Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

Скорых Галина Анатольевна

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_predmeta_muzyka.docx11.83 КБ
Файл serdtse_shopena.docx7.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция предмета «музыка» с предметами гуманитарного и

эстетического циклов.

Душа ребенка подобна хрупкому инструменту, струны которого эмоционально реагируют на самые различные жизненные ситуации. Увидеть жизнь в нужном ракурсе и помогает искусство, эстетическое воспитание. Искусство позволяет дать урок нравственности, не обличенный в форму поучительности.

Интегрированные уроки истории и музыки, литературы и других предметов гуманитарно-эстетического цикла способствуют активизации процесса усвоения материала, оживляют его изложение, дают учащимся возможность самовыражения. Возможно, они и могут стать тем средством эстетического воспитания в процессе изучения истории, которое приведет к подлинному пониманию нравственных идей, которые несет в себе этот предмет.

Т.И. Атамалян высказывает мнение, что современная школа и концепции образования, направленные на реализацию его гуманистической парадигмы, ориентируют на целостное развитие личности и раскрытие творческой индивидуальности школьника. В связи с этим педагогические технологии выдвигают на первый план необходимость пересмотра и изменения традиционных способов преподавания, учебных дисциплин в виде набора практически не связанных или слабо связанных между собой отдельных предметов. Очевидны тенденции к широкой интеграции в содержании и структуре образовательного процесса. Особое место автор статьи определяет предметам художественно-эстетического цикла .

Л.Ю. Головеева утверждает, что  именно в условиях интегрированного обучения происходит становление в сознании учащихся системного знания о мире и выработка целостного отношения личности к нему. В своей работе автор выделяет проблему определения дидактических условий, способствующих повышению интегративности учебного материала.

   Большую роль, считает М.Б. Горбунова , в духовно-нравственном развитии учащихся играют средства художественного образования. По ее мнению, несмотря на богатую историю вопроса, обучение искусству в школе не дает сегодня желаемого нравственного эффекта. До конца не осознан потенциал искусства с позиций современности. Но, именно искусство способно включаться в любую из возможных образовательных сфер, связанных с нравственным развитием учащихся (предметы образовательной области «Искусство», факультативные занятия, внеклассные мероприятия.

   

Интегрированное содержание:

1) является информационно  более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями;

2) направлено на формирование у учащихся ориентировочной основы действий высокого уровня обобщения;

3) содержит больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся;

4) учебный процесс, построенный на интегративной основе, способствует становлению способности видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами;

5) выполняет задачу – разрешить имеющее место в образовании противоречие между гуманитарной и естественно-научными культурами;

  1. способствует реализации ценностного подхода в обучении, повышает уровень личной мотивации учащихся.

 

 В.Г. Разумовский и Л.В. Тарасова считают, что только интегративный подход к разработке содержания образования в целом позволит формировать у учащихся правильные представления о причинности, даст им возможность убедиться в том, что однозначные причинно-следственные связи при всей их внешней привлекательности — это всего лишь частный случай более фундаментальных вероятностных связей, поскольку именно последние отражают диалектику необходимого и случайного. В условиях небывалой интенсивности общения в современном мире, активности науки и культуры, в условиях столкновений и противоборства идеологий задача формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения может успешно решаться лишь при едином подходе к гуманитарному и естественнонаучному образованию. Все учебные предметы и все содержание образования в целом необходимо ориентировать на формирование общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение задач эстетического воспитания молодежи.

Исходя из анализа изученных работ мы видим, что интегрированные уроки обладают огромным творческим потенциалом, являются более продуктивными.  Но в  содержании современного образования наблюдается явное преобладание дифференцированных предметов. Вместе с тем, интеграция способна определить направления поиска путей конструирования нового содержания образования: гуманитаризацию, специализацию, дифференциацию, вариативность. Нельзя не сказать о значимости эстетического воспитания в современной школе. Эстетическое воспитание — важная часть становления личности, развития ребенка.  Интегрированные уроки, возможно, могут стать необходимым средством осуществления этого процесса.

 Процесс эстетического воспитания осуществляется посредством не только таких предметов, как музыка, литература, изобразительное искусство, МХК, но и циклов: естественно-математического — познание красоты природы, гуманитарного — эстетическая картина человеческих отношений. Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, осуществляется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Эстетическое воспитание неразрывно связано с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура). Образовательная область «Искусство» предоставляет предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, формирует свою индивидуальность.

  Сегодня меняется статус предметов образовательной области «Искусство» в школе. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков к урокам, ориентированным на развитие личности учащегося и его творческих способностей. Однако, в преподавании данной области существует ряд проблем: недооценка возможности воздействия изобразительного искусства и музыки на человека и его духовный мир, неадекватность методов раскрытия художественного содержания, занижение реальных возможностей детей в постижении образного языка музыки и изобразительного искусства, а также недостаточно профессиональный уровень учителей музыки и изобразительного искусства. Необходима сбалансированность практической и теоретической частей предметов искусства.

  Необходимо стремиться к воплощению на практике идеи целостного художественного образования исходя из признания значимости каждого из видов искусства для формирования духовного мира ребенка. Вместе с тем, важна логика взаимосвязи между предметами искусства с учетом объективно существующих параметров и норм школьной нагрузки, структуры данных предметов, содержательного единства основного и дополнительного образования. Необходимо ориентироваться не на ввод новых дисциплин, а на интеграцию разных видов искусства в содержании основных предметов художественного цикла.

  Система уроков в основной школе должна строиться таким образом, чтобы школьники, получившие среднее образование, становились эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющий им принимать активное участие в культурной жизни.

Демократизация общества требует переоценки и преобразования важнейших областей общественной жизни. Этот процесс сопровождается не только прогрессивными, положительными изменениями, но и негативными проявлениями: разрушаются традиционные дружеские связи между народами, происходит размежевание этносов по национально-территориальному признаку, выражению национального самосознания. Вместе с тем, в мире усиливается глобализация, возрастает межгосударственная интеграция, утверждается поликультурное общество, идет сближение культур. Таким образом, актуальность проблемы разработки  теоретических и практических основ поликультурного подхода к эстетическому воспитанию в процессе подготовки учителей обусловлена необходимостью изучения особенностей взаимосвязей культуры, искусства и образования, апробации и реализации образовательных программ.

В этом контексте квалификационная характеристика учителя эстетической культуры, как считает А.А. Ткачук, призвана включать:

-понимание социально-психологических особенностей учащихся разных культур;

-использование современных педагогических технологий;

-организовывать педагогический процесс как диалог носителей различных нравственно-эстетических культур.

    Предметная область «Искусство» в системе школьного образования — одна из наиболее «открытых» областей, допускающая органичное взаимодействие элементов знания между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Природа этого явления заключается в единой эстетической направленности различных видов искусства .

 Обсуждение гуманитаризации образования нередко сводят к спорам вокруг распределения учебного времени между предметами. Предлагают решать проблемы нравственного воспитания лишь в рамках гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Как считают В.Г. Разумовский и Л.В. Тарасова, гуманитарным и естественным наукам отводится следующая роль:

                  Гуманитарные                                            естественные

            и обществоведческие                                         предметы

                  дисциплины                                           (отводится роль только                       

    (предлагается решать проблемы                               источника

     нравственного воспитания)                          фундаментальных знаний)

Интегрированный урок — особая форма организации учебной работы школьников.          

     А.В. Клюев предлагает следующие этапы в методике подготовки, разработки и проведения интегрированных уроков:

  1)  согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий во времени их изучения. При анализе учебных программ, рекомендаций научно-методической литературы учителями отбирается материал, требующий интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении, обобщении и контроле;

  2)  рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по разным дисциплинам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием;

  3) выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения.  

 

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Если говорят: «хороший художник», то не потому,что он окончил художественное училище или академию. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает а как понимают его ученики. Здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогичес- кие технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. Ребенку на уроке нужно дать возможность осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» превратиться в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, ее возможная реализация в рамках школы могла бы стать переходом школы на новый качественный уровень образования.

  Интегрированные уроки способствуют созданию атмосферы творчества в классе, результативности работы. Объединенные предметы должны взаимодополнять друг друга.

     На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются в практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей.

   

 

  Современный, интегрированный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие средства обучения и контроля. Широко могут использоваться разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможности для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала.

  Преимущества интеграции на уроке:

  -мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

 -интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

   -форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна;

   -использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

       -они снимают переутомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников;

       -интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.



Предварительный просмотр:

                                                                                                          Приложение 2

Интегрированный урок музыки и истории в 8 классе.

Тема:  «Сердце Шопена».

Цель:  Определить жизненное содержание музыки Шопена.

Задачи:   Выявить взаимосвязь исторического события и искусства. Знакомство с новыми музыкальными жанрами.
Вокально-хоровые задачи.

Ход урока:  (на доске эпиграф)

                                               Не только словом, цветом кожи

                                               И местом, где мы рождены,

                                               А чем-то большим люди схожи,

                                              Быть может, тем, что мир тревожен,

                                               Тот мир, что мы спасти должны.

                                                                                           А. Дементьев.

Учитель: - Ребята, каждое новое произведение должно приводить вас к тому, что музыкальная образность — это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица; это чувство, переживание, мысль, размышление; проявление природы, событие в жизни человека, народа, всего человечества. Это — всегда преломление   через сознание художника отражение жизни. Любое музыкальное произведение — это единство жизненного содержания и художественной формы, в которую это содержание воплощено. Но в музыке далеко не всегда есть текст, сюжетный заголовок и мы с вами учимся воспринимать такую музыку, ее жизненное содержание.

  Сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных произведения и попытаемся с вами сразу определить их жизненное содержание.

Звучит «Прелюдия №7»  и «Прелюдия №20» Ф. Шопена.

Учитель: - Скажите, можем ли мы сразу определить жизненное содержание этой музыки? Давайте попробуем. Эти произведения одинаковые по характеру? Каков характер первой прелюдии? Какой жанр она вам напомнила? (изящный танец). Чем отличался характер второго произведения? Что оно вам напомнило? (сдержанное, строгое произведение, содержит элемент трагичности). А можем ли мы сразу определить, почему и в результате каких переживаний оно создавалось? (нет).

Учитель: - Ребята, написал это произведение польский композитор 19 века Фредерик Шопен и тема нашего урока «Сердце Шопена». Мы с вами познакомимся с творчеством Шопена, попробуем раскрыть жизненное содержание его музыки, выявим, какое влияние оказывает на искусство историческая ситуация.

  Прелюдии, которые мы прослушали — эти два маленьких произведения, отражают весь жизненный путь Шопена. Искусствоведы  и его современники считали, что эти прелюдии — это жизненное кредо композитора. Чтобы разобраться в его творчестве , давайте сначала познакомимся с его биографией.

Учащиеся читают про себя биографию Ф. Шопена.

Учитель: - Что вы поняли из прочитанного? Где и когда родился Ф. Шопен? Когда он начал заниматься музыкой? Кто входил в круг друзей Шопена? Сколько прожил Шопен? Какая трагедия произошла в жизни этого человека? (не смог вернуться на Родину).

 Действительно, Шопен остаток жизни провел в Париже, т.к. в Польше  была революция и вернуться на родину не было возможности.

Учитель: - «Весной народов назвали историки революции 1848-1849 гг. В эти годы пошатнулись троны европейских монархов. Во Франции, Италии, Австрийской империи, германских государствах восставшие строили баррикады. Студенты, буржуа и рабочие участвовали в борьбе против своих правительств.

(заслушиваются сообщения учащихся по материалу пар. 10-11учебник «Всеобщая история» 8 класс А.Я. Юдовская, Л.М. Ведюшкина, работа с электронной презентацией).

Учитель: -Именно революционные события отразились в произведении, которое мы сейчас послушаем.

Слушание «Этюд № 12» (революционный).

Учитель: -Действительно ли этот этюд можно назвать «революционным»? Почему? Какой инструмент звучит? Действительно, фортепиано. Прочтите в биографии, что А.Рубинштейн сказал о Шопене? Правильно, ведь Шопен действительно заставил рояль звучать по-новому. И его звучание в этом этюде напоминает оркестр. Он очень сложен для исполнения. Перед вами «Словарь эмоциональных терминов» В.Ражникова. Сейчас вы  еще раз послушаете это произведение и выберите ту группу терминов, которая охарактеризовала бы этот этюд.

2-е слуш. «Этюд № 12».

Учитель: -Какие группы вы выбрали? (Энергично, страстно, взволнованно). Как вы думаете, почему именно таким создал свой этюд Шопен? Похоже ли это произведение на протест, ведь революция – это переворот, как протест против чего-то? (Да, Шопен был не согласен, что Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. В подавлении этой революции принимала участие Россия при Николае 1. Польше грозило уничтожение национальной независимости. И своей музыкой он выразил протест, очень страдая о судьбе своей родины). Верно, и именно эти идеи звучат в песне, которую мы разучили на предыдущем уроке.

Вокально-хоровая работа над песней «Сердце Шопена» А. Броневицкого.

Учитель: -Итак, ребята, мы более подробно узнали о жизни и творчестве Шопена, давайте теперь попробуем определить, что значат для Шопена две прелюдии для Шопена, как мы их можем обозначить.

«Прелюдия № 7» - что было светлого, нежного в его жизни, что украшало его жизнь? (искусство, любовь к музыке, Родине).

«Прелюдия № 20» - что было сумрачного, трагичного в жизни Шопена? (страдание о судьбе Родины, невозможность вернуться в Польшу).

 Учитель: -Видите, ребята, даже такие малые формы, как прелюдия, могут определить содержание целой жизни. Давайте посмотрим на цитату, созвучна ли она нашему уроку? (Мнения детей).

Учитель: Это действительно, ведь музыка Шопена, как и все искусство, направлено на преобразование человека и мира вообще.

(Домашнее задание – параграф 10-11). Подобрать созвучное теме урока стихотворение.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Разработка интегрированного урока "Влияние музыки на организм человека"

Конспект разработан с целью показать какое влияние оказывает музыка на организм человека, способная затрагивать  не только самые глубокие струны человеческой души, но и доказывает благотворное вл...

Разработка интегрированного урока по математике и истории (6 класс)

Разработка интегрированного урока по математике и истории (6 класс) содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки для учащихся и карточки с ответами. Урок может использоваться как отдельный у...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....