Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"
план-конспект урока по музыке на тему

  Конспект урока для 2 класса, по программе   Г.П. Сергеева Е.Д. Критская, составлен с учетом требованиями  ФГОС. Тема урока :  Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Цель: Воспитать в детях интерес к миру музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc455 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока :  Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Цель: Воспитать в детях интерес к миру музыки. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность

Задачи:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки;
  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
  • Воспитание культуры слушания симфонической музыки

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

 

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

 

Виды деятельности на уроке:

  • Хоровое  пение.
  • Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Работа обучающихся с наглядными пособиями.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на этом уроке.  Глядя на ваши  добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку, но сказку необычную. Но в начале, я предлагаю вспомнить, о чем шла речь на прошлых уроках. За активную работу и правильные ответы вы будите получать житом с изображением музыкального инструмента, а в конце урока мы посмотрим, кто же был самым активным.

2. проверка пройденного материала  

Работа со всем классом

  • На экране архитектурные  сооружения, что о них вы можете рассказать? ( музыкальный театр, звучит музыка, на сцене происходит музыкальный спектакль, актеры на сцене поют или танцуют, музыку исполняет симфонический оркестр, театр оперы и балета)

- Правильно, это театр оперы и балета. Как называется во всем мире известный театр в Москве? (Большой театр)

- Чем отличается опера от балета?

-  Что лежит в основе каждой оперы и балета? (литературный текст) 

- Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является  сказка? («Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка»)

- Что общего в этих жанрах? (начинаются с увертюры)

- Что такое увертюра? (оркестровое вступление) 

- Люди, каких профессий задействованы в постановке этих жанров? (худ., режиссеры, музыканты, дирижер и тд.)

- Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек? (симфонический оркестр) 

- Что вы можете рассказать о симфоническом оркестре? (музыканты сидят в определенной последовательности, делится на три группы: струнные, духовые, ударные)

- Как называют  человека, который руководит симфоническим оркестром? (дирижер)

 (Индивидуально – карточки)

 

  1. соотнести музыкальные произведения с автором

С.С.Прокофьев             «Золушка»

М.И. Глинка                 «Руслан и Людмила»

  1. дать определение

 опера – это _____________________________________________________________

 балет – это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. определи, какой музыкальный жанр изображен на предложенных примерах

  1. дать определение

увертюра – это ___________________________________________________________

дирижер – это____________________________________________________________

1. подпиши музыкальный инструмент

  1. отметь любым знаком музыкальный инструмент, который входит в состав симфонического оркестра

- Итак, на прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой, а чтобы окунуться в нее нам поможет поэтическая загадка

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери- страницы,

В нее поскорей отвори.

- итак, мы попали в сказку, с какими героями нам придется встретиться?

- с чем мы еще   встретимся в сказке?

- кто догадался, какая эта сказка?

 -я предлагаю открыть учебник на (стр. 90) и прочитать тему урока.

«Симфоническая сказка»

- ребята, что вам знакомо в названии этой темы (сказка)

- а кто знает, что значит симфоническая?

- так какую задачу мы должны сегодня поставить на уроке?

Задача: Узнать, что такое симфоническая сказка

- как мы будем решать эту задачу? (слушать, анализировать, рассуждать о музыке) 

- Симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир  симфонической музыки. Многие (даже взрослым людям)  симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. У каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.

Итак, симфоническая сказка – эта музыкальная  сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.

- какую информацию об этом вы можете вычитать в учебнике? (работа с учебником)

(автор С.С.Прокофьев)

- что вы знаете уже о С.Прокофьеве

(пианист и дирижёр, один из наиболее значительных композиторов XX века, писал музыку с пяти лет, писал музыку для взрослых и детей, написал музыку к  балету «Золушка»)

- как называется симфоническая сказка, о которой пойдет речь? («Петя и волк») 

- и так, вы уже знаете, что каждого героя сказки будет озвучивать музыкальный инструмент, но вы не знаете какой инструмент и какого именно героя и почему.

- И так, какую задачу мы с вами должны поставить?

- узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему.

- посмотрите на иллюстрации в учебники и скажите, с какими героями мы встретимся заполнение таблички

Симфоническая сказка

Сергей Сергеевич Прокофьев

«Петя и волк»

Петя

струнные смычковые

птичка

флейта

дедушка

фагот

охотники

барабаны и литавры

волк

валторны

утка

гобой

кошка

кларнет

Слушание тем

- ну а теперь, давайте послушаем и ответим, почему именно этот  инструмент озвучивает данного героя.

- охарактеризуйте Петю, какого вы себе представляете?

-Правильно. Петя, возможно, ваш ровесник. Как по вашему должна звучать его тема?

-А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор.

Слушание: тема Пети

-Какой же Петя?

-Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

-Какая группа музыкальных инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют (струнные   смычковые) 

Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки? (Добрую, веселую, сердитую, нежную)

-Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?

Слушание:  тема Дедушки

- Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.

- Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – духовой инструмент. Что вы можете казать о звучании фагота: низкий или высокий? (низкий)

- но, а теперь давайте поговорим о кошке, утке и птичке, каких вы себе их представляете?  Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание:  тема Птички

- что вы можете сказать о мелодии? (мелодия звучит быстро, высоко. Птичка летает, порхает, машет крылышками)

-Какое настроение у Птички? (Веселое, радостное, счастливое)

-какой музыкальный инструмент исполняет тему Птички – флейта

- А кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Слушание:  тема Кошки

-Почему вы решили, что это кошка? (музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется)

- Какой характер у Кошки? (мягкий, хитрый, осторожный)

- Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет

- Что вы можете сказать о «голосе» этого инструмента, какой он? (низкий, мягкий, спокойный, бархатный)

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание:  тема Утки

-Почему Утка, а не волк? (музыка неторопливая, неуклюжая, переваливается с лапки на лапку, крякает)

-Правильно. Инструмент, исполняющий тему Утки, называется – Гобой. Какой «голос» у гобоя?  (Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий)

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание:  тема Волка

-Почему именно Волк? (музыка страшная)

- Инструмент, изображающий Волка называется – Валторна. Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

-Ребята, посмотрите, с кем из действующих героев сказки мы еще не познакомились?

-Как же изобразил Охотников композитор?

Слушание:  тема Охотников

-Правильно, но здесь еще композитор вводит звучание выстрелов. Какие музыкальные инструменты исполняют тему охотников? ( Литавры и Большой барабан)

- мы с вами знаем, что симфонический оркестр состоит из трех групп музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные.  Отметь в своих табличках  рядом с названием инструмента к какой группе симфонического оркестра он относится. Для проверки, обменяйте друг с другом.

- молодцы, мы еще раз убедились в том, что все инструменты из симфонического оркестра, значит эта сказка симфоническая.

- так же мы  познакомились с темами симфонической сказки, так какой же мы можем сделать вывод, почему тему каждого героя озвучивают разные инструменты и не похожие звучанием друг на друга?

- правильно,  каждый герой выглядит по - разному и имеет свои отличительные особенности и свой характер, и он не может быть похожим друг на друга, так и музыкальные инструменты, не похожи друг на друга и поэтому они имеют свою окраску звучания. Или по - другому говорят,  тембр звучания, т.е. окраска звука.

- в начале урока мы с вами ставили задачи:

- узнать, что такое симфоническая сказка

- узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему?

- и так решили мы их?

- вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Зверобика»

- молодцы, но прежде чем мы перейдем к знакомству со сказкой, я предлагаю исполнить веселую и сказочному песню, но вначале распоемся.

Распевание

Исполнение песни «Приходи сказку»

- Молодцы, ну, а теперь давайте вернемся к нашей сказке. На стр. 90 -91 изображены герои симфонической сказки. Как вы думаете, вы можете сказать, что будет происходить в данной сказке? (нет)

- как вы думаете, что нам нужно, чтобы оживить эти иллюстрации?

- так какую следующую задачу мы должны поставить?

З. Узнать, что поможет нам в знакомстве со сказкой (О чем эта сказка)

- для решения этой задачи нам поможет сюжет,  кто ни будь, из вас знает, что это за слово и что оно означает?

Сюжет – последовательный ряд событий

Просмотр сказки «Петя и волк»

- Итак , мы ставили задачу, узнать сказку. Мы решили ее?

-Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке и Птичке победить злого Волка? (дружба)

-Конечно же, дружба! И я предлагаю исполнить песню «Неразлучные друзья».

Исполнение песни «Неразлучные друзья»