Главные вкладки

    "Что это за листья?" (интегрированный урок музыки и окружающего мира)
    план-конспект урока по музыке по теме

    Гришина Надежда Андреевна

    План - конспект интегрированного урока музыки и окружающего мира "Что это за листья?" составлен для учащихся 1 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_okruzhayushchiy_mir_i_muzyka_1_klass.zip20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК МУЗЫКИ И  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КАССЕ

                                    Тема урока  «Что это за листья?»

    Цель:  

    • Познакомить с миром звуков.  Подводить детей к определению

    звучания окружающей природы, учить слышать смысловые контрасты.

    • Учить распознавать листья наиболее распространенных пород

    деревьев. Познакомить с отличительными признаками сосны и ели по их веточкам, хвоинкам, шишкам.

    • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности, через

    составление композиции для осеннего костюма из природного материала.

    Оборудование:  схемы – таблицы по окружающему миру  /строение листа, виды листьев по листовой пластинке, виды деревьев /; натуральные листья различных пород деревьев, веточки рябины, веточки ели, сосны, лиственницы; стилизованная береза;  Орф – инструменты; аудио запись звуков осенней палитры; аудио запись сказки; шляпы и палочки для игры; атрибуты для изготовления костюмов; карты – настроений.

    Тип урока:  интегрированный

     

    Методы и приемы:  

    • наглядный  (работа с таблицами);
    • словесный  (беседа в вопросно – ответной форме);
    • проблемный;
    • частично – поисковый   (сравнение  хвойных деревьев)

    Ход урока:

    I.Организационный  момент

    Музыкальное  приветствие  «Здравствуйте» 

    Коммуникативная игра под музыку Т. Боровик

    I часть – «Променад»  – свободное движение по залу;

    II часть  – хлопки в ладоши и по коленкам;

    III часть – слушаем фермату и здороваемся за руку по звуковому сигналу.

    II. Введение в тему урока

    У нас сегодня будет необычный урок. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать. Что мы слышим?

    Прослушивание записи  спецэффектов – природных звуков: ветра, дождя, шуршания листвы…

     - Как называются такие звуки? / шумовые /

     - С музыкой какого времени года мы будем знакомиться? / с музыкой осени /

     - Какой характер у осени? / ответы детей /

     / Для ответа используются подсказки  «карты – настроений» и музыкальное  сопровождение рассказа /

     - У осени разное настроение: то оно солнышком смеется /веселая карточка/, то вдруг, что такое, подул сильный ветер, небо нахмурилось  /сердитая карточка/, выползли тучи, и совсем мрачной  стала погода /злая карточка/. Наверное,  сейчас польет дождь. Слышите? /плаксивая карточка/

    III.Работа по теме урока

    а) Послушайте сказку.

     - Живет здесь, неподалеку одна старая, добрая приятельница.

     - Хотите познакомиться с ней?

    (Выносится передвижная ширма. На ней стилизованная береза, с белыми листьями, от разных пород деревьев).

     - Ребята, вы узнали ее? Что это за дерево? Давайте с ней поздороваемся.

     - Здравствуй, красавица. Как поживаешь? Посмотри, какие очаровательные ребята хотят с тобой познакомиться.

     - Расскажи нам о себе…

    Аудио запись / рассказ березы /

          Однажды был сильный ураган. И ветер маленьким семечком принес меня из далекой двухцветной страны. Там лишь два цвета – черный и белый. А мне так хотелось порадовать всех осенними красками. Сама осень хотела мне помочь, да видно задержалась где – то в дороге. И вот стою я здесь грустная, одинокая. Друзей нет. Даже птицы и звери обходят меня стороной. А почему, не знаю. Что случилось?

     - Ребята, что необычного на дереве вы заметили? / листья белого цвета и от разных пород деревьев /

     - Давайте определим, с каких деревьев эти листочки?/ дети снимают  листочки с березы и называют породы деревьев /.

     - Чем похожи и чем отличаются эти листочки?

     б)  Работа с таблицами.

                                      Таблица «Строение листа»

           

                                     Таблица  «Виды листьев»

                Простые                                                               Сложные

    (Одна листовая пластинка)                   (Несколько листовых пластинок)

     - Как осенью меняется окраска деревьев?

    Желтые листья – береза, клен, липа

    Красные листья – клен, осина, рябина

    Коричневые листья – дуб, клен

     

    - Давайте поможем березке, сменить наряд  /дети наклеивают на березку  желтые листочки /

    Аудио запись (рассказ березы)

     - Спасибо вам, ребята, за помощь. Я предлагаю вам поиграть.

    в) Проводится игра «Звуки осени».  Музыка и слова Т.Боровика.

    /В игре принимают участие дети и родители. Дети сопровождают пение  игрой на орф – инструментах. Родителям раздаются: листы бумаги, деревянные палочки, барабаны… /

    1. В доме моем тишина.

         В доме моем я одна.

         Только где – то шуршунчики шуршат. 

    /Родители с помощью листов бумаги издают шорох листьев /

              Шуршунчики  шуршат, шуршунчики шуршат.

    1. В доме моем тишина.

    В доме моем я одна.

              Только где – то стукунчики стучат.

    /Звучат деревянные палочки, стук  пальцами по парте, столу… /

              Стукунчики стучат.

              Шуршунчики шурчат.

    1. В доме моем тишина.

    В доме моем я одна.

              Только где – то скрипунчики скрипят.

    /Родители водят ногтем по кожаному барабану /

              Скрипунчики скрипят.

              Стукунчики стучат.

              Шуршунчики шуршат.

    1. Бурбунчики бурчат.   / Фонема бр – бр – бр… /

    1. Сопунчики сопят       / Посапывание носом  /

     - Для вас, ребята, березка приготовила загадки. О каких деревьях пойдет речь?

       

    1. Ее всегда в лесу найдешь,

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.  / Ель /

    1. У меня длинней иголки,

    Чем у елки.

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви – только на макушке.  / Сосна /

    г) Практическая работа

    1.Выбор веток.

    Разложите веточки на группы: еловые и сосновые, отдельно другие.

     - Что у вас на столе?

     - Назовите деревья?

     - Как вы их отличили?

     - Что мы видим на веточках?

    2.Рассматривание хвоинок.

     - Что такое хвоинки?

     - Чем похожи хвоинки? / цвет, колючие /

     - Чем различаются?     / длина, по – разному прикрепляются /

    3.Рассматривание шишек.

     - Отличия        / у ели длинная, вытянутая; у сосны – более округлая /.

     - А оставшиеся веточки похожи  на сосновые и еловые?

       Есть у родственницы елки

       Неколючие иголки.

       Но, в отличие  от елки,

       Опадают те иголки.   / Лиственница /

     - Сходства и отличия веточки лиственницы от других хвойных деревьев.

                                   Таблица «Виды  деревьев»

    Лиственные                                                                Хвойные

    / Ученики прикрепляют таблички с названиями деревьев, которые они знают, завершают работу родители /

     - А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Веселые шляпки»

         

    д) Игра «Веселые шляпки»  - импровизационная двигательно – композиционная игра с родителями на взаимодействие. Для нее подойдут любые панамки, шляпки, украшенные листьями, ягодами и т.д.

         Все дети получают по деревянной палочке, но у второй группы ребят на палочки надеты шляпки. Во время веселой части музыки все свободно танцуют, перемещаясь по классу и передавая шляпки с палочки на палочку. Во время спокойной части музыкального произведения те, у кого шляпка на палочке, надевают ее на голову, а у кого только палочки, ходят и кланяются друг другу.  

    Аудио запись (рассказ березки)

    Приглашение на бал

    Все уселись? Вам удобно?

    Расскажу сейчас подробно,

    Что у нас вчера случилось.

    С неба звездочка спустилась.

    Это к нам сквозь тучи смело

    В гости чудо прилетело.

    Из – за гор, из – за морей.

    Для осенних королей.

    Хоть она еще малышка,

    Про балы читала в книжках,

    Но узнала: Осень – мать

    Бал решила скоро дать.

    Всех царица Осень ждет,

    Кто нарядный к ней придет.

    Ночью праздник состоится,

    Все спешат принарядиться.

    А царевна как заплачет!

    И лицо в ладошки прячет.

    Так она на бал спешила,

    Что наряд свой позабыла!

    Так хотела быть красивой!

    Мама дочь на бал пустила

    Только так она сказала:

    «Если ты в беду попала,

    Попроси скорей ребят,

    Пусть сошьют тебе наряд!»

    е) Дети, совместно с родителями мастерят наряд из имеющейся заготовки  и природных материалов: листьев, веточек, корзинок, зонтиков…

     Ветки, ягодки, травинки

     Листья, зерна, паутинки –

     Все берите, применяйте

     Чудо платье украшайте.

     Будет наш наряд хорош.

     С Осенью самою схож,

     Да такой, что даже Осень

     У своей царицы спросит.

    «Где ж тебя принарядили?

      Где такое платье сшили?»

      Вот и музыка слышна.

      Нам на бал пора,  друзья!

     Дети под музыку «Вальс»,  композитора  Боккерини демонстрируют свои костюмы, а затем исполняют песню «Листопад»,  Е. Олиферовой.

    IV. Итог  урока

    - Что нового узнали?

    - Чему научились родители?

    Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    у меня получилось …

    я смог…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

    Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

    Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

    12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

    Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

    Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"

    Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...

    Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"

    Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III"  на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...

    Урок ознакомления с окружающим миром. 4класс ЗПР.

    Тема:  В гости к весне.Цели:       - систематизировать знания учащихся по теме «Весна»;       - расширять представления об окружающем м...

    Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"

    Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...