Идет волшебница Зима
план-конспект урока (музыка) на тему

Дзугаева Лариса Викторовна

Разработка урока музыки во 2-ом  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2_klass_volshebnitsa_zima.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во втором классе.

Тема урока: «Идет волшебница Зима»

Цель и задачи:

1.Познакомить учащихся с творчеством поэтов-Н.А.Некрасова; композиторов –А.Вивальди, П.И.Чайковского; художника-К.Ф.Юона.

2. Развивать восприятие красоты зимней природы через знакомство с творчеством поэтов, художников, музыкантов; чувство и понимание выразительности художественного образа; умение сравнивать поэтическое музыкальное и художественное произведение; творческое воображение на основе восприятия художественных образов; музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, речь.

3. Воспитывать эстетическую культуру(любовь к родной природе, любование природой, ее созерцание, любовь к классической музыке).

Тип урока: изучение нового материла с применением интеграции, литературы, музыки, изобразительного искусства.

Методы, использованные на уроке: словесный, наглядно-слуховой, метод эмоционального воздействия, метод сравнения, метод создания художественного контекста.

Оборудование: портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Учитель: - Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим ее Волшебнице Зиме. А помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

  1. Основная часть. Изучение нового материала.

Учитель: Нередко сказки состоят из нескольких частей и глав, так же будет и у нас. Первую главу нам помогут написать поэты и художники. 

- Ребята, а какие вы знаете стихотворения о зиме?

(Дети читают стихи о зиме)

- Поэт изображает зиму при помощи слова, а при помощи чего нам изобразил природу художник? (При помощи кисти и красок).

- Давайте посмотрим, как передал природу зимы художник Аркадий Пластов в своей работе «Первый снег»

(Дети смотрят на картину А.Пластова «Первый снег»)

-Какие чувства вы испытали, увидев эту картину? Дети рады приходу зимы, первому снегу, для них это праздник.

- Времена года – как люди – разные на лицо и душой. Наша зима у поэтов-красавица, порой шаловливая, порой тихая.

-Ребята, а как можно назвать зиму ласково?  (Зимушка).В нашей сказке мы по-разному называем волшебницу и ее волшебство. У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все ее желания.Они сильные, могучие. Таким предстает перед нами Мороз-воевода у поэта А.Некрасова.

(стихотворение «Не ветер бушует над бором…)

Учитель: - Красота зимней природы вдохновляет не только поэтов, но и музыкантов, поэтому начнем наш разговор  о самом удивительном. Оказывается, о прелестях зимней природы можно поведать и на языке музыкальных звуках. С помощью звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать и бурю, и вьюгу, и метель, и звон сосулек. Как, например, это сделал композитор-чародей П.И.Чайковский.

- И поэтому следующая глава нашей сказки музыкальная.

- П.И.Чайковский.  Вам знакомо имя этого композитора? Какие произведения вы уже слышали?  («Времена года»). Сегодня на уроке мы послушаем пьесу из этого цикла «Декабрь» или «Святки». Это старинный праздник перед Новым годом. На святках обычно девушки собирались и устраивали «святочные гадания».

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали»

В.А.Жуковский

- Давайте послушаем пьесу П.И.Чайковского «Декабрь» или «Святки».

-Как вы думаете, на какой танец похожа эта пьеса?  (Вальс).

-Какой он по характеру?  (Красивый вальс, под который можно танцевать, только он медленный, задумчивый, зимний).

-Как музыка звучала на forte или piano?

-Какое стихотворение, которое прозвучало сегодня на уроке созвучно пьесе «Декабрь»?

Учитель: Мы с вами сегодня говорили о русской зиме. А вы знаете что-нибудь о зиме в других странах мира?

- Я хочу рассказать о зиме в Италии. Посмотрите какая зима в Италии.

- В Италии нет таких морозов и снега, как у нас в России, но там тоже зима красивая. Замечательный итальянский композитор Антонио Вивальди тоже написал цикл «Времена года». Давайте послушаем пьесу «Зима» из этого цикла.

(Звучит пьеса А.Вивальди «Зима»).

-Какие чувства вы испытали, слушая эту пьесу? (Чувства восторга, легкости, удовольствия, восхищения).

- Давайте сравним эти произведения. Что общего?  (Произведения о зиме). Чем отличаются?  (Темп, динамика).

- Ребята, а теперь давайте вспомним, какой праздник приближается, его очень любят и в России, и в Италии, и во многих странах, его ждут и к нему готовятся. Давайте вспомним, какие песни мы разучили к этому празднику?

- Сели правильно и приготовились к распевке. Ребята, наступили морозы, чего нельзя делать на улице зимой, чтобы сохранить красивый голос?

(Исполнение песни).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Третья глава нашей сказки называется «Остановись, мгновенье».

Сегодня мы увидели на уроке репродукцию Аркадия Пластова «Первый снег», увидели,  как он  чувствует и изображает зиму. Но обратить ваше внимание я хочу на картину Константина Федоровича Юона «Волшебница зима»

К.Ф.Юон- замечательный русский художник. Рисовать он начал с 8 лет и посвятил всю свою жизнь живописи. И он очень любил зиму.

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. Его картину «Волшебница зима» можно назвать песней русской зиме.

-Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Какое ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызывает? (чувство радости, легкости, очарования).

- Что вы видите на картине?  (Речка, деревья, мальчишки, которые катаются на коньках).

-Зима- прежде всего снег. Как изобразил снег художник?  (Серебристый, синеватый, пушистым ковром устилает землю, украсил деревья, крыши домов). Вот почему название картины «Волшебница Зима».

-Если бы вы были композиторами, то какую мелодию бы сочинили, глядя на эту картину? (Темп, динамика, характер).

- Какое музыкальное произведение созвучно этой картине?

-А теперь, ребята, возьмите бумагу синего цвета и нарисуйте на ней зимние деревья и сказку, которую мы сегодня сочинили – «Волшебница зима». Побудьте и вы художниками.

(Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Декабрь»)

Закрепление:

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке? (Слушали музыку, читали стихи, рисовали, пели).

-Музыкальные произведения каких композиторов прозвучали сегодня на уроке?

- Имя какого русского художника вы узнали и как называется его картина?

Подведение итогов урока.

Учитель: - На уроке мы с вами сегодня были творцами сказки «Волшебница зима», увидели, как одно и тоже явление природы – зиму- изобразили поэты, художники, композиторы.

- Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим творцом, вы чувствовали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

- Когда вы сейчас выйдете из школы, помотрите на природу глазами Антонио Вивальди, П.И.Чайковского, К.Ф.Юона и вспомните произведения, которые сегодня прозвучали на уроке.

- А сейчас поднимите свои рисунки и покажите друг другу, какая сказка у каждого получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...

Составление рассказа на тему «Идет волшебница зима».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б в специальном(коррекционном) классе....

Тема урока "Идет волшебница зима".

Урок изучение нового материала с применением интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства....

Конкурс чтецов "Идет волшебница-зима"

Воспитание   любви к родной природе, к русской литературе...

Литературно - музыкальная композиция "Идет волшебница - Зима"

Традиционный литературно - музыкальный праздник «Идёт волшебница-Зима», который является частью проекта «Времена года»....

Игровая программа "Идет Волшебница-Зима"

Игровая программа для младших школьников на зимних каникуах...