Программы по хору,кружку,вокалу
рабочая программа (музыка) по теме

.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа

вокально-хорового кружка

Срок реализации программы – 2 года.

Возраст учащихся   6 -10 лет.

Руководитель кружка: Щерба Светлана Владимировна

                                       

Программа вокально -хорового кружка

Пояснительная записка

Рабочая  программа вокально-хорового кружка разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.

Срок реализации  программы – 2года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6 -10 лет.

Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе кружка:

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

 хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

  Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

        1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);        

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса. 

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

 Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма. 

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с хоровым коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности возрастной группы учащихся которым адресована программа.

Возраст детей 6 -10  лет. Это учащиеся 1,2,3,4 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 102 часа.

Количество часов в неделю – 3 часа.

Периодичность в неделю – 1 раза.

Продолжительность занятия – 3 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться  красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.

Учебно-тематический план

на первый год обучения.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических  

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

10

3

7

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

20

5

15

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

22

2

20

4.

Формирование чувства ансамбля.

20

5

15

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

30

5

25

Итого:

102

20

82

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.

Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

3.09-9.09

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

4

10.09-16.09

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

10

17.09-14.10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

10

15.10-4.11

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

5

5.11-11.11

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

20

12.11-28.12

Второе полугодие первого года обучения.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

5

 10.01-23.01

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

9

24.01-13.02

3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

6

14.02-27.02

4

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

15

28.02-10.04

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

16

11.04-28.12

Всего 102 часа

Учебно-тематический план

на второй год обучения.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических  

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

10

3

7

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

20

5

15

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

22

2

20

4.

Формирование чувства ансамбля.

20

5

15

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

30

5

25

Итого:

102

20

82

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения

                 Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

1.09-9.09

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

4

10.09-16.09

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

10

17.09-14.10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

10

15.10-4.11

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

5

5.11-11.11

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

20

12.11-28.12

Второе полугодие второго года обучения.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

5

10.01-23.01

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

9

24.01-13.02

3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

6

14.02-27.02

4

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

15

28.02-10.04

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

16

11.04-28.12

Всего 102 часа

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

(10 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

(20 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.(22 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
  2. Формирование чувства ансамбля.(20 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
  3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (30 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Методическое обеспечение программы.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон,  аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

        

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д.,   «Музыкально-певческое  воспитание  детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

Репертуар первого года обучения

Песня «Горошина» В.Карасевой.

«Песня о Москве» Ж.Колмогоровой.

Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.

Песня     «Я     люблю     свою     землю» Е.Птичкина.

Русская  народная  песня  «Из-за леса ясный сокол вылетает»

«Песня о маме» А.Филлипенко

Песня «Детство» П.Аедоницкого.

Песня «Жар-птица» Л.Москалевой

Песня      «Хрустальный      башмачок» Ю.Верижникова.

Русская   народная   песня   «Рождество Христово».

Песня «Зимняя сказка» С.Крылова.

Песня «Солдат, он парень бравый» В.Шаинского.

Песня «Солдаты России» В.Петрова.

Песня «Озорная». Ю.Верижникова.

Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.

Песня             «Млечный             путь» Ю.Верижникова.

Песня   «Пусть   вечным   будет  мир» Ю.Антонова.

Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева

Песня   «Победа  остается   молодой». Ю .Помельников.

Песня          «Самая          счастливая» Ю.Чичкова

Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.

Репертуар второго года обучения

Песня « Часы» . Левивой.

Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой

Песня « Учителям» Т. Кулиновой

Песня « Наши мамы» Т. Морозовой

Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева

Песня «Битва под Москвой» Ю. Верижникова

Песня «Буратино» Е. Зарицкой

Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова

Песня «Три желания» Е. Зарицкой

« Рождественская песня» П. Синявского

Песня « Новый год» Ю. Верижникова

Песня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко

Песня « Белый снег» Г. Пономоренко

Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев

«Песня  о солдате» В. Мигули

Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова

Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

Песня «Ветераны» Д. Трубачев

Песня « Салют» М. Протасова

Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко

Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

Подготовка и проведение творческого отчетного концерта



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по кружку
«Детский  хор»



                                             Муниципальное автономное образовательное

                                            Учреждение «Лицей №5» г. Губкина Белгородской

                                                                           Области

Руководитель – учитель музыки Щерба Светлана Владимировна


От автора
В настоящее время учителя - практики испытывают постоянную потребность обновить песенный репертуар, приблизить его к мироощущению современного ребенка, сделать его интересным для детей. И поэтому, произведения, вошедшие в разделы программы, опираются на интонации современного музыкального языка, включают мелодии, которые знакомят учеников с музыкальными жанрами и формами, особенностями творческого почерка композиторов.
Предлагаемые в программе песни вызвали эмоциональный отклик и интерес у школьников. Песни естественно, без надуманности рождают образы, понятные и привлекательные для детей младшего школьного возраста.
При отборе сочинений учитывались: прежде всего, художественно-образная основа песни, раскрывающаяся в интонационном единстве слова и музыки, разноплановые исполнительские интерпретации песен (сольное, ансамблевое, хоровое пение и их сочетание) и возможности их исполнения, как на уроках музыки, так и во внеурочное время.
Программа адресована учителям музыки общеобразовательных школ и руководителям детских хоровых коллективов системы дополнительного образования.


Методические рекомендации
Настоящая программа предназначена учителям музыки общеобразовательных школ, а также руководителям детских хоровых коллективов системы дополнительного образования - домов детского творчества, хоровых студий, кружков общеэстетического развития младших школьников.
«Детский хор»  – одно из направлений Федеральной программы «Дети. Культура. Образование». Данная программа призвана расширить список произведений, разучиваемых в младших классах школы, и тем самым способствует развитию музыкальной культуры детей. Разнообразный песенный репертуар поможет педагогам-хормейстерам решать важные задачи, возникающие на первом этапе обучения:


  • прививать интерес к музыке, к хоровому
    исполнительству;

  • добиваться эмоционально-осознанного
    отношения детей к вокальным сочинениям,
    которые они исполняют;

  • знакомить учеников с музыкальными жанрами и
    формами, особенностями творческого почерка
    композиторов, их интонационно-образного
    языка;

  • развивать слух и голос детей, формировать
    определённый объём вокально-хоровых навыков;

  • совершенствовать общие учебные способности
    детей, необходимые для их успешных занятий в
    начальной школе: слух, речь, память, внимание,
    воображение, эмоциональную отзывчивость, аналитические умения, навыки коллективной деятельности, а также такие качества личности, как трудолюбие, целеустремлённость, творческая активность.


Хоровое пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства -формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.
   «Каждый класс-хор!»,- к этому должен стремиться учитель музыки, считал Д. Б. Кабалевский, композитор и педагог, создатель отечественной концепции массового музыкального образования и воспитания. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если педагог отчетливо представляет себе многообразие задач хорового пения в учебно-воспитательном процессе, согласуя их с возрастными особенностями младших школьников, уровнем общего и музыкального развития конкретного класса и хорового коллектива.
    Как правило, начинающий хоровой коллектив (или класс) не имеет «общего музыкального знаменателя». У детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от так называемой примарной зоны звучания), звук форсированный, либо открытый («белый»), иногда сиплый; дыхание поверхностное, небольшое по объему; артикуляционный аппарат зажат; произношение текста при пении неосмысленное, маловыразительное, исполнение ритмически пассивно. Вот далеко не полный перечень негативных явлений, встречающихся на начальном этапе обучения младших школьников. Для их преодоления педагог должен научить ребят пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса, над дыханием (умением распределять его по фразам), дикцией, артикуляцией, правильным звукообразованием, ансамблем и строем, а также развивать навыки пения а капелла, двухголосного пения.
    Произведения, включенные в данную программу, не одинаковы по своей сложности. Репертуарный список составлен исходя из содержания учебной программы, а также певческих возможностей класса или хорового коллектива. Именно поэтому я намеренно отказалась от конкретных советов по разучиванию двухголосных произведений.
    В программе три раздела. Первый раздел содержит сочинения русских и западноевропейских композиторов - классиков, преимущественно лирического характера. Вот некоторые рекомендации для работы над ними.
    При разучивании «Вечерней песни» М.Мусоргского следует обратить внимание на мелодию, которая как бы «вращается» вокруг неизменного интервала кварты ля-ре. Этот изобразительный прием, дополненный «колышущимся» аккомпанементом, придает музыке черты неподвижности и успокоения. При исполнении необходимо найти такие звуковые краски, которые исключили бы монотонность, однообразность пения.
   В «Старинной французской песенке» П.И.Чайковского необходимо добиваться контрастного звучания крайних частей (легато) и середины (нон легато). Точности исполнения требует и пунктирный ритм в каденциях. На этом произведении можно совершенствовать навыки цепного дыхания.

«Песенка» Ж. Б. Люлли исполняется как вокализ. Педагог выбирает гласный звук или слог в зависимости от того, над каким характером звукообразования нужно работать в классе.
 «Вокализ» Ф. Абта можно разучивать с названиями нот (сольфеджировать), а также на гласные звуки и слоги. Следует добиваться ровного звучания гласных, изменяя их в каждой фразе, подбирая наиболее яркие сочетания для кульминации. Это позволит превратить вокальное упражнение в концертный номер.
   В «Зиме» И.С.Баха мелодия должна быть плавной, не прерываться. Следует тщательно пропевать гласные в распевах. Произведение можно разучивать без сопровождения, чтобы дети научились прислушиваться к звучанию мелодии в унисон. Пение с сопровождением должно развивать полифонический слух детей.
   «Дигнаре» Г.Ф.Генделя - молитвенное песнопение, обращенное к Богу. Для его исполнения необходимы эмоциональная строгость, сдержанность, интонационная и ритмическая точность, широкое дыхание, контрастность динамики. Латинский текст предполагает единообразное «округлённо-прикрытое» произношение гласных.
   При исполнении «Волшебного цветка» Л.В.Бетховена необходимо настроить ребят на точное воспроизведение первого звука (из-за отсутствия вступления к песне), а также лёгкое светлое звучание первых тактов.
   В «Заходе солнца» Э.Грига определённую трудность представляет интонирование широких ходов мелодии (вторая половина песни). В «Вечерней песне» А.Тома можно последовательно разучить всем классом (хором) мелодии каждого голоса, после чего попытаться петь на два голоса. Выразительность исполнения обоих произведений зависит от того, насколько точно учащиеся смогут передать их внутренний эмоциональный строй, неповторимый звуковой колорит.
   «Времена года» Ц. Кюи, «Окликание дождя» А. Лядова, «Купался бобёр» П.Чайковского, «Счастье» Телемана, «Детские игры» В. Моцарта написаны в подвижном темпе. Разучивая их, следует добиваться точного интонирования мелодии, активной артикуляции, ритмической определённости, короткого дыхания перед началом фраз.
   Во второй раздел программы вошли образцы русского музыкального фольклора и песни разных народов мира. На примере этих сочинений школьники знакомятся с жанровым и интонационным разнообразием народной музыки, традициями фольклорного музицирования.
   Несложные в мелодическом и ритмическом отношении песенки, заклички, потешки, игры служат основой для формирования певческих навыков на начальном этапе хоровой работы с детьми. Многие из них можно использовать в качестве распеваний на уроках и хоровых занятиях. («Выйди, выйди, солнышко», «Колыбельная».) Рекомендуется разучивать песни «с голоса», как это обычно происходит в народном быту, разыгрывать, изображая их сюжетную основу и действия персонажей, дополнять песни танцевальными движениями, инструментальным сопровождением, активно включать пение с солистом, отдельных групп хора.
   Традиции народного пения дают основание уже в начальной школе активно развивать навыки двухголосия. Работу следует начинать с песен, имеющих выдержанный подголосок («Пойду ль я, выйду ль, я», «Перед весной»), затем перейти к песням с самостоятельной контрастной линией второго голоса («Как у наших у ворот», «На горе-то калина»), и с терцовым двухголосием («У зари то у зореньки», «Родные просторы»). Доступной формой овладения навыками вокального ансамбля являются несложные каноны сначала на два, а затем на три голоса («Кума моя, кумочка», «Музыканты»).
   Работу над двухголосными произведениями рекомендуется осуществлять с применением разнообразных частных методик, используя донотную графику, ручные знаки, нотную запись, игровые приемы. Это определенным образом поможет развивать слуховую активность учащихся.

Шуточные песни («Со вьюном я хожу» , «Дударики-дудари», «Весенний праздник» , «Черный козёл» , «Ученая коза» и др.) помогают детям научиться петь в оживленном темпе или даже скороговоркой.
   Третий раздел программы - самый большой по объему. Представленные в нем песни современных композиторов, как «Песня о Москве» Г.Свиридова, «Возвращайся песенка» В. Кикты, «Песенка считалочка» В.Жарова, «Песенка-небылица» И. Казенина. Содержание многих песен может быть передано в игровой форме - при помощи музыкально-ритмических движений, изображающих действия их персонажей, а также простейших музыкальных инструментов - бубнов, барабанов, треугольников. Это отвечает потребностям малышей в разнообразных видах музыкальной деятельности на занятиях.
   В следующую группу входят песни, уже требующие определенной певческой подготовки - владение дыханием на большом отрезке мелодии, правильного звукообразования, умения исполнять сложные ритмические рисунки, петь в быстром темпе. К этой группе можно отнести такие сочинения, как «С нами друг» Г.Струве, «Рыжий, конопатый» Е. Ботярова. Учитель может также попытаться осуществить свой, оригинальный исполнительский план каждой из песен.
   Тщательной отработки ритмических навыков потребуют песни, написанные в джазовой манере -  «Когда я стану миллионером» В. Семенова, «Дело было в Каролине» Р. Бойко, где точность ритмического рисунка должна сочетаться с исполнительской свободой и упругим, насыщенным, но не крикливым звуком.
   Разучивая японскую песню «Птицы над взморьем», нужно стремиться к светлому звучанию голосов, подвижному темпу в ритме быстрого вальса, передачи гибкой динамики. Сопровождение в данном случае не дублирует свободно и выразительно льющуюся мелодию, что в определенной степени затрудняет точность интонирования.
    Особого внимания требуют двухголосные песни: «Огромный дом» Я. Дубравина, «Что мы Родиной зовем» Г.Струве и др. Их можно исполнять на занятиях и одноголосно, без ущерба для художественного замысла произведения. При разучивании песен на два голоса следует использовать подготовительные упражнения, ручные знаки.
   Представленные в программе произведения органично сочетаются с музыкальным материалом программ по предмету «Музыка».

ПРОГРАММНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

1 класс
I четверть:

«Как у наших у ворот». Рус. народ, песня обр.А. Луканина. «Потанцуй со мной дружок». Нем.песня обр. В. Фёдорова. «С нами друг!». Сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве. «Осенняя сказка». Сл. Т. Башмаковой, муз. В. Иванникова.

II четверть:

«Хозяйка», (в молдавском стиле). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова. «Пойду ль я, выйду ль я». Рус. народ. песня обр. В. Попова. «Ты, соловушка, умолкни». М. Глинки. «Что мы Родиной зовем». Г. Струве.

III четверть:

«Мы дружим с музыкой». И. Гайдна.
«Со вьюном я хожу». Обр. А. Луканина.
«Кума моя, кумочка».(белорусская).Рус. текст В. Викторова.
«Спи, засыпай», (английская). Рус. текст Ю. Хазанова.
«А у меня есть флейта». Э. Фримерта.
IV четверть:
"Песенка солнечных зайчиков". И. Казенина.
"Жил на свете комарочек". Рус. народ. песня.
"Вечерняя песня". М. Мусоргского.
"Весенний праздник", (эстонская). Рус. текст Н. Найденовой

2 класс

I четверть:
«Старинная французская песенка». П. Чайковского. «На горе-то калина». Рус. народ. песня обр. А. Луканина. «Музыканты», (немецкая). Рус. текст К. Алемасовой. «Два веселых маляра». Шаповаленко.

II четверть:
1 .«Мистер Жук». Гладкова-Югина.
2.«Зимний вечер». М. Яковлева.
3.«Ой в лесу есть калина», (украинская). Обр. А. Луканина.
4.«Сапожки», (в польском стиле). Р. Бойко.

III четверть:
1 .«Времена года». Ц. Кюи.
2.«Перед весной». Обр. В. Попова.
3.«Веселый мельник», (американская). Перевод Е. Филиц.
4.«Возвращайся, песенка». В. Кикты.

IV четверть:
1.«Вокализ». Ф. Абта.
2.«У зори-то, у зореньки». Обр. А. Юрлова.
3.«Колыбельная», (уругвайская).
4.«Рыжий, рыжий, конопатый». Е. Ботярова.

3 класс
I четверть:
1 .«Окликание дождя». А. Лядова.
2.«У меня ль во садочке». Д. Янчкова.
3.«Веснянка», (украинская). Обр. А Луканина.
4.«Песенка-считалка». А. Жарова.
5.«Вечерняя песня». А. Тома.

II четверть:
1.«3има». И. С. Баха.
2.«Соловей, соловеюшка». Д. Зарина.
3.«Ученая коза», (французская). Обр. И. Ильина.
4.«Песенка про Деда Мороза». О. Юдахиной.
5.«Птицы над взморьем». X. Рётаро.

III четверть:
1.«Тихий вечер, синий вечер». Р.Шумана.
2.«Сеяли девушки яровой хмель». Рус. народ. песня.
3.«Выйди, выйди солнышко», (украинская).
4.«Розовая песенка». И. Якушенко.
5.«Братец Яков», (французская).

IV четверть:
1.«Детские игры». В. Моцарта.
2.«Скворцы прилетели». Рус. народ. песня.
3.«Дударики». (белорусская).
4.«Гусята», (немецкая).
5.«В сказочном лесу». Д. Кабалевского.

4 класс
I четверть:
1 .«Волшебный цветок». Л. Бетховена.
2.«Былина о Добрыне Никитиче». Обр. Н. Римского-Корсакова.
3.«Пой, моя кукушка», (молдавская).
4.«Огромный дом». Дубравина.
5.«Колыбельная песня». И. Брамса.

II четверть:
1.«Счастье». Г. Телемана.
2.«Добрый мельник», (литовская).
3.«Колыбельная», (грузинская).
4.«Песенка слоненка и мышей». Чайковского.
5.«Если другом стала песня». Ю. Тугаринова.

III четверть:
1.«Заход солнца». Э. Грига.
2.«Любопытный дрозд» (польская). Обр. Ю. Блинова.
3.«Потанцуем», (японская). Обр. А. Бирчанского.
4.«Песня о Москве». Г. Свиридова.
5.«Поросята строят дом». И. Ефремова.

IV четверть:
1 .«Песенка». Ж. Люлли.
2.«Дигнаре». Г. Генделя.
3.«Утренняя серенада». Мексикан. народ. песня.
4.«Родные просторы». Рус. текст Ю. Хазанова.
5.«Песенка про оркестр». С. Бажова.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по кружку
«Детский  хор»


Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей №5»

Г. Губкина Белгородской области

Руководитель – учитель музыки

Щерба Светлана Владимировна
От автора
В настоящее время учителя - практики испытывают постоянную потребность обновить песенный репертуар, приблизить его к мироощущению современного ребенка, сделать его интересным для детей. И поэтому, произведения, вошедшие в разделы программы, опираются на интонации современного музыкального языка, включают мелодии, которые знакомят учеников с музыкальными жанрами и формами, особенностями творческого почерка композиторов.
Предлагаемые в программе песни вызвали эмоциональный отклик и интерес у школьников. Песни естественно, без надуманности рождают образы, понятные и привлекательные для детей младшего школьного возраста.
При отборе сочинений учитывались: прежде всего, художественно-образная основа песни, раскрывающаяся в интонационном единстве слова и музыки, разноплановые исполнительские интерпретации песен (сольное, ансамблевое, хоровое пение и их сочетание) и возможности их исполнения, как на уроках музыки, так и во внеурочное время.
Программа адресована учителям музыки общеобразовательных школ и руководителям детских хоровых коллективов системы дополнительного образования.


Методические рекомендации
Настоящая программа предназначена учителям музыки общеобразовательных школ, а также руководителям детских хоровых коллективов системы дополнительного образования - домов детского творчества, хоровых студий, кружков общеэстетического развития младших школьников.
«Детский хор»  – одно из направлений Федеральной программы «Дети. Культура. Образование». Данная программа призвана расширить список произведений, разучиваемых в младших классах школы, и тем самым способствует развитию музыкальной культуры детей. Разнообразный песенный репертуар поможет педагогам-хормейстерам решать важные задачи, возникающие на первом этапе обучения:


  • прививать интерес к музыке, к хоровому
    исполнительству;

  • добиваться эмоционально-осознанного
    отношения детей к вокальным сочинениям,
    которые они исполняют;

  • знакомить учеников с музыкальными жанрами и
    формами, особенностями творческого почерка
    композиторов, их интонационно-образного
    языка;

  • развивать слух и голос детей, формировать
    определённый объём вокально-хоровых навыков;

  • совершенствовать общие учебные способности
    детей, необходимые для их успешных занятий в
    начальной школе: слух, речь, память, внимание,
    воображение, эмоциональную отзывчивость, аналитические умения, навыки коллективной деятельности, а также такие качества личности, как трудолюбие, целеустремлённость, творческая активность.


Хоровое пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства -формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.
   «Каждый класс-хор!»,- к этому должен стремиться учитель музыки, считал Д. Б. Кабалевский, композитор и педагог, создатель отечественной концепции массового музыкального образования и воспитания. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если педагог отчетливо представляет себе многообразие задач хорового пения в учебно-воспитательном процессе, согласуя их с возрастными особенностями младших школьников, уровнем общего и музыкального развития конкретного класса и хорового коллектива.
    Как правило, начинающий хоровой коллектив (или класс) не имеет «общего музыкального знаменателя». У детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от так называемой примарной зоны звучания), звук форсированный, либо открытый («белый»), иногда сиплый; дыхание поверхностное, небольшое по объему; артикуляционный аппарат зажат; произношение текста при пении неосмысленное, маловыразительное, исполнение ритмически пассивно. Вот далеко не полный перечень негативных явлений, встречающихся на начальном этапе обучения младших школьников. Для их преодоления педагог должен научить ребят пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса, над дыханием (умением распределять его по фразам), дикцией, артикуляцией, правильным звукообразованием, ансамблем и строем, а также развивать навыки пения а капелла, двухголосного пения.
    Произведения, включенные в данную программу, не одинаковы по своей сложности. Репертуарный список составлен исходя из содержания учебной программы, а также певческих возможностей класса или хорового коллектива. Именно поэтому я намеренно отказалась от конкретных советов по разучиванию двухголосных произведений.
    В программе три раздела. Первый раздел содержит сочинения русских и западноевропейских композиторов - классиков, преимущественно лирического характера. Вот некоторые рекомендации для работы над ними.
    При разучивании «Вечерней песни» М.Мусоргского следует обратить внимание на мелодию, которая как бы «вращается» вокруг неизменного интервала кварты ля-ре. Этот изобразительный прием, дополненный «колышущимся» аккомпанементом, придает музыке черты неподвижности и успокоения. При исполнении необходимо найти такие звуковые краски, которые исключили бы монотонность, однообразность пения.
   В «Старинной французской песенке» П.И.Чайковского необходимо добиваться контрастного звучания крайних частей (легато) и середины (нон легато). Точности исполнения требует и пунктирный ритм в каденциях. На этом произведении можно совершенствовать навыки цепного дыхания.

«Песенка» Ж. Б. Люлли исполняется как вокализ. Педагог выбирает гласный звук или слог в зависимости от того, над каким характером звукообразования нужно работать в классе.
 «Вокализ» Ф. Абта можно разучивать с названиями нот (сольфеджировать), а также на гласные звуки и слоги. Следует добиваться ровного звучания гласных, изменяя их в каждой фразе, подбирая наиболее яркие сочетания для кульминации. Это позволит превратить вокальное упражнение в концертный номер.
   В «Зиме» И.С.Баха мелодия должна быть плавной, не прерываться. Следует тщательно пропевать гласные в распевах. Произведение можно разучивать без сопровождения, чтобы дети научились прислушиваться к звучанию мелодии в унисон. Пение с сопровождением должно развивать полифонический слух детей.
   «Дигнаре» Г.Ф.Генделя - молитвенное песнопение, обращенное к Богу. Для его исполнения необходимы эмоциональная строгость, сдержанность, интонационная и ритмическая точность, широкое дыхание, контрастность динамики. Латинский текст предполагает единообразное «округлённо-прикрытое» произношение гласных.
   При исполнении «Волшебного цветка» Л.В.Бетховена необходимо настроить ребят на точное воспроизведение первого звука (из-за отсутствия вступления к песне), а также лёгкое светлое звучание первых тактов.
   В «Заходе солнца» Э.Грига определённую трудность представляет интонирование широких ходов мелодии (вторая половина песни). В «Вечерней песне» А.Тома можно последовательно разучить всем классом (хором) мелодии каждого голоса, после чего попытаться петь на два голоса. Выразительность исполнения обоих произведений зависит от того, насколько точно учащиеся смогут передать их внутренний эмоциональный строй, неповторимый звуковой колорит.
   «Времена года» Ц. Кюи, «Окликание дождя» А. Лядова, «Купался бобёр» П.Чайковского, «Счастье» Телемана, «Детские игры» В. Моцарта написаны в подвижном темпе. Разучивая их, следует добиваться точного интонирования мелодии, активной артикуляции, ритмической определённости, короткого дыхания перед началом фраз.
   Во второй раздел программы вошли образцы русского музыкального фольклора и песни разных народов мира. На примере этих сочинений школьники знакомятся с жанровым и интонационным разнообразием народной музыки, традициями фольклорного музицирования.
   Несложные в мелодическом и ритмическом отношении песенки, заклички, потешки, игры служат основой для формирования певческих навыков на начальном этапе хоровой работы с детьми. Многие из них можно использовать в качестве распеваний на уроках и хоровых занятиях. («Выйди, выйди, солнышко», «Колыбельная».) Рекомендуется разучивать песни «с голоса», как это обычно происходит в народном быту, разыгрывать, изображая их сюжетную основу и действия персонажей, дополнять песни танцевальными движениями, инструментальным сопровождением, активно включать пение с солистом, отдельных групп хора.
   Традиции народного пения дают основание уже в начальной школе активно развивать навыки двухголосия. Работу следует начинать с песен, имеющих выдержанный подголосок («Пойду ль я, выйду ль, я», «Перед весной»), затем перейти к песням с самостоятельной контрастной линией второго голоса («Как у наших у ворот», «На горе-то калина»), и с терцовым двухголосием («У зари то у зореньки», «Родные просторы»). Доступной формой овладения навыками вокального ансамбля являются несложные каноны сначала на два, а затем на три голоса («Кума моя, кумочка», «Музыканты»).
   Работу над двухголосными произведениями рекомендуется осуществлять с применением разнообразных частных методик, используя донотную графику, ручные знаки, нотную запись, игровые приемы. Это определенным образом поможет развивать слуховую активность учащихся.

Шуточные песни («Со вьюном я хожу» , «Дударики-дудари», «Весенний праздник» , «Черный козёл» , «Ученая коза» и др.) помогают детям научиться петь в оживленном темпе или даже скороговоркой.
   Третий раздел программы - самый большой по объему. Представленные в нем песни современных композиторов, как «Песня о Москве» Г.Свиридова, «Возвращайся песенка» В. Кикты, «Песенка считалочка» В.Жарова, «Песенка-небылица» И. Казенина. Содержание многих песен может быть передано в игровой форме - при помощи музыкально-ритмических движений, изображающих действия их персонажей, а также простейших музыкальных инструментов - бубнов, барабанов, треугольников. Это отвечает потребностям малышей в разнообразных видах музыкальной деятельности на занятиях.
   В следующую группу входят песни, уже требующие определенной певческой подготовки - владение дыханием на большом отрезке мелодии, правильного звукообразования, умения исполнять сложные ритмические рисунки, петь в быстром темпе. К этой группе можно отнести такие сочинения, как «С нами друг» Г.Струве, «Рыжий, конопатый» Е. Ботярова. Учитель может также попытаться осуществить свой, оригинальный исполнительский план каждой из песен.
   Тщательной отработки ритмических навыков потребуют песни, написанные в джазовой манере -  «Когда я стану миллионером» В. Семенова, «Дело было в Каролине» Р. Бойко, где точность ритмического рисунка должна сочетаться с исполнительской свободой и упругим, насыщенным, но не крикливым звуком.
   Разучивая японскую песню «Птицы над взморьем», нужно стремиться к светлому звучанию голосов, подвижному темпу в ритме быстрого вальса, передачи гибкой динамики. Сопровождение в данном случае не дублирует свободно и выразительно льющуюся мелодию, что в определенной степени затрудняет точность интонирования.
    Особого внимания требуют двухголосные песни: «Огромный дом» Я. Дубравина, «Что мы Родиной зовем» Г.Струве и др. Их можно исполнять на занятиях и одноголосно, без ущерба для художественного замысла произведения. При разучивании песен на два голоса следует использовать подготовительные упражнения, ручные знаки.
   Представленные в программе произведения органично сочетаются с музыкальным материалом программ по предмету «Музыка».

ПРОГРАММНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

1 класс
I четверть:

«Как у наших у ворот». Рус. народ, песня обр.А. Луканина. «Потанцуй со мной дружок». Нем.песня обр. В. Фёдорова. «С нами друг!». Сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве. «Осенняя сказка». Сл. Т. Башмаковой, муз. В. Иванникова.

II четверть:

«Хозяйка», (в молдавском стиле). Муз. Р. Бойко, сл. В. Викторова. «Пойду ль я, выйду ль я». Рус. народ. песня обр. В. Попова. «Ты, соловушка, умолкни». М. Глинки. «Что мы Родиной зовем». Г. Струве.

III четверть:

«Мы дружим с музыкой». И. Гайдна.
«Со вьюном я хожу». Обр. А. Луканина.
«Кума моя, кумочка».(белорусская).Рус. текст В. Викторова.
«Спи, засыпай», (английская). Рус. текст Ю. Хазанова.
«А у меня есть флейта». Э. Фримерта.
IV четверть:
"Песенка солнечных зайчиков". И. Казенина.
"Жил на свете комарочек". Рус. народ. песня.
"Вечерняя песня". М. Мусоргского.
"Весенний праздник", (эстонская). Рус. текст Н. Найденовой

2 класс

I четверть:
«Старинная французская песенка». П. Чайковского. «На горе-то калина». Рус. народ. песня обр. А. Луканина. «Музыканты», (немецкая). Рус. текст К. Алемасовой. «Два веселых маляра». Шаповаленко.

II четверть:
1 .«Мистер Жук». Гладкова-Югина.
2.«Зимний вечер». М. Яковлева.
3.«Ой в лесу есть калина», (украинская). Обр. А. Луканина.
4.«Сапожки», (в польском стиле). Р. Бойко.

III четверть:
1 .«Времена года». Ц. Кюи.
2.«Перед весной». Обр. В. Попова.
3.«Веселый мельник», (американская). Перевод Е. Филиц.
4.«Возвращайся, песенка». В. Кикты.

IV четверть:
1.«Вокализ». Ф. Абта.
2.«У зори-то, у зореньки». Обр. А. Юрлова.
3.«Колыбельная», (уругвайская).
4.«Рыжий, рыжий, конопатый». Е. Ботярова.

3 класс
I четверть:
1 .«Окликание дождя». А. Лядова.
2.«У меня ль во садочке». Д. Янчкова.
3.«Веснянка», (украинская). Обр. А Луканина.
4.«Песенка-считалка». А. Жарова.
5.«Вечерняя песня». А. Тома.

II четверть:
1.«3има». И. С. Баха.
2.«Соловей, соловеюшка». Д. Зарина.
3.«Ученая коза», (французская). Обр. И. Ильина.
4.«Песенка про Деда Мороза». О. Юдахиной.
5.«Птицы над взморьем». X. Рётаро.

III четверть:
1.«Тихий вечер, синий вечер». Р.Шумана.
2.«Сеяли девушки яровой хмель». Рус. народ. песня.
3.«Выйди, выйди солнышко», (украинская).
4.«Розовая песенка». И. Якушенко.
5.«Братец Яков», (французская).

IV четверть:
1.«Детские игры». В. Моцарта.
2.«Скворцы прилетели». Рус. народ. песня.
3.«Дударики». (белорусская).
4.«Гусята», (немецкая).
5.«В сказочном лесу». Д. Кабалевского.

4 класс
I четверть:
1 .«Волшебный цветок». Л. Бетховена.
2.«Былина о Добрыне Никитиче». Обр. Н. Римского-Корсакова.
3.«Пой, моя кукушка», (молдавская).
4.«Огромный дом». Дубравина.
5.«Колыбельная песня». И. Брамса.

II четверть:
1.«Счастье». Г. Телемана.
2.«Добрый мельник», (литовская).
3.«Колыбельная», (грузинская).
4.«Песенка слоненка и мышей». Чайковского.
5.«Если другом стала песня». Ю. Тугаринова.

III четверть:
1.«Заход солнца». Э. Грига.
2.«Любопытный дрозд» (польская). Обр. Ю. Блинова.
3.«Потанцуем», (японская). Обр. А. Бирчанского.
4.«Песня о Москве». Г. Свиридова.
5.«Поросята строят дом». И. Ефремова.

IV четверть:
1 .«Песенка». Ж. Люлли.
2.«Дигнаре». Г. Генделя.
3.«Утренняя серенада». Мексикан. народ. песня.
4.«Родные просторы». Рус. текст Ю. Хазанова.
5.«Песенка про оркестр». С. Бажова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...