Тема урока "Идет волшебница зима".
план-конспект урока по музыке на тему

Урок изучение нового материала с применением интеграции литературы, музыки, изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА; «ИДЕТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»

ЦЕЛИ;

          1.Познакомить учащихся с творчеством поэтов; Н.А.Некрасова, композиторов А.Вивальди,  П.И.Чайковского; художников; К.Ф.Юона.

           2. Развивать восприятие красоты зимней природы через  знакомство с творчеством поэтов, музыкантов, художников; чувство и понимание выразительности художественного образа; умение сравнивать поэтическое музыкальное и художественное произведение; творческое воображение на основе восприятия художественных образов; музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, речь;

           3.Воспитывать эстетическую культуру (любовь к родной природе, любование природой, её созерцание, любовь к классической музыке).

ТИП УРОКА; изучение нового материала с применением интеграции; литературы, музыки, изобразительного искусства.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА УРОКЕ; словесный, наглядно-слуховой, метод эмоционального воздействия, метод сравнения, метод создания художественного контекста.

ОБОРУДОВАНИЕ; Портреты композиторов, репродукции картин.

                                  ХОД  УРОКА;

  1. Организационный момент;

Учитель;  

Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою  сказку и посвятим её Волшебнице Зиме. А помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

  1. Основная часть. Изучение нового материала.

Учитель;

Нередко сказки состоят из нескольких частей и глав, так же будет и у нас.

Первую главу нам помогут написать поэты и художники.

          Ребята, а какие вы знаете стихотворения о зиме.

(Дети читают стихи о зиме)

Поэт изображает зиму при помощи слова, а при помощи чего нам изобразил природу художник? (При помощи кисти и красок).

          Давайте посмотрим, как передал  приход зимы, художник Аркадий Пластов в свой работе «Первый снег».

(Дети смотрят на картину А.Пластова «Первый снег»)

        - Какие чувства вы испытали, увидев эту картину? Дети рады приходу зимы, первому снегу, для них это праздник.

           Времена года  -  как люди разные на лицо и душой. Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая.

       -  Ребята, а как можно назвать зиму ласково (Зимушка). В нашей сказке мы по-разному называем волшебницу и её волшебство.

          У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они сильные, могучие. Таким предстает перед нами Мороз- воевода у поэта Н.А.Некрасова.

               (стихотворение «Не ветер бушует над бором…»)

            Учитель;        

         Красота зимней природы вдохновляет не только поэтов, но и музыкантов, поэтому начнем наш разговор о самом удивительном. Оказывается, о прелестях зимней природы можно поведать и на языке музыкальных  звуках.  С помощью звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать и бурю, и вьюгу, и метель и звон сосулек. Как, например, это сделал композитор-чародей П.И.Чайковский.

            И поэтому следующая глава нашей сказки музыкальная.

          П.И.Чайковский, вам знакомо имя этого композитора? Какие произведение вы уже слышали этого произведения? («Времена года»).

Сегодня на уроке мы послушаем пьесу из этого цикла «Декабрь» или «Святки». Это старинный праздник перед Новым годом. На святках обычно девушки собирались и устраивали «святочные гадания». 
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

         Давайте послушаем пьесу П.И.Чайковского «Декабрь» или «Святки».

        - Как вы думаете, на какой танец похожа эта пьеса? (Вальс).

       - Какой он по характеру? (Красивый вальс, под который можно танцевать, только он медленный, задумчивый, зимний).

        - Как музыка звучала на forte или piano ?

        - Какое стихотворение, которое прозвучало сегодня на уроке созвучно пьесе «Декабрь»?

          Учитель;

          Мы с вами сегодня говорили о зиме русской. А вы знаете что-нибудь о зиме в других странах мира?

          Я хочу вам рассказать о зиме в Италии,  (посмотрите какая  зима в Италии).

          В Италии нет таких морозов и снега, как у нас в России, но там тоже зима красивая. Замечательный итальянский композитор Антонио Вивальди тоже написал цикл «Времена года»,  давайте послушаем пьесу «Зима» из этого цикла.

(Звучит пьеса А. Вивальди «Зима»)

         - Какие чувства вы испытали слушая эту пьесу? (Чувства восторга, легкости, удовольствия, восхишения).

          -Давайте сравним эти произведения. Что общего? (Произведения о зиме). Чем отличаются? ( Темп, динамика).

           Ребята, а теперь давайте вспомним, какой праздник   приближается, его очень любят и в России и в Италии  и во многих странах, его ждут и к нему готовятся. Давайте вспомним, какие песни мы разучили к этому празднику?

          Сели правильно и приготовились к распевке. Ребята, наступили  морозы, чего нельзя делать на улице зимой, чтобы сохранить красивый голос?

           (Исполнение песен).

            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

          Третья глава нашей сказки называется «Остоновись, мгновенье».

         Сегодня мы  увидели на уроке репродукцию Аркадия Пластова «Первый снег» , увидели как он чувствует и изображает зиму. Но обратить  ваше внимание я хочу на картину Константина Федоровича Юона «Волшебница зима».

       К.Ф.Юон  - замечательный русский художник. Рисовать Юон начал с 8 лет и посвятил всю жизнь живописи. Юон очень любил зиму.

        Природа в произведениях художника никак не мыслиться без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляет с ним единое целое. Его картину «Волшебница зима» можно назвать песней русской зиме.

       - Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Какое ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызывает? (чувство радости, легкости, очарования).

       - Что вы видите на картине? (Речка, деревья, мальчишки, которые катаются на коньках).

       - Зима – прежде всего снег. Как изобразил снег художник? (Серебристый, синеватый, пушистым ковром устилает землю, украсил деревья, крыши домов). Вот почему название картины – «Волшебница зима».

      - Если бы вы были композиторами, то какую мелодию сочинили, глядя на картину «Волшебница зима». (Темп, динамика, характер).

         Творческая работа учащихся;

        А теперь, ребята, возьмите бумагу синего цвета и нарисуйте на них зимние  деревья  и сказку, которую мы сегодня  сочинили   - «Волшебница зима», побудьте и вы художниками.

        (Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Декабрь».

      Закрепление;

      Учитель;

     - Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке ? (Слушали музыку, читали  стихи, рисовали, пели).

      - Музыкальные произведения каких композиторов прозвучали на уроке?

      - Имя какого русского художника вы узнали и как называется его картина?

 Подведение итогов урока

  Учитель;

   На уроке мы с вами сегодня были творцами сказки «Волшебница зима», увидели, как одно и тоже явление природы – зиму изобразили  поэты, художники и композиторы.

   Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим творцом, вы чувствовали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

   Когда  вы сейчас выйдите из школы, посмотрите на природу глазами Антонио Вивальди,  П.И.Чайковского, К.Ф.Юона  и вспомните  произведения которые сегодня прозвучали на уроке.

   А сейчас поднимите свои рисунки и покажите друг другу, какая сказка  у  каждого получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...

Занятие: «Волшебница зима».

Цель: развитие познавательной деятельности у детей.Задачи:1. Обобщение жизненных наблюдений детей в  изменениях  окружающей природы с приходом зимы; изучение правил безопасного поведения во ...

Составление рассказа на тему «Идет волшебница зима».

Открытый урок по письму и развитию речи в 7Б в специальном(коррекционном) классе....

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе на тему "Волшебница-Зима"

Пополнить словарный запас по теме «Зима», обогатить речь антонимами и синонимами, научить подбирать родственные слова, научить определять место звука в слове, развивать зрительное и слуховое вни...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...