«Роль предмета гуманитарного и эстетического цикла в процессе социализации и самоопределения учащихся или зачем обучающемуся искусство?»
статья по музыке на тему

КУЗИЧКИНА Светлана Анатольевна

Перед вами скромное эссе или мысли вслух учителя музыки общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kuzichkina_svetlana_anatolevna.docx19.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кузичкина Светлана Анатольевна,

учитель музыки, педагог дополнительного образования,

художественный руководитель и дирижёр Хора «Малиновка»

МБОУ СОШ №15 г.Красногорск

«Роль предмета гуманитарного и эстетического цикла в процессе социализации и самоопределения учащихся или зачем обучающемуся искусство?»

«Искусство нам дано,

чтобы не умереть от реальности»

Ф.Ницше

Мне приятно осознавать, что в школе, в которой мне посчастливилось работать, ответ на этот вопрос уже давно осязаем, начиная от интереснейших уроков и не заканчивая торжественными и праздничными мероприятиями. Творческая жизнь в школе №15 кипит и бурлит! Каждую неделю мы встречаем гостей в нашем красивейшем Концертном зале, актовым даже не поднимается рука его назвать. Школа постоянно участвует и побеждает во всевозможных конкурсах. И это не случайно!  Всё очень даже просто! Записывайте рецепт. Если вы возьмёте музыкального директора замешаете его с талантливыми педагогами и приправите всё это чудо-действо удивительно открытыми и умненькими детьми и добавите ещё туда мудрых, терпеливых родителей, то тогда у вас и получится ШКОЛА №15!

Сейчас очень интересное время, всё меняется, ничто не стоит на месте. Но иногда хочется укрыться в каком-то уютном уголке, оказаться на другой планете или получить всплеск новых эмоций. Вот тут-то нам искусство и понадобится.  Ведь недаром, подъёмы развития искусства были отмечены в самые сложные и трудные времена. Это спасение. Это то ваше укромное местечко, только ваше. Но искусство понятно не всем. Далеко не всем. Кто же нам переведёт и расскажет, что мы можем почувствовать, о чём мы можем задуматься, слушая то или иное произведение, разглядывая ту или иную картину. Почему мне хочется плакать, когда я смотрю балет, почему я хочу взлететь как птица, если слушаю как поют скрипки… Кто? Ну, наверняка, какой-то человек, проводник, который свяжет нас с тем или иным произведением искусства.  И этот педагог должен быть такой Личностью!!! Это должен быть Профессор, я бы так сформулировала. Ведь он должен отличаться от яндекса и гугла, правда? Хорошо, но зачем мне это надо? Надо ли?  С чего начать? Это как перепутанная пряжа, понимаешь, что распутать можно, но долго, кропотливо… и получится клубочек.

Меня посетила мысль что  детям интересно знать о таких же детях как они сами, похожего возраста (самоиндефикация). И это колесо придумала не я. Но я это увидела, почувствовала на уроке, когда про Яшу Хейфица рассказала не с высоты его величия и непревзойдённости скрипичного короля, а стала говорить про мальчика, было ему 6 лет и ….. потом получилось рассказать про Серёженьку… Рахманинова…. Про его беды и несчастья, про пятёрку с тремя плюсами за оперу… И когда второклашка спросил меня, а рассказала ли я эту историю первым классам, - я честно ответила что пока нет, то ребёнок меня пожурил, сказал что плохо, ведь эта история им очень понравилась!!! (отличная рефлексия, замечательная!)

 Итак, композитор-ребёнок и я-ребёнок, он мог сочинить? А я? Что могу сделать и как? А я- учитель,  тут как тут, помогу. Нотки, интонация, мелодия и понеслась…. А на чём играл? А я могу сделать? Инструмент? Музыкальный???  И новый проект завертелся-закружился. Теперь у нас своя коллекция музыкальных самодельных инструментов. А как же нам нравится на них играть, а родители то у нас какие изобретательные и как прекрасно они сработались в дуэте-терцете с детьми (диалоги-коммуникации, «Связь времён неразделима! Будущее зависит от нас!» Это ещё Рерих отметил и мы не должны это забывать). А какое это удовольствие ловить восхищённые взгляды одноклассников, когда стоишь у доски со своим шедевром в руках, и каждый хочет-то на нём что-то исполнить. Вот уже глаза горят! И улыбки до ушей и завязочек нам не надо! Учусь ведь я, играючи! Счастливый ребёнок выходит из класса, мурлыкая песни и мелодии урока и одёргивать их не хочется, пойте и веселитесь, дорогие мои, двигатель заработал!

Вы скажете, «музыка» - вам там легко. Ан нет, не скажите. И программа у нас сложная и не только песенки поём, мне иногда кажется, что я готовлю детей к  поступлению в музыкальный колледж. Да и в музыкальных школах сейчас, не везде есть предмет «слушание музыки», а где и есть, то не с первого класса. А мы учимся не только слУшать, но и слЫшать, а ещё и любить. Но кроме музыки, на уроке, мы жить, существовать не можем без изобразительного искусства, без литературы, без математики и даже физики, и всё это за 45 минут в неделю в начальной школе (межпредметные связи, интеграция).

А ещё, люблю я «отстающих», «проблемных» ребят, у нас таких не много, единицы, но как же интересно наблюдать за этими бутончиками, за их эволюцией, как же они раскрываются интересно, да это ж такие артисты, такие яркие личности! Им просто необходимо предоставить «сцену» и они вам ещё покажут. Конечно, не всегда я им рассказываю про двойки Энштейна, чаще о том, что он прекрасно играл на скрипочке

Творчество, искусство познать до конца невозможно, оно всю жизнь будет опутывать вас своей паутиной и это прекрасно! Ведь это жизненная энергия! Вечный поток! А может быть и жизнь бесконечная?!

Если же капля за каплей, на каждом уроке, на каждой репетиции я смогу зажигать по нескольку сердечек творческим любопытством, если я буду наблюдать искорки в глазах у детей слушающих и исполняющих музыку, значит всё не зря, значит какие-то души спасутся, какие-то человечки будут счастливы и в этом мире.

И напоследок. Всем педагогам читающим эти строки я желаю терзаний, сомнений, бури эмоций, полёты фантазий, буйства красок, бесконечной учёбы и несметных открытий! Спасибо, что вы есть, педагоги!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Интеграция гуманитарных предметов на уроках эстетического цикла.

Что же такое интегративные уроки? Какую они выполняют роль  в обучении и воспитании учащихся? Каковы особенности проведения интегративных уроков искусства?Ответы  на эти вопросы ...

Эссе на тему: "Роль предметов гуманитарного и эстетического циклов в процессе социализации и самоопределения учащихся"

Чтобы «не заплыла душа жиром»,чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать», чтобы не заработком, а работой научились жить, чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей, чтобы вся...

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

"Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов".

Настоящая наука и настоящая  музыка требуют однородного мыслительного процесса.                             ...

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...