Природа и музыка
план-конспект урока по музыке по теме

Дзугаева Лариса Викторовна

Конспект урока в 1-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka1_klass_priroda_i_muzyka.docx15.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 1-ом классе

«Природа и музыка»

Цель и задачи:

- учить детей различать настроение музыки;

- различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность.

- познакомить с великим русским композитором П.И.Чайковским и его циклом «Времена года».

Оборудование:

- рисунки детей на тему «Осень»;

-картины мастеров пейзажной живописи;

- диск с музыкой П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь»;

- портрет П.И.Чайковского.

Ход урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым музыкальным произведением, с автором, послушаем стихи и, конечно же, будем петь. А сейчас сели прямо, выпрямите спинки, положите ручки на парту и приготовьте к распевке.

Распевка.

Учитель: Ребята, как Вы думаете, а зачем мы распеваемся? Как нужно дышать? Как сидеть во время пения?

Повторение песен М.Красева «Падают листья», «Песня о школе».

Учитель: Ребята, я сейчас Вам загадаю загадку, отгадав ее вы узнаете о чем пойдет речь на нашем уроке:

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать,

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться,

Нам с тобой идти учиться.

Учитель: О каком времени года идет речь?

Учитель: Сегодня мы с Вами через музыку, поэзию и живопись постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, понаблюдаем, как одно и тоже явление изображают композиторы, художники, поэты.

Каждое  время  года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительным сочетанием цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный, серый, бордовый. Богатство красок, их оттенков восхищает и удивляет нас.

А.С.Пушкин очень любил осень.Он писал:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Учитель: Осенью природа словно притихает, как будто готовится к зимнему сну. Деревья скидывают листву. Птицы улетают в теплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства. А какие чувства охватывают вас осенью?

Ответы детей.

Учитель: Грустно смотреть на опавшие листья. Если сравнивать время года с временем суток, то весна – это утро, ведь все просыпается, приходит в движение, лето- это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Сейчас Вы послушаете пьесу С.Майкапара «Осенью». Подумайте, какое настроение передано в музыке?

Дети: Грустное, жалобное, нежное.

Учитель: Да, музыка печальная. Вы услышали отрывистые, низкие звуки, напоминающие капли дождя. Он моросит себе потихоньку и нагоняет тоску. Похоже, как будто капает дождь?

Дети: Да.

Учитель: Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение созвучное этой музыке, настроение тоски, уныния:

Ласточки пропали, а вчера зарей

Все грачи летали да, как тень мелькали

Вон за той горой…

Учитель: Дети, а какие стихотворения про осень знаете Вы?

Дети читают стихи.

Учитель: А теперь мы с Вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

Ветер подул: «У-у-у!» (все дуют)

Кусты низко нагнул (наклоняются)

Листья запорхали (машут руками)

Как бабочки на карнавале (кружатся).

Учитель: Молодцы ребята! Природа… Ее рисуют художники, о ней пишут тихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова, а у композиторов – только звуки. П.И.Чайковский нарисовал картину осени прекрасной музыкой. Он передал в музыке свои мысли, чувства, переживания. Его музыка очень мелодична.

А какие произведения П.И.Чайковского знаете Вы?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с Вами с циклом «Времена года» В сборнике 12 пьес, каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок. Например: «Ноябрь.На тройке», «Апрель. Подснежник», «Октябрь. Осенняя песня». Сегодня мы послушаем «Октябрь. Осенняя песня». 

Слушание.

Учитель: Какая по характеру пьеса? Какой темп? Что можно сказать о динамике произведения? Как Вы думаете, композитор изображает позднюю или раннюю осень?

Учитель: Пьеса тоскливая, печальная и очень красивая. Немного взволнованная в середине, слышны как бы вздохи. Ребята, если композитор изобразил осень при помощи звуков, то при помощи чего изображает осень художник?

Учитель: Посмотрите на репродукцию картин осени, какие цвета преобладают? Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень» Перед нами – чудесный уголок природы. На пригорке – стройные березки, течет ручей, а от него веет прохладой.

Учитель: А какую осень изобразил Левитан, раннюю или позднюю?

Ответы детей.

Итог.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что нового Вы узнали на уроке?

                 Какое произведение позвучало на уроке? Какого композитора?

                 С репродукцией какого художника мы с Вами познакомились?

Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...