Бинарный урок по предмету "Литература народов мира"
методическая разработка по литературе на тему

Пономарева Ирина Анатольевна

Методическая разработка бинарного урока по теме "Э.Бёрджесс "Заводной апельсин". Личность.Общество.Государство" для студентов 4 курса. Дисциплины: "Литература народов мира", "Основы социологии и политологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavodnoy_apelsin.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса»

Методическая разработка

бинарного урока по теме:

«Э.Бёрджесс «Заводной апельсин». Личность. Государство. Общество».

      дисциплина: «Литература народов мира»

      дисциплина: «Основы социологии и политологии»

Для студентов 4 курса по специальности 0608 «Коммерция» очной формы обучения

Киров

2006

                                                                                   Методическая разработка составлена

                                                                                    в соответствии с рабочими программами

                                                                                    по дисциплинам: «Литература народов

                                                                                    мира» и «Основы социологии и

                                                                                    политологии»

                                                                                                                  Председатель ПЦК

                                                                                                     __________    Шиляева Л.В.

                                                                                   Протокол № ___ от «___» ____ 200  г.

Составители: Пономарева Ирина Анатольевна,

                       преподаватель литературы и русского языка ВятТТУиС

                      2 квалификационной категории.   

                      Бельтюкова Наталья Андреевна,

                      преподаватель основ социологии и политологии ВятТТУиС

                     1 квалификационной категории

Рецензенты: Бороухина Татьяна Петровна,

                      преподаватель истории зарубежной литературы

                     Кировского педагогического колледжа

                     высшей квалификационной категории

                    Бельцева Екатерина Адольфовна,

                    кандидат философских наук,

                    доцент кафедры философии Вятского социально-экономического института  

                   Шиляева Людмила Викторовна,

                  преподаватель истории ВятТТУиС

                  высшей квалификационной категории                                                                                                            

            Методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, основ социологии, политологии, других предметов гуманитарного цикла в ССУЗ.

        В работе представлены материалы для организации и проведения бинарного урока по дисциплинам «литература народов мира» и «основы социологии и политологии».

        Работа может быть использована для проведения уроков как по данной теме, так и по другим материалам.        

ИДЕЯ УРОКА

 Роман Э. Бёрджесса «Заводной апельсин» всегда вызывает живейший отклик у студентов 4 курса. Но при изучении произведения всегда хотелось чего-то большего, чем просто знакомство с содержанием романа и анализом его проблематики, хотелось с первых минут урока настолько привлечь внимание студентов, так заинтересовать их, чтобы проблемы, волнующие автора, стали близки и понятны каждому, и чтобы каждый принял активное участие в обсуждении данных проблем. Так возник замысел сделать героев романа гостями нашего урока. Каким образом?

        Уже несколько лет преподаватель литературы работает над методической темой «Развитие творческой активности на уроках литературы». Творческая направленность урока литературы состоит в активном включении воспринятого в структуру личности студента. Если художественное восприятие вызывает эмоциональный и интеллектуальный отклик, если этот отклик выражается в слове и действии, то есть актуализируется во внешнем выражении, тогда впечатления бытия и художественного восприятия переплетаются, пересоздаются и предстают в качестве собственного взгляда, трактовки, достижения. Творческая атмосфера урока реализуется в создании положительного эмоционального тонуса, организации интереса.

        Для создания такой атмосферы на уроке мы решили использовать метод претворения художественного произведения в другие виды искусства, а точнее – использовать на уроке инсценировку. С первых страниц Бёрджесс вводит читателя в жестокий мир своих героев, и нам хотелось не просто зачитать эти строки, а показать реальных героев, которые будут рассказывать о себе, показать реальные сцены, воссоздать детали интерьера. Так получился мини-спектакль. Для создания интриги на уроке мы привлекли к участию студентов других групп, таким образом, остальные участники даже не предполагали, что их ждет.

        При подготовке к уроку возникла проблема: как студенты будут вести записи в тетрадях? И здесь мы уже использовали опыт работы над методической темой «Применение опорного конспекта на занятиях обществоведческих дисциплин» преподавателя основ социологии и политологии. Наиболее приемлемой формой ведения записей, способной максимально активизировать познавательную и мыслительную деятельность каждого студента, стал опорный конспект. Важно, что он обеспечивает взаимодействие педагога и студента на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков.

       Значимым в опорном конспекте является то, что он позволяет увидеть целостное восприятие всего изучаемого вопроса, а впоследствии возможность более детального изучения составляющих проблем темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

     1) В выборе методов и приемов мы руководствовались гносеологическим обоснованием процесса образования. Синтезируя различные подходы, хотелось активизировать все формы чувственного и рационального познания. Исходя из теории экзистенциализма, в которой смысл познания состоит в раскрытии настроений и переживаний личности, главной задачей бинарного занятия стало обеспечение условий для эмоционального восприятия. Основываясь на теории прагматизма, трактующей, что познавательная деятельность является средством решения проблем, предусматривалось как можно чаще использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации.

    2) При подготовке к занятию отбор учебного материала производился в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Ключевыми понятиями стандарта являются такие термины как общество как социоструктурная система, социальные общности; личность, ее социальная роль, социальное поведение, социальные конфликты; политическая власть, властные отношения; государство как субъект политики.

    3) Важным этапом подготовки к уроку стал отбор эпизодов из художественного текста, иллюстрирующих абстрактные понятия.

Важно, чтобы знакомство с данными эпизодами происходило не только путем пересказа преподавателем. Рекомендуем использовать инсценировку, самостоятельный анализ текста, монологи от первого лица – актера, исполняющего роль Алекса.

         Наиболее значимыми  считаем следующие эпизоды:

а) эпизоды для пересказа:

 -  сцена разбойного нападения на дом писателя;

 -  сцена ареста;

 -  рассказ о семье Алекса;

 - разговор со стариком на улице;

 - встреча Алекса с родителями и бывшими дружками.

б) тексты для анализа:

- «Алекс о своем выборе» ( приложение  5)

- «сцена допроса»              ( приложение 6 )

- «высказывание церковного капеллана»  (приложение  8 )

в) монологи главного героя:

- рассказ о пребывании в тюрьме  (приложение   7)

- рассказ о сути эксперимента        ( приложение 9 )

г) словари надсадского диалекта ( приложение  4 )

   4) Для решения задач экономии времени, систематизации нового материала и активизации речевой и мыслительной деятельности предлагаем использовать опорный конспект, который содержит ключевые понятия (Приложение 3)

   5) С первых минут урока через инсценировку  вводим ребят в жестокий и грубый мир героев Бёрджесса,   тем самым вызываем у студентов интерес, шокируем их, поэтому сцены должны быть очень реалистичными. Необходимо привлечь к исполнению студентов с актерскими данными, способных передать внутреннее состояние и поведение героев. Вариант пьесы – приложение 1.

   6) Особую роль играет оснащение и оформление кабинета. Поскольку в инсценировке используется сцена драки, необходимо  освободить середину кабинета. В центре, на небольшой сцене, воссоздается интерьер бара «Коровяка», на ней же сначала находятся актеры (Приложение 2).

 Столы располагаются по периметру кабинета, студенты сидят группами по 5-6 человек. Для большей эффективности урока преподавателю целесообразно заранее сгруппировать студентов таким образом, чтобы в одной группе были «сильные» и «слабые» студенты.

Для оформления кабинета  рекомендуем использовать также черные шторы и черные драпировки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Использование межпредметных связей привело к появлению новых форм организации обучения, одной из которых стал бинарный (интегрированный) урок.

Идея интеграции в последнее время стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с развивающимися процессами дифференциации в обучении. Интеграция помогает преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой информации.

        Реализация межпредметной интеграции предполагает выполнение трех условий:

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- методы исследования используются одинаковые или близкие;

- интегрируемые учебные дисциплины строятся на общих законах, теоретических концепциях.

        Бинарный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов; такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Он позволяет показывать связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.

        Бинарный урок позволяет организовать разнообразные способы познания окружающего мира, природы, общества через анализ, синтез и систематизацию знаний различных дисциплин и логически целостную структуру на основе единых общенаучных подходов. Такая форма способствует развитию познавательного интереса и тесному сотрудничеству преподавателей и студентов.

 Проведение бинарного занятия  по литературе народов мира и основам социологии и политологии было вызвано  потребностью соединения анализа содержания и проблематики литературного произведения с теоретическим материалом, изучающим процессы и явления социума.        

        В изучении дисциплины «литература народов мира» наибольший интерес вызывает у студентов раздел «литература ХХ века. Вторая половина», так как содержание произведений изучаемых авторов: Ф.Саган, М.Турнье, Э.Бёрджесса, Дж.Оруэлла, Д. Сэлинджера и др. максимально приближено к реальной жизни, а литературное образование студента предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры, накопление читательского опыта, формирование навыков оценки и анализа художественных произведений, но и ценностно-нравственную ориентацию, способы анализа окружающей действительности, формирование жизненной позиции и своего поведения. Рассматривая произведение, мы опираемся на такие понятия как «личность», «общество», «государство», а это уже предмет изучения социологии и политологии.

          Проблемой современной образовательной деятельности в рамках преподавания общественных дисциплин является то, что студенты часто не умеют связывать воедино схожую информацию, которая сообщается в ходе изучения различных предметов. Учащиеся не умеют использовать важную интеллектуальную способность к сравнению, анализу и классификации получаемых знаний.

          Причина - неподготовленность к восприятию абстрактных понятий, непонимание общенаучного языка, далекого от ежедневной речевой практики.

Цель бинарного занятия с точки зрения преподавания основ социологии и политологии состоит в попытке отойти от «сухой» академичности лекционного материала к более эмоциональным, практическим формам, которые позволяют гораздо глубже рассматривать проблемы социума, анализировать состояние общественных отношений и прогнозировать социальные изменения.

Кроме того,  интерактивные формы благоприятны для активизации словарного запаса; обсуждение проблем предполагает отход от репродуктивности к более высоким уровням обучения; а также максимально включают студентов в осознанный образовательный процесс.

          Основанием информационного отбора материала стал образовательный стандарт среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по дисциплинам «Литература народов мира» и «Основы социологии и политологии», а также календарно - тематическое планирование, составленное с учетом рабочих программ.

                     Литературное произведение Энтони Берджесса «Заводной апельсин» стал основой для исследования роли личности и государства в обществе, социального конфликта, который порожден аномией социума и различием ценностных ориентаций героев романа. Важным является то, что через анализ произведения мы выходим на актуальную проблему - формирование гражданского общества.

           Следует отметить высокую воспитательную направленность бинарного занятия, которая отвечает требованиям современной концепции образования о подготовке специалистов  не только обладающих качественными профессиональными знаниями и умениями, но и имеющих активную социальную позицию.

Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ  

                                                                                                                                           

Предмет      литература народов мира

                    социология

Группа

Дата

Тема занятия  Э.Бёрджесс «Заводной апельсин»

                        Личность. Государство. Общество.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Методы  словесные, игровые, практические: элементы дискуссии, ролевой игры, проблемный анализ, претворение литературного произведения в другие виды искусства

Формы :   бинарный урок;  фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели занятия:

- образовательная: дать представление о содержании и проблематике романа Э.Бёрджесса «Заводной апельсин»;

- на основе анализа романа рассмотреть типологию личности, сущность государства как социального института, разновидности общества.

           - воспитательная :  способствовать воспитанию у студентов ответственности за свой выбор; формированию активной жизненной позиции.

         - развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельного анализа текста, развитию логического мышления, умений сопоставлять, сравнивать;  умений отстаивать и доказывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Литература народов мира. Литература XX века (вторая половина) Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»

 

Обеспечение занятия:

- раздаточные материалы:  отрывки из романа, словари, бланки опорных конспектов

 

- технические средства обучения : магнитофон

        - литература: основная: Э.Бёрджесс «Заводной апельсин»

 

 

                                   дополнительная : А.Дорошевич Энтони Бёрджесс: цена свободы // Иностранная литература 1991 № 12 стр. 229-232

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Структура урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I Организационный момент

2 мин.

Проверяет готовность студентов

Садятся по группам

II Подготовка к основному этапу, мотивация

10 мин.

Предлагают посмотреть сценку, И.А. задает вопрос

Обращает к опорным конспектам

Называет тему урока, формулирует цели

Смотрят сценку

Отвечают на вопрос

Берут бланки опорных конспектов

 слушают

III Усвоение новых знаний

I И.А. рассказывает творческую историю и особенности романа;

Н.А. рассказывает о типологии личности, дает задание

И.А. рассказывает следующий эпизод «В доме писателя»

Задает вопрос, обращает студентов к тексту

Задает вопросы, помогает  рисовать схему в конспекте

II И.А. задает вопросы

Н.А. рассказывает теорию государства

Дает задание по сцене допроса

И.А. предлагает послушать рассказ Алекса о тюрьме

Задает  вопросы

Рассказывает о сущности эксперимента

обращает к тексту

И.А. задает проблемный вопрос, дает задание по группам

И.А. предлагает послушать рассказ Алекса о сути эксперимента..

III И.А. рассказывает о дальнейшей судьбе героя

Н.А.  – о теории аномии

И.А. делает вывод, задает вопрос об идеальном обществе

Н.А. рассказывает о типах общества

Слушают, смотрят словари

Слушают, выполняют задание в опорном конспекте

Слушают

Отвечают на вопрос, читают и анализируют

Отвечают на вопросы, рисуют схему в опорном конспекте

Отвечают

воспринимают

Читают и анализируют

слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Читают и анализируют, отвечают

Обсуждают проблему в группе, отвечают

Слушают, воспринимают

Студент рассказывает,

Остальные слушают, выполняют задание в опорном конспекте

Слушают,

 выполняют задание

IV Подведение итогов, рефлексия

И.А. рассказывает о последнем варианте книги,

Предлагает ответить письменно на вопрос

Слушают

В опорном конспекте формулируют свою жизненную позицию

V Домашнее задание

Объясняют схему написания синквейна

слушают.

Преподаватели:                                 _______        Пономарева И.А.

                                                                                   ___________           Бельтюкова Н.А.   

Приложение 3

Опорный конспект

Тема:  Э. Бёрджесс «Заводной апельсин». Личность. Государство. Общество.

  1. Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личность - функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе ( Дж. Мид, Т.Парсонс)

Личность – система нужд,  а общество – система запретов. (З. Фрейд).

Личность – система реакций на различные стимулы.( Дж.Хоманс).

Идеалисты

Сильно выражена независимость, чувство свободы, критическое отношение к традиционным нормам; установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

Типы личности:

Традиционалисты

Ориентированы в основном на ценности долга , порядка, дисциплины, законопослушания. У них крайне слабо выражены такие качества, как самостоятельность, стремление к самореализации.

Реалисты

Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем

Гедонисты

Ориентированы на получение удовольствия: «здесь» и «сейчас»., погоня за наслаждениями приобретает форму удовлетворения потребительских желаний

Фрустрированный тип

Низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из жизни

О каких ценностях человека говорят известные мыслители в приведенных ниже высказываниях? Попробуйте предположить, какое слово пропущено.

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ______________за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни»

 (Р. Роллан)

«________________есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет ______________, то оно томится и не знает счастья»  (Г. Болингброк)

«Пессимист, оказавшись пред ________________из двух зол, выбирает оба»  (О. Уайльд)

личность:

Алекс

II Власть – это возможность одних управлять другими. Любая власть – это насилие.

                                                    Виды власти

               

                                 

       Законодательная                   исполнительная                  судебная

Государство – это сложный социальный институт (социальный институт – система связей и социальных норм), который наделен следующими признаками:

- наличие публичной власти;

- система налогов, податей, займов;

- территориальное деление населения;

- суверенитет;

- право;

- монополия на легальное применение силы, принуждения.

             

                                 Формы государственного правления

монархия  -власть сосредоточена в одних руках

республика-народовластие                                                                        

               монархия         республика

                                                                                                 

           

        конституционная  парламентская      

                             Политические режимы:

Демократический - большая степень политических свобод, плюрализм (множественность взглядов) в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью .

Авторитарный –  низкая степень свободы в политической и идеологической сферах ,однако высокая степень свободы в экономической сфере  и во всех неполитических областях.

Тоталитарный – режим при котором у граждан отсутствуют права совершать политический выбор, отсутствие политического, идеологического и экономического плюрализма и невозможность оказывать воздействие на власть.

Свободному выбору, делаемому в пользу зла, Бёрджесс во второй части книги противопоставляет насильно навязываемое добро. Алекс становится подопытным кроликом в научном эксперименте: с помощью медикаментозных средств ему прививается устойчивы условный рефлекс отвращения ко всякому насилию и агрессии.

Алекс изменился, он уже не может отвечать насилием на насилие. Но изменилось ли общество, которое его вытолкнуло? Нет, оно осталось прежним. 

Государство – это механизм регулирования социальных взаимоотношений.

III Общество – это объединение людей, связанных общей целью.

Аномия – это

На что обрекает общество аномия?

Теории общественного договора        

(А.Смит, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье )

требования

 

Обеспечение порядка внутри общества                                              Подчинение

Безопасность извне

Теории гражданского общества

(Г.Гегель,Парсонс)

контроль

Взаимоконтроль, высокая сознательность граждан, правовое государство.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур(объединения, организации, ассоциации, союзы и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества.

Правовое государство – это общество, при котором существует господство законов во всех сферах общественной жизни; исполнение законов самим государством и его органами; осуществление судебной защиты, прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

 

?

Домашнее задание:

Напишите синквейн, используя понятия: «выбор», «правила», «конфликт», «свобода», «ответственность», «личность», «общество», «государство».

Помните:

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I организационный момент:

Преподаватели приветствуют студентов.

преподаватель литературы: Сегодня мы первый раз проводим необычный интегрированный бинарный урок. Что это такое?  Это особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов; такие уроки мы проводим в тех случаях, когда знание материала одного предмета необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Сегодня мы интегрируем две дисциплины: литература народов мира и основы социологии  и политологии.

II  подготовка к основному этапу:

Инсценировка

Преподаватель литературы

? Почему эти молодые люди так себя ведут. Какова мотивация их поведения. Кто или что виновато в этом?

- общество

- родители

- школа

- сама личность и др.

преподаватель литературы

Практически вы назвали все составляющие нашего урока, это план занятия. Записей в тетради сегодня не будет, мы предлагаем вам опорный конспект, который у каждого лежит на столе (демонстрирует конспект)

 Итак, тема урока: Э. Бёрджесс «Заводной апельсин». Личность. Общество. Государство.

Формулирует цели урока.

Сегодня мы попытаемся сформировать представление о  содержании и проблематике романа Э.Бёрджесса «Заводной апельсин», продолжим развивать навыки самостоятельного анализа текста; на основе анализа романа рассмотрим понятия «личность», «государство», «общество» .

           

III Усвоение новых знаний и способов работы

Вступительное слово:

Литературная часть

Роман английского писателя Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» вышел в 1962 году, когда проблемы молодежи лишь обозначились. Вернувшись в Англию после работы в дальних уголках империи с 1954 по 1960 годы, Берджесс  увидел другую страну, совершившую в его отсутствие переход от послевоенных экономических трудностей к безудержному потребительству. «Вам никогда так хорошо не жилось» - заявил соотечественникам в 1959 году премьер-министр Гарольд Макмиллан. Свое ощущение перемены писатель так сформулирует в автобиографии: «Коллективная агрессия имперской эпохи трансформировалась в беспричинную жестокость, монополию на которую получила молодежь. Часть ее, умевшая давать отчет в своих чувствах, ощутила гнев, и Джон Осборн объяснил ей почему. Это был гнев на духовный вакуум, оставляемый потребительством, которое, в свою очередь, осуществлялось самой же молодежью». Те же, кто «не оглядывался во гневе» на имперское прошлое, организовывали молодежные банды со своим жаргоном и униформой. Весь этот мир, обрушившийся на Берджесса, словно из будущего, именно как мир будущего и предстает в «Заводном апельсине». Алекс и его дружки орудуют в некоем абстрактном мегаполисе, сохраняющем лишь некоторые детали английской жизни.

Речь героев строится на жаргоне, использующем почти в каждой фразе незнакомые читателю слова. Этот жаргон строится на русской лексике и называется nadsat ( то есть «надцать», что и teen в английском слове « teenager», то есть молодой человек в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет) Переводчик «Заводного апельсина» Евгений Синельщиков выбрал путь зеркальной передачи надсада, то есть вкрапления в русский текст английских слов в русском написании. Обратите внимание на словари, которые лежат на ваших столах.

Самая главная особенность повествования заключается в том, что оно идет от первого лица (самого Алекса). От личности.

Часть 1 «Личность»

Преподаватель основ социологии и политологии: 

 Так как уже прозвучало понятие «личность», наша задача -  разобрать, что это такое, кого можно назвать личностью из персонажей, с которыми мы сегодня познакомились? Почему поведение личностей не всегда соответствует нормам и морали, существующим в обществе?

Есть достаточно много определений личности. Но мы должны рассмотреть этот термин не с точки зрения индивидуально неповторимых черт, а с учётом социологических теорий.

Личность обязательно будем связывать с обществом, и в этой связи личность - всегда часть малой контактной группы. Личность - это "особое качество", приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. В современной социологии отсутствует единство в понимании того, что есть "личность", однако различные концепции пытаются охарактеризовать данное понятие по-своему.

Американский социолог Дж. Мид и Т. Барсон считают, что личность – это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе, т.е. чем больше и правильнее исполняются человеком социальные роли, тем увереннее можно индивида назвать личностью.

Для подтверждения данной теории обратимся к роману.

? Можно ли назвать, согласно данной формулировке, личностью главного героя Алекса? Аргументируйте ответ, Изложите факты.

Зигмунд Фрейд охарактеризовали личность как систему нужд, а общество - как систему запретов (табу.)

? Проанализируйте поведение Алекса с этой точки зрения.

Дж. Хоманс рассматривает личность как  систему реакции на различные стимулы,  т.е. чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.

? Что для Алекса в данном случае является стимулом и кто поощряет его поведение.

Таким образом, мы выяснили, что личность это совокупность черт, связанных с самостоятельностью, умением брать на себя ответственность, инициативность, предприимчивость. Все эти черты присущи нашему герою.

? Оценивая с этих позиций, можно ли назвать личностью друзей Алекса, учителя

Объясните почему.

 Согласно вашим высказываниям,  личностью можно назвать многих героев романа. Но почему они такие разные, не похожие по своей сущности.

Современная социология выделяет типологию личности с учётом их ценностных ориентаций. Обратимся к опорному конспекту.

Задание:  Назовите, какие типы представлены в схеме.

(Вслух зачитывают характеристики типов личности).

?Определите, кто из героев относится к какому типу. Обоснуйте  свой ответ.

? Определите,  каким типом личности являетесь вы.

? Какой тип вы считаете идеальными для современного общества? Почему?

Таким образом, конфликты, наказания, поощрения -  это следствие выбранной позиции личности, выбранных ценностей.

Преподаватель литературы

 Итак, главные герои избивают стариков, насилуют девушек, могут и убить при случае. Причем деньги для них не главное. Этот эпизод лишь часть их проделок.

След эпизод: «В доме писателя»  (рассказывает содержание эпизода)

Возвращаемся к  вопросу: кто виноват? Обратимся к опорному конспекту и дополним его. Иллюстрация текстом основных положений: семья (рассказ о семье Алекса), учебное заведение (монолог воспитателя), общество (встреча Алекса и его дружков со стариком на улице)

? Как сам Алекс объясняет свое поведение? Прочитайте  слова Алекса о выборе. Как вы поняли?

Алекс сознательно выбирает зло, потому что все кругом лгут и притворяются добрыми.

Что значит его выбор?

 вызов обществу.

В опорном конспекте – запись

Личность: -семья                                 иллюстрация текстом

Алекс         - учебное заведение

                   - общество

сознательный выбор                                   зло

Вызов обществу, которое пассивно и равнодушно.  (приводит пример из «Божественной комедии» Данте о равнодушных)

? Какую музыку слушает Алекс.

Алекс слушает классическую музыку, его любимый композитор – Людвиг Ван Бетховен. Как вы думает, почему?

Глубокое эстетическое чувство так же свободно рождается из глубины человеческой души, как и чувство нравственное; рок и поп-музыка Алексом отвергаются: они слишком функциональны и социальны по своей сути, чтобы становиться в этот ряд.

 Часть 2 «Государство»

Преподаватель литературы

Могут эти злодеяния творится безнаказанно? Что может остановить Алекса и ему подобных?

Государство. Власть.

Преподаватель литературы

Алекс действительно попадает в тюрьму. ( Рассказывает содержание эпизода «Алекс в доме старухи-кошатницы»). Алекс оказывается в руках власти.

Преподаватель основ социологии и политологии

 А что же такое власть? Почему она способна наказывать Алекса и ему подобных?

Власть - это возможность одних подчинять своей воле других. Она осуществляется с помощью различных средств: насилия, принуждения,  убеждения, поощрения и страха. Без власти в обществе наступает хаос, поэтому основная цель власти – регулирование, управление процессом общественной и государственной жизни.

Источниками власти могут быть сила, богатство, положение, занимаемое в обществе, организация, знания и информация, традиции, демократические процедуры (выборы), природная одаренность личности (харизма).

Задание

Определите, какой источник власти существует в романе. Докажите свое предположение.

Различают три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Обратимся к опорному конспекту. Признаками власти являются доминирование властной воли, монополия (исключительное право) на регламентацию жизни общества, право на принуждение в отношении общества и личности, легитимность (законность) и наличие особого аппарата управления – государства.

      Возникает вопрос: что такое государство и какую функцию оно осуществляет?

       Государство – основной политический институт, который имеет определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Функции государства можно классифицировать на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

- охрана правопорядка, безопасности;

- социально-экономическое регулирование;

- духовное производство (образование, культура, СМИ).

К внешним –

- вооруженные силы;

- разведка;

- органы межгосударственных отношений.

? Прочитайте в опорном конспекте, какими признаками наделено государство и объясните их сущность.

? А теперь вспомним формы государства и попытаемся определить форму правления и политический режим государства, описанного в романе. Подсказка содержится в опорном конспекте.

Задание: проанализируйте сцену допроса, определите, какие функции осуществляет государство посредством правоохранительных органов. Какие слова Алекса, на ваш взгляд, подтверждают мысль, что всякая власть есть насилие.

Рассказ Алекса о своем пребывании в тюрьме (монолог актера, исполняющего роль Алекса)

Преподаватель литературы

? Что дальше с ним будет. Изменится ли он.? Встанет ли на сторону добра и почему?

   Государство может остановить, но сможет ли изменить сознание человека? Государство ограничило свободу личности, но оно предлагает выбор. Алексу предлагают стать участником эксперимента.  После эксперимента, в результате медикаментозного вмешательства, наш герой должен стать абсолютно добрым. Алекс соглашается, не понимая, на что он себя обрекает. Он видит впереди лишь то, что через две недели он окажется на свободе.

? Но у этого эксперимента есть противники. Это тюремный  капеллан. Прочитайте его точку зрения.

Почему он против?

Ролевая игра «Ваше мнение»

Предлагаем каждой группе студентов взять на себя одну из статусных ролей и ответить на вопрос:  нужен ли такой эксперимент  государства? Обязательно обоснуйте свой ответ.

Статусные роли:

- чиновники

- родители

- пенсионеры

- педагоги

- предприниматели

- сама личность

Рассказ Алекса о сути эксперимента. (Монолог актера)

«Я был для них не только заводным апельсином, но и выжатым лимоном»

? Кто виноват в таком чудовищном эксперименте. Почему такое стало возможным?

Преподаватель основ социологии и политологии

Виновным считать можно власть и общество, государство лишь механизм, рычаг управления обществом.

часть 3 «Общество»

преподаватель литературы

 Алекса выпускают, он изменился, он уже не может ответить насилием на насилие. Но общество, в которое он вернулся, не изменилось. ( приводит примеры)

Примеры:

- встреча Алекса с родителями

- встреча с бывшими другом и  противником, которые стали полицейскими

- встреча с тем учителем, которого когда-то избили

 

  Алекса подбирает тот самый человек, который сам ощутил горе. Писатель, у которого когда-то Алекс и его дружки отняли все. Алекс убеждается, что насилие, произведенное над ним, так же античеловечно, как и насилие, творимое в прошлом им самим. Но, лишившись свободной воли, он становится механическим существом, заводным апельсином, игрушкой в руках тех, кто пытается решать свои проблемы за чужой счет.

преподаватель основ социологии и политологии

   Итак, мы определили главного виновника всех бед Алекса. Это общество, которое было безразлично к нему и до его наказания, и после.

   Попытаемся выяснить, что же скрывается за  понятием «общество».

    Так как общество – это система, включающая в свою структуру социальные институты, общности и группы, а также различные организации, то можно утверждать, что все, проживающие на территории данного государства, в той или иной степени ответственны за личную трагедию главного героя.

  Равнодушие, безответственность в обществе чаще всего и порождает озлобленный конфликт между обществом и личностью.

  Общество инертно, оно не противостоит девиантности последнего, «развязывая руки» личности для совершения преступления.

  А почему общество проявляет себя таким образом? Социологи называют подобное состояние общества аномией.

Предлагаю вам заслушать сообщение «Теория аномии», после чего заполнить схему в опорном конспекте «На что обрекает общество аномия».

  - Студент делает сообщение на тему «Теория аномии» (см. приложение 10)

 ? Объясните, к каким последствиям ведёт аномия? Приведите примеры из литературного произведения.

   Вырисовывается весьма безрадостная  перспектива будущего такого общества. Обратите внимание на то, что и в нашем современном обществе есть проявления аномии. И если не предпринимать никаких мер, мы тоже можем оказаться в подобной ситуации.

  Где же выход?

? Какое бы решение данной проблемы  предложили вы?

  Из предложенных вами решений можно смоделировать два варианта развития и функционирования общества.

   Первый вариант – следовать теориям общественного договора, второй – создавать гражданское общество с правовым государством.

  Задание

Рассмотрите в опорном конспекте схемы общих теорий и попытайтесь объяснить их смысл. Какая модель, на ваш взгляд, более эффективна и почему? Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к гражданскому обществу? Сделайте вывод для себя, какой должна быть личность в этом обществе.

   

   Вывод: Гражданское общество -  это идеал будущего, основными признаками, которого является:

- полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и реальное осуществление прав человека на информацию;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

     

     В основном законе РФ - Конституции прописано  положение о формировании гражданского общества. Сегодня уже создаются условия, необходимые для этого процесса:

 - ликвидируются основы любой безраздельной политической власти;

 - создаются институты частных владельцев средств производства, развивается экономическая конкуренция, активность, самостоятельность, равноправие хозяйствующих субъектов;

 - раскрепощается сознание человека, укрепляется чувство личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодолевается пассивность в решении общественно – политических вопросов, активизируется способность и готовность самостоятельно ставить и решать политические проблемы.

 Таким образом, надо не только верить в возможность гражданского общества, но и самим иметь активную жизненную позицию.

        

IV подведение итогов и рефлексия

Преподаватель литературы

   В последней главе (не вошедшей в  первоначальный русский вариант романа, напечатанный «Юностью») автор делает некий ход в сторону от намеченной с самого начала жесткой схемы: Алекс, возвращенный в прежнее состояние в результате анти правительственной кампании либеральной прессы, вдруг перестает испытывать былое удовольствие от «ультранасилия». В голове у него, к собственному удивлению появляются мысли о сыне и о девушке, которая могла бы стать матерью этого сына… Герой-повествователь ощущает, что взрослеет,  и даже высказывает соображение, что юность – это есть некое изначально заданное существование, а молодые люди похожи на заводные игрушки, запущенные по прямой линии и в силу этого крушащие все на своем пути.

рефлексия

В опорном конспекте после знака вопроса напишите, какой  вывод вы сделали для себя.

Надеемся, что каждый сделал для себя определенные выводы и наметил пути для  развития. Закончить урок хочется словами одного из наших современников: «Не бойтесь друзей – они могут вас только предать, не бойтесь врагов – они могут вас только убить, бойтесь равнодушных, это по их попустительству творятся в мире все мерзости и преступления» НЕ будьте равнодушными к себе и другим.

 

V Домашнее задание:

Написать в опорном конспекте синквейн.

Вписать в опорный конспект определение аномии, знать содержание опорного конспекта.

Приложение 1

СЦЕНЫ ИЗ РОМАНА Э.БЁРДЖЕССА «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН»

Действующие лица:

Алекс – главарь хулиганской группировки

Пит

Джорджи               его дружки

Кир

Учитель

Бар «Коровяка». Приятели сидят за столом, играют в карты, пьют молоко.  Гремит музыка. Алекс поворачивается к зрителям.

Алекс: Привет!  Это – я, Алекс, а вон те три ублюдка – мои фрэнды: Пит (на надсадском диалекте его имя звучит как Пит-ор); Джорджи (он же Джоша-наркоша) и Кир (Кирилла-дебила). Я знаю, что меня они между собой зовут Алик-шкалик, или шакалик, как вам больше нравится. Мы сидим в молочном баре «Коровяка», дринкинг, токинг и тинкинг, что бы такое отмочить, чтобы этот прекрасный морозный вечер не пропал даром.  Кооперативная «Коровяка» - место обычное для нашей тусовки – плейс как плейс, не хуже и не лучше другого. Как и везде, здесь обалденное синтетическое молоко, напиханное незаметным белым порошком, которые менты и разные там умники из контрольно-инспекционных комиссий никогда не распознают как дурик, если только сами не попробуют. Но они предпочитают вискарь-водяру под одеялом…

        Я и мои фрэнды как раз заканчиваем по четвертой поршн. Карманы у нас полны мани, так что пока отпадает наш обычный балдеж: звездануть по хэду или подрезать какого-нибудь папика и обчистить его карманы, пока он будет барахтаться в луже собственной блад. Не надо учинять визит какой-нибудь старухе-еврейке в ее шопе и сажать ее верхом на кассу, выгребая на ее глазах дневную выручку. Но! Как говорится, мани – не главное. Хочется чего-нибудь для души.

Джоша:  Скучна-а-а!

Кир: Скучна-а-а! Так хочется гавкнуть!

Алекс: Камон, камон, камон!

Джоша: Куда камон?

Алекс: все равно куда. На воздух. Лишь бы не видеть эти омерзительные рожи. Прошвырнемся, фрэнды. Проветримся и поглядим, кто там, с кем и почем.

Спускаются со сцены. Навстречу им прилично одетый мужчина с книгами в руках. Они подходят к нему, вежливо улыбаются.

Алекс: Икскьюз ми, сэр.

Мужчина: да? Что вы хотите?

Алекс: Я вижу у вас книги, сэр. В наше время редко встретишь читающего человека.

Мужчина: О да, что вы говорите! (дрожит, подозрительно перебегает взглядом с одного на другого)

Алекс: В самом деле, проф, не будете ли вы так любезны показать мне книги, которые выдают в библио. Так приятно держать в руках чистую новую книгу с хрустящими страницами.

Мужчина: Чистую…хм…чистую?

В этот момент Пит подкрадывается сзади и выхватывает три книги из-под мышки, протягивает Алексу. Тот распределяет их между всеми, кроме Кира. Нарочито медленно Алекс перелистывает страницы. Затем, сделав вид, что внимательно вглядывается в строчки, с наигранным возмущением произносит:

Алекс: Нет, вы только посмотрите! Какую похабщину пишут в этих умных книжках. Вы вогнали меня в краску, профессор, и очень-очень разочаровали.

Мужчина: Но..но..позвольте. Что такое вы…

Джоша: Ты взгляни на мою. Да здесь что ни слово, то мат.

Кир: (заглядывая Джоше через плечо) Сплошная порнография. Нет, сэр, вы – определенно старый извращенец.

Алекс: Ну как не стыдно! Такой представительный пожилой человек… (методично вырывает листы и подбрасывает их в воздух, то же делают остальные)

 Мужчина: ( мечется между ними, стараясь вырвать книги) Что вы делаете? Ведь это книги не мои. Это – собственность муниципалитета. Какое варварство! Какой вандализм!

 Кир тычет ему кулаком в лицо. Тот отшатывается и чуть не падает.

Алекс: Нет, тебя необходимо проучить, старый перечник.

Эти слова стали сигналом к действию и подростки  избивают учителя. 

Приложение 6

СЦЕНА ДОПРОСА АЛЕКСА

Я предстал перед четырьмя забралами, которые сидели за столом и дринкали чай из больших кружек. Я бы тоже не отказался от глотка крепкого горячего чая, но они почему-то мне не предложили. Вместо этого мне протянули старое ржавое зеркало. Я заглянул в него и содрогнулся, так как вместо вашего красивого молодого рассказчика из него на меня смотрел какой-то страхублюдок с окровавленным ртом, распухшим синим носом и слезящимися щелками вместо глаз. Заметив мое невольное отвращение, копполы дружно заржали, а старший их них, со звездочками на плечах, заметил:

- Ну, так что ты нам хотел рассказать, соколик?

Я презрительно фыркнул и достойно ответил:

- Пошли вы все… Я не скажу ни слова, пока здесь не будет моего адвоката. Я знаю законы не хуже вас, козлы безрогие.

Они опять громко рассмеялись, и старший сказал:

- Ну, что же, ребята. Придется убедить его в том, что он не прав. Знание законов не освобождает от ответственности.

        Тут уж они, конечно, вволю потешились надо мной, показав пятый угол. И, наверное, убили бы, не останови их многозвездный инспектор. Потом в комнату зашел П.Р. Дельтува, офис которого находился в этом же здании. Он выглядел препохабнейше и с сожалением сказал, увидев меня:

- Итак, это случилось, Алекс-бой, не так ли? Все как и я предполагал. Бедный, бедный, бедный парень.

Он повернулся к копполам и поприветствовал их.

- Добрый вечер, инспектор. Добрый вечер, сержант. Добрый вечер всем. Конец нашему сотрудничеству. Боже! На кого он похож. Вы только взгляните на него…

- Насилие порождает насилие, - изрек инспектор. Он оказал сопротивление при аресте.

- Больше я для тебя ничего не могу сделать, - сурово посмотрел на меня Дельтува.

        С этого момента я превратился для него в отработанный материал, и он перестал видеть во мне бедного, несчастного, избитого человека.

- Завтра я буду присутствовать на суде.

- Клянусь богом, это не я, сэр, - плаксиво заканючил я. – Заступитесь за меня, сэр. Не такой уж я конченый человек. Я стал жертвой гнусного предательства. Меня подставили…

- Послушать его, так он просто агнец божий, - недобро усмехнулся инспектор.

- Завтра в суде мы сдернем с него овечью шкуру, - с угрозой в голосе и неприкрытой ненавистью произнес Дельтува.

- Может, хотите вмазать этому подонку, сэр. Не стесняйтесь. Мы его с удовольствием подержим. Понимаем, каким он стал для вас разочарованием.

        И тут Дельтува сделал вещь, которой я от него никак не ожидал. В высшей степени непедагогичную вещь, скажу я вам. Он подошел ко мне вплотную и с ненавистью плюнул мне в лицо. Потом вытер рот тыльной стороной ладони. Пораженный, я вытаращил свой окровавленный платок и принялся утираться, повторяя как заведенный:

- Спасибо, сэр. Огромной вам спасибо. Вы очень добры, сэр.

        Он смерил меня презрительным взглядом, повернулся и, не говоря ни слова, вышел из кутузки.

        Копполы протянули мне длиннющий опросник, и я с горечью подумал: «Чтоб вы все провалились, подонки. Если вы называете это Добром, то я рад, что нахожусь на стороне Зла».

- Черт с вами, вонючие свиньи, - с вызовом бросил я им. – Я все напишу, а потом можете подтереться своим паршивым протоколом. Я больше не стану ползать перед вами на брюхе. С чего начать-то? С момента выхода из последней исправительной колонии? Валяй, крысенок, да смотри чего-нибудь не пропусти, - обратился я к сидящему за пишущей машинкой испуганному человеку в цивильном, совсем не похожем на забралу.

Он бойко застучал по блестящим кнопкам. Я рассказал им обо всем: о свирепых дратсингах с такими же, как мы, расхлябаями за господство в районе, на наших улицах, о безжалостных битингах стариков и просто тех, кто рылом не вышел или не так посмотрел в нашу сторону, о баловствах с девчонками, о том, как мы шмонали в лавчонках и магазинчиках, не спрашивая цены – одним словом, все, вплоть до сегодняшнего вечера и моей смертельной схватки с взбесившейся кошачьей покровительницей.

Приложение 7

МОНОЛОГ АЛЕКСА О ПРЕБЫВАНИИ В ТЮРЬМЕ

        Здесь, други мои, начинается самая печальная часть моей истории. Я оказался в Стае 84 F (Государственной тюрьме), и из Алекса превратился в номер 6655321.

        Старый веник судья в Суде низшей инстанции произносил гневные спичи. Ему вторили Дельтува и копполы, выступавшие в качестве свидетелей. И не было никого, кто бы заступился за меня. Я встал костью в горле нашему истэблишменту, и они оперативно упаковали меня с глаз долой и из сердца вон. Через пару недель, пока шло скорое предварительное следствие, мое дело было представлено в Суд высшей инстанции, который, не рассусоливая, вынес свой вердикт: четырнадцать лет тюрьмы.

        Нет повести печальнее на свете, чем повесть о том, как я жил два года в зоопарке человеческих отбросов, которыми, как и подобает отбросам, наше больное стадо пыталось удобрить хилое дерево общественной нравственности и морали.

        В грязной вонючей общей камере меня встретили с распростертыми объятиями (особенно гомики и педики, для которых такой молодой красивый мальчик был просто находкой). В камере мне приходилось действительно туго, и я сам удивляюсь, как мне удалось сохранить невинность среди убийц, насильников и извращенцев.

        Днем мы горбатились на спичечной фабрике, потом наматывали круги по тюремному двору, а вечерами какой-то ученый рех засорял нам мозги лекциями о жизни жуков, Млечном пути или Путешествиях Снежинки. Глядя на него я почему-то всегда вспоминал другого похожего на него нудака, с книжками под мышкой возвращающегося из публичной библиотеки зимней ночью… В те славные денечки я чувствовал себя свободным и почти счастливым.

        Но все же, что же будет со мной?

Приложение 9

МОНОЛОГ АЛЕКСА О СУТИ ЭКСПЕРИМЕНТА

        Ночь. Пустынная улица, какую можно найти в любом городе. Ярко светят оборванцы-фонари. Зловещая музыка нагнетает атмосферу безотчетного страха, сменяющегося звериным ужасом. По улице бредет согбенный человек, и вдруг, откуда ни возьмись, на него набрасываются два панка в нелепейшем прикиде и принимаются его избивать. Крупным планом его обезумевшее от боли и страха лицо, ко которому струится ярко-красная кровь.

        С первых кадров этого, с позволения сказать, фильма где-то в глубине нарастает омерзительное ощущение: будто я проглотил скользкую холодную жабу и она плавает у меня в желудке.

        Перед моими глазами замелькали кадры немецкой военной хроники. По дымным улицам разбомбленных городов вышагивали высокомерные надменные гусаки-нацисты. Упитанные самодовольные мордовороты, орудуя прикладами, выгоняли из развалин редких, насмерть перепуганных жителей. Вот они уже голые стоят на краю рва и падают в него, скошенные пулеметной очередью – женщины, дети, старики. Озверевшие солдаты добивают раненых и крючьями стаскивают их в ров… ходячие скелеты… дымящиеся печи крематориев жадно заглатывают все новые и новые жертвы… кучи человеческих костей…

        Я мечусь, задыхаюсь, как будто расстреливают меня, сжигают меня, сдирают мою кожу… Все эти варварские сцены сопровождаются громкой музыкой моего любимого Людвига Ивана Бетховена. Я негодую и гневно кричу:

- Сейчас же прекратите, вы, исчадия ада! Фашисты! Для вас нет ничего святого. Это же грех, грех, грех!

        

Приложение 4

СЛОВА, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ «НАДСАДАМИ» В РОМАНЕ ЭНТОНИ БЁРДЖЕССА «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН»

Айзы – глаза

Аск – спрашивать

Блад – кровь

Бут – ботинок

Бигбук – толстая книга

Биэр – пиво

Битинг, битс – производное от «бить»

Биг чиф – большой начальник

Войс – голос

Дринкинг – производное от «пить»

Дратсинг – производное от драться

Дебильник – плеер

Злопухоли – сигареты

Камон! – пошли!

Коп, коппола – полицейский

Литл - маленький

Лауд стонинг – громкие стоны

Лаудспикер- громкоговоритель

Мани- деньги

Мэн - мужчина

Найсовая – хорошенькая

Ньюспейпер – газета

Олд мэн – старик

Плейс - место

Поршн – порция

Райтер – писатель

Ридальня – читальня

Румната - комната

Тинкинг – производное от слова «думать»

Таун – город

Тичер – учитель

Шоп – магазин

Шоулдеры – плечи

Шейк - трясти