуке».

Представьте себе статного белокурого человека в очках с небольшой  бородкой, спокойного, тихого, любящего природу и детей, – таков был истинно русский композитор Александр Гречанинов, настоящий русский интеллигент с чистой душой и строгими нравственными убеждениями, до конца жизни сохранивший верность традициям отечественной музыкальной культуры. Судьба послала композитору долгую жизнь, и он многое успел сделать. Творческое наследие Гречанинова огромно – около 1000 произведений: оперы, детский балет, крупные симфонические произведения, музыка к спектаклям, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей.

 «Осенняя песенка».

Музыка Александра Гречанинова, написанная для детей — важная часть художественного наследия композитора. В музыкальных школах сегодня дети с удовольствием играют его фортепианные пьесы. Очень распространены  сборники его фортепианных произведений для детей «Детская музыка», «Сказочки», «Бирюльки», «Бусинки», пьесы из которых вы  сегодня слушаете на нашем концерте.

 «Вальс»

Ребята, музыку какого композитора мы сегодня слушали? Правильно, сегодня звучала музыка известного русского композитора Александра  Тихоновича Гречанинова. И для  вас сегодня её исполняли учащиеся фортепианного отделения Мамадышской школы искусств:

Вам понравилось, дети?  Да, действительно сегодня звучала прекрасная музыка, и слушали её вы замечательно.

До новых встреч с музыкой, ребята!



Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Мамадыш

имени композиторов Яруллиных»

Беседа-концерт

 «Детская музыка Александра Гречанинова».

(к 150-летию композитора)

  январь 2014 года

                                                   

Методическая разработка концертного мероприятия

«Детская музыка Александра Гречанинова».

(к 150-летию композитора)

Форма проведения: беседа-концерт

Участники: воспитанники д/с «Солнышко», учащиеся и преподаватели фортепианного отделения Мамадышской ДШИ.

Возраст детей: первичная аудитория - 5-7 лет; вторичная – 7-14 лет.

Цель:

  1. Воспитание у детей любви к музыке, развитие их познавательной активности.
  2. Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Создание положительных эмоций у маленьких слушателей от общения с «живой музыкой».
  2. Расширение музыкального кругозора детей.
  3. Развитие коммуникативных способностей детей, умения выражать свои чувства от прослушанной музыки.
  4. Знакомство детей с творчеством русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.
  5. Воспитание у учащихся-исполнителей сценической устойчивости,  умения выразительного исполнения выученных произведений.
  6. Воспитание стремления учащихся к самовыражению и творчеству.

Оборудование: музыкальный инструмент  фортепиано, стулья, столик для ведущего.

Оформление сцены:  живые комнатные растения, портрет А.Т. Гречанинова.

Музыкальное оформление: детские фортепианные пьесы А.Т. Гречанинова в исполнении учащихся 1-7-х классов Мамадышской ДШИ.

Ход мероприятия.

(звучит «Камаринская» А.Гречанинова)

Ведущая: Здравствуйте  дорогие ребята! Сейчас вы слушали прекрасную музыку русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова.  Понравилось? Конечно, музыка Александра Гречанинова яркая, живая, очень понятная для детей. И в этом мы с вами сегодня убедимся. Здесь, сейчас для вас будет звучать музыка только одного композитора – Александра Тихоновича Гречанинова.  И мы начинаем рассказ об этой замечательной музыке и о самом композиторе.

 «Музыкальная сказка».

Родился Александр Тихонович Гречанинов 150 лет назад (в 1864 г.) в Москве 25 октября. Родители его были музыкальны от природы. Мать часто напевала романсы, а отец любил петь церковные песни. Сам Александр  с раннего детства тянулся к музыке, пел в гимназическом хоре, и даже был в нем солистом.

Представьте себе ранне утро, всё ещё только-только просыпается, а маленький Саша уже идёт на службу в церковь, где он вместе с другими детьми поет в хоре.

 «Утренняя прогулка».

Семья  Гречаниновых была купеческой, и родители Александра мечтали, что их сын будет заниматься торговлей. Они были против того, чтобы Александр всерьез занялся музыкой,  и не помогали ему в этом. А мальчик всё больше и больше тянулся к музыке, постоянно что-то напевал, мечтал стать музыкантом.

 «Маленький попрошайка».

Родители не воспринимали всерьёз увлечение сына музыкой, поэтому, наверное, свою первую гитару маленький Александр купил сам на деньги, которые он скопил. Именно на гитаре он начал осваивать музыкальное инструментальное искусство, научился подбирать аккомпанемент к тем романсам, которые пела его мать.

«Этюд».

По словам самого Александра Гречанинова, первый раз фортепиано он увидел в 14 лет. И с тех пор он считал фортепиано своим лучшим другом. Долго и упорно занимаясь каждый день, Гречанинов самостоятельно готовился   к поступлению в Московскую консерваторию. И в возрасте 17 лет (в 1881 году), втайне от родителей, поступил в неё, чтобы стать композитором. Радости его не было предела!

 «Марш».

Начались учебные будни. Музыка будущему композитору давалась нелегко, путём огромных усилий. Александр Гречанинов много и усердно занимался, постигал азы композиторского искусства, сочинял множество музыкальных произведений. Одних только романсов он написал несколько десятков, несколько из которых получили очень широкую популярность  и сделали известным самого композитора.

 «Скучный рассказ».

 Гречанинов учился у многих известных музыкантов и композиторов, сначала в Московской консерватории, а затем продолжил своё обучение в Петербургской консерватории. Учёба его растянулась на долгие 13 лет. Он был самым взрослым учеником в консерватории - на 10 лет старше своих сверстников по классам. По словам современников, Александр Гречанинов был очень упорным и чрезвычайно трудолюбивым человеком. Он  имел твёрдое желание и намерение – писать музыку доступную и понятную для широких масс публики, и при этом – музыку высокохудожественную. И он достиг этого, он стал одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную.

«Необычайное проишествие»

Учась в консерватории, Гречанинов окончил педагогические курсы и стал работать преподавателем теории музыки в школе сестёр Гнесиных, успешно сотрудничал со школьным хоровым классом, писал хоровые произведения для детского хора. Он также руководил детским хором в школе Т.М. Беркман. Для детей Гречаниновым написано четыре оперы, большое количество песен, хоровых произведений, различных инструментальных пьес.

 «Лошадка».

Сочинял для детей Гречанинов с удовольствием, и это у него получалось очень легко. Он часто говорил: "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовую себя равным им". Для детей он написал  балет, множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!", "Петушок", "Ручеек", "Ладушки"; фортепианные сборники "Детский альбом", "Бусинки", "Сказочки", "Бирюльки", "На зеленом лугу".  Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку. И в этом мы сейчас с вами убедимся.

 «Мазурка».

Популярность Александра Гречанинова и его музыки в то время конкурировала с популярностью Петра Ильича Чайковского. Он писал очень удобно для голосов (певцы и певицы были в восторге). Он писал для хора, вокального ансамбля. Он писал духовную музыку. И, наконец, он писал для детского мира, для которого в то время вообще ничего не было написано. Он писал для вас, ребята.

 «Танец».

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее – страна была разрушена революцией и гражданской войной. Поэтому, наверное, всё чаще в его музыке проскальзывало грустное настроение.

     «Жалоба».

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, много сочинял. Но в 1925 году в возрасте шестидесяти лет композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. Он прожил 14 лет во Франции ( в Париже),  много сочинял, давал концерты. Когда ему исполнилось 74 года, Александр Гречанинов решает переехать в Америку в город Нью-Йорк. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Умер композитор в возрасте 92 лет (4 января 1956 г.)

«В разлуке».

Представьте себе статного белокурого человека в очках с небольшой  бородкой, спокойного, тихого, любящего природу и детей, – таков был истинно русский композитор Александр Гречанинов, настоящий русский интеллигент с чистой душой и строгими нравственными убеждениями, до конца жизни сохранивший верность традициям отечественной музыкальной культуры. Судьба послала композитору долгую жизнь, и он многое успел сделать. Творческое наследие Гречанинова огромно – около 1000 произведений: оперы, детский балет, крупные симфонические произведения, музыка к спектаклям, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей.

 «Осенняя песенка».

Музыка Александра Гречанинова, написанная для детей — важная часть художественного наследия композитора. В музыкальных школах сегодня дети с удовольствием играют его фортепианные пьесы. Очень распространены  сборники его фортепианных произведений для детей «Детская музыка», «Сказочки», «Бирюльки», «Бусинки», пьесы из которых вы  сегодня слушаете на нашем концерте.

 «Вальс»

Ребята, музыку какого композитора мы сегодня слушали? Правильно, сегодня звучала музыка известного русского композитора Александра  Тихоновича Гречанинова. И для  вас сегодня её исполняли учащиеся фортепианного отделения Мамадышской школы искусств:

Вам понравилось, дети?  Да, действительно сегодня звучала прекрасная музыка, и слушали её вы замечательно.

До новых встреч с музыкой, ребята!