Урок музыки в 5 классе "Песни народов мира"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Багдеева Наталья Рафаэловна

На данном уроке решаются следующие задачи: 1. Развитие разносторонних интересов в различных областях искусства,  2. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию  других народов, 3. Заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.  4. Обогащение духовного мира детей. 5. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_narodov_mira.docx20.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе  по программе В. В. Алеева

 Тема: Песни народов мира

Цель:

Обогащение культурного и духовного мира  детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия   народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть  многообразие и богатство культуры народов Польши, Норвегии, Германии, показать ее связь с жизнью народа.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию  других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • повторение пройденного с помощью интерактивной доски;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • объяснительно -  иллюстративный;
  • наглядно-слуховой;
  • интерактивный, с использованием интерактивной доски.

Содержание урока

Организационный

Учитель: Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке мы побывали в мире русской песни. Какой этот мир? Опишите мне его.

Ученик: В  этих песнях - весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Учитель: так же на прошлом уроке мы познакомились с произведениями изобразительного  искусства, раскрывающие Мир русской песни.  Вспомните и назовите это произведение.

Ученики: Исаак Левитан «Вечерний звон»

Романс «Вечерний звон» Слова Игоря Козловского, музыка народная.

Подготовка  к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: На этом уроке мы отправимся за границу нашей родины. Побываем в других странах и попробуем узнать

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской народной песней?

Свои песни есть у каждого народа.

Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Нужно уметь отличать  народную песню и авторскую (профессиональную).

Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?

Ученики: Родная песня выражает характер и обычаи народа.

-Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока

«Песни народов мира»

Учитель: На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни.  И сегодня мы отправимся в Польшу. 

Учитель: И так, мы с вами в Польше. Встречает нас  своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.

Слушание «Висла» польская народная песня.

Учитель: о чём эта песня?

Ученики:  о природе…

Учитель: только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?

Ученики:  о любви к своей родине…

Учитель: А какая мелодия у песни?

Ученики:  Плавная, неторопливая

Учитель: Как воды задумчивой Вислы. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

Учитель: Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.

Учитель: Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в других странах.

Учитель: Народная песня привлекала композиторов разных стран. Поэтому в великой музыке по-своему «звучат», природа, обычаи, характеры родного края. Всё подчеркивает национальную самобытность.

Сейчас мы отправимся в Норвегию.

Это северная страна прекрасна и загадочна. В ней есть и горы и цветущие долины. Ну как не передать эту красоту в музыке.

Эдвард Григ очень любил свою родину, наверное поэтому он написал такую прекрасную музыку.

Слушание «Утро»

 

Учитель: это произведение вы слушали в начальной школе, а о чём оно?

(Сюита «Пер Гюнт»)

Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.

 Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.

 

Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.

Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».

Слушание «Похвала знатока»

Неожидано,  но мы же в германии.

А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?

Ученики:  кукушка, осёл…

Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.

Давайте почитаем по ролям русский перевод этого произведения:                            В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»

Учитель: совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.

-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?

Ученики:  Крылов.

Учитель: В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет. 

Закрепление новых знаний

Учитель: И так за это урок мы смогли побывать в Польше, Норвегии, Германии. А теперь давайте ответим на те вопросы, которые мы определили в начале урока.

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской песней?

 Ученики:  Да, все они о любви к своей родине.

Подведение итогов

Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.

Но в гостях хорошо, а дома лучше.

Давайте в завершении этого урока споём песню о нашей родине «С чего начинается Родина?».

Выставление оценок

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Песня - душа народа"

Цели урока: ·         Приобщать к культуре русского народа.·         Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее разви...

Презентация к уроку музыки "Образы Войны и Мира"

Данная презентация содрежит материал к уроку в 7 классе "Образы войны и мира". Рассказывает о композиторе Шостаковиче, о симфонии № 7...

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева...

Бинарный урок по предмету "Литература народов мира"

Методическая разработка бинарного урока по теме "Э.Бёрджесс "Заводной апельсин". Личность.Общество.Государство" для студентов 4 курса. Дисциплины: "Литература народов мира", "Основы социологии и полит...

план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у...

Урок литературы "Из басен народов мира"

Конспект урока и презентация "Из басен народов мира"...

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...