Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
статья по музыке на тему

Бубнова Светлана Евгеньевна

 

Применение информационно — коммуникационных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное — современным .Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся,но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Я работаю в школе в качестве учителя музыки 23 года.И меня всегда  занимали вопросы: как сделать свои уроки более запоминающимися эмоциональными? Как приобщить ребенка к подлинным видам искусства? Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля . С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на урока музыки можно рассматривать познавательную и творческую деятельность обучающихся

Личность учителя, остается направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому когда компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного помощника в учебном процессе.  

 Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на  более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Перед современным учителем встает задача, идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно, познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.

 Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Одним из способов решения этих задач могут стать современные информационные технологии Содержание педагогического образования, обогащенное применением ИКТ, должно формировать у обучающихся такие ключевые компетенции, как:

  • социальную,
  • коммуникативную, которая включает когнитивную(способность понять точку зрения собеседника и адекватно интерпретировать поведение партнера по общению),
  • личностную,
  • вербально-коммуникативную,
  • художественно-эстетическую,
  • информационную,
  • ценостно-смысловую,
  • обще-культурную,
  • учебно-познавательную.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет путешествовать по странам и эпохам проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, знакомиться с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

При проведении уроков музыки я использую ряд цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

3.Зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства материалы из музеев ,документальные фотографии, видовые художественные фотографии

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий   способы  деятельности  учащихся,  направленные   на   усвоение   основных

понятий программы того или иного класса.

5. Фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

6. Литературный ряд: информативные тексты раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Наш лицей имеет доступ к интернету и в полной мере использует его в образовательном процессе.

Использование интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В интернете можно найти тематические сайты, тесты, рефераты, минусовки, новые песни.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов, позволяют,принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Применение информационно — коммуникационных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное — современным .Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся,но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки

аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках музыки...

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Использование элементов рефлексивной технологии на уроках музыки.

Использование элементов рефлексивной технологии на уроках музыки....

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровн...