Сказка в музыке.
план-конспект урока по музыке по теме

Знакомство с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок музыки. Сказка в музыке.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по музыке

Программа: «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского.

Тема четверти: Развитие музыки.

Тема урока: Сказка в музыке.

Класс: 3

Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка. Выявить взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Задачи: Повторить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности и приемах развития музыки. Продолжить формировать умения и навыки применения средств музыкальной выразительности при характеристике музыкальных произведений. Расширить знания о творчестве русских композиторов.

Развить певческий голос, певческие навыки с использованием голосовых развивающих игр, упражнений, а также развитие памяти, воображения.

Воспитать любовь к музыке, к шедеврам мирового искусства и желание слушать и исполнять ее.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, раздаточный материал, наглядность, портреты композиторов, сборник сказок А.С. Пушкина, поэма «Руслан и Людмила».

Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.

Ход урока

Организационный момент: Музыкальное приветствие.

 Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся  в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?

  • В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
  • Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
  • Сказку.
  • Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
  • Скажите, пожалуйста, а вы можете сами рассказать или исполнить сказку, сказочную историю?
  • Да.
  • Кто является героями сказок? Приведите примеры.
  • Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.
  • Давайте вспомним песню-сказку, которая случилась морозною зимой в лесу.
  • Вы догадались, это песня «Почему медведь зимой спит»
  • Прежде, чем мы исполним её, и расскажем, что там произошло, нам нужно подготовить свой голос.

 Учитель проводит артикуляционную гимнастику «Вежливые слова», озвучивает с учащимися стихотворение «Паровоз», распевает класс.

 Дети исполняют песню «Почему медведь зимой спит» слова А. Коваленкова, музыка Л.Книппера

  • Кто сочиняет сказки?
  • Народ и писатели.
  • Сказки бывают народные и литературные (авторские). Приведите примеры сказок, которые вы знаете, (учащиеся приводят примеры сказок).

 А сейчас слушаем литературную загадку, (ученица читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

        Уж побледнел закат румяный

        Над усыпленною землей;

        Дымятся синие туманы,

        И всходит месяц золотой;

        Померкла степь. Тропою тёмной

        Задумчив, едет наш Руслан

        И видит: сквозь ночной туман

        Вдали чернеет холм огромный,

        И что-то страшное храпит…

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Эта поэма  легла в основу оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Главные герои произведения: Руслан, Людмила, злой колдун Черномор.

  • Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
  • Он был коварный, хитрый.
  • Сейчас мы послушаем отрывок из оперы – «Марш Черномора». Во время прослушивания вам нужно будет заполнить таблицу «Характеристика музыкального произведения».

Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Обсуждение с учащимися характера музыкального произведения, приемы развития музыки, средств музыкальной выразительности.

Вторая литературная загадка (ученица читает отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкин).

        Князь у синя моря, ходит,

        С синя моря, глаз не сводит;

        Глядь – поверх текучих вод

        Лебедь белая плывет.

        «Здравствуй, князь ты мой

прекрасный!

        Что ж ты тих, как день

                                ненастный?

        Опечалился чему?» –

        Говорит она ему.

        Князь Гвидон ей отвечает:

        «Грусть – тоска меня съедает:

        Люди женятся; гляжу,

        Не женат, лишь я хожу»…

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова.

  • Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?
  • В этой сказке есть три чуда:
  •  белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…
  •  В чешуе как жар горя, тридцать три  богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
  • Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…
  •  А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
  • Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?
  • Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.

Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим прием развития, характер музыки.

Слушание музыкального произведения – Н.А. Римский-Корсаков  «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Обсуждение с учащимися характера, приемы развития музыки в виде игры «Веселый звонок» (ребята становятся в круг, закрывают глаза, и кто услышит над собой звон колокольчика, называет слова, характеризующие музыкальный фрагмент)

  • Скажите, пожалуйста, какое число очень часто встречается в сказках? Приведите примеры.
  • Три («Три медведя», «Три толстяка», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка»).

-        Сейчас девочки нам исполнят песню «Три желания» музыка Е.Зарицкой, слова И.Шевчука.

Сегодня на уроке вы отгадали литературные загадки, и я предлагаю желающим проверить свои силы в следующем задании. Перед вами нарисован «Сказочный квадрат» - сканворд. В нем, среди множества букв, зашифровано пять названий сказок или произведений на сказочный сюжет. Составляя название можно двигаться только по горизонтали и вертикали (учитель раздает желающим ребятам сканворды).

Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

        У лукоморья дуб зеленый;

        Златая цепь на дубе том:

        И днем и ночью кот ученый

        Все ходит по цепи кругом…

В классе появляется ученый кот (ученица 6 класса)

  • Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказочных героев. Попробуйте отгадать мои загадки:

  1.         Три девицы под окном

           Пряли поздно вечерком.

           «Кабы я была царица,-

            Говорит одна девица,-

           То на весь крещеный мир

             Приготовила б я пир».

                («Сказка о царе Салтане»)

          2.         Пошел, сел у берега моря;

                Там он стал веревку крутить

                Да конец ее в море мочить.

                        («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. Глядь, опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха

А пред нею разбитое корыто.

        («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся.

        («Сказка о Золотом петушке»)

  1. «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

        («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  • Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.
  • С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.

Ученый кот уходит.

  • Сейчас мы проверим, как ребята справились со сказочным квадратом. Учащиеся перечисляют сказки, которые они нашли в сканворде.
  • С какими музыкальными произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
  • Опера «Руслан и Людмила», опера « Сказка о царе Салтане».
  • Основу этих произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

  • Мы попытались выявить взаимосвязь между различными видами искусства: литературой, музыкой, изобразительным искусством.

Очень хорошо, когда у нас в жизни происходят чудеса, исполняются желания, когда мы окружены заботой родителей и близких нам людей, потому что мир состоит из мальчиков и девочек, из шуток и затей, а главное, а главное из взрослых и детей.

Учащиеся хором исполняют песню "Из чего наш мир состоит" слова М. Танича, музыка Б.Савельева.

Музыкальное прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данная презентация  - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....

Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"

Дети входят в мир  сказочной музыкой Норвегии....