Статья "Формирование музыкальной культуры учеников в современной школе".
статья по музыке по теме

Студеновская Людмила Ивановна

Музыка открывает людям огромный мир нравственных отношений, благородства души. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Формирование  музыкальной  культуры  учеников  в современной школе.

                                      Учитель музыки высшей категории ГБОУ шк.594   Студеновская Людмила Ивановна.  

         «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека.

                                                                                           В.А.Сухомлинский.

 «Влияние музыки на детей благотворно, и, чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

                                                                                   В.Г. Белинский.

Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – очень важное средство умственного и нравственного воспитания человека, настоящий источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям огромный мир нравственных отношений, красоты природы, благородства души.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, не только в окружающем мире, но и в самом себе. Великий советский композитор Д.Д. Шостакович отмечал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь и не замечая. … на сколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся – подчёркивал композитор.

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального воспитания в школе.

Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом творческого развития подрастающих поколений. А подготовка к проведению уроков художественного цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития.

Я – учитель музыки, и понимаю, что великая драгоценность – душа ребёнка, отдана в мои руки. Моя задача – оправдать это доверие. Школьная программа по музыке нацеливает меня на воспитание в учениках музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. Здесь очень важно понять глубинные творческие процессы в искусстве, в музыке. Мои уроки музыки – это особенная, неповторимая встреча с искусством. На этих уроках я ежеминутно связываю неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное детям со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом. Продумывая каждый урок в качестве «материала» я беру свои чувства, мысли, опыт, подлинные переживания. Всякая художественно-музыкальная педагогическая задача, идея урока органична для меня, глубоко пережита и, самое главное , отождествлена с моим «я».

Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше. Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура учащихся.

Связь музыки и жизни – это «сверхзадача» в школьных занятиях музыкой. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся – всё должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». Творчески подходя к музыкальной программе, я ни в коем случае не разрушаю её тематическое построение.  Очень много внимания я уделяю приобщению школьников к классическому музыкальному наследию. Ведь именно отношение к классическому искусству зависит во многом и уровень и общей культуры учащихся, и шире, устойчивость принятой ими мировоззренческой  парадигмы. Музыкальная культура школьников, безусловно, формируется во всех видах деятельности на уроке. Но слушание музыкальных произведений является центром, «стержнем», любого из них. В процессе восприятия музыки происходит осмысление характерных черт творчества композиторов-классиков, накопление опыта слушателя в общении с шедеврами мирового исполнительского искусства прошлого и настоящего. В программе школы в качестве фундаментального принципа выдвигаются именно умение размышлять о музыке. Дети учатся анализировать свои чувства, пробуют говорить о музыке, пытаться «разгадать»  замысел композитора, описать музыкальный образ. В целом – незаметно, в течение всего школьного периода общения с музыкальным искусством формируются творческие способности и музыкальная культура личности.

Сегодня у учителя музыки неограниченные возможности использования иллюстративного материала высокого качества (с помощью ИКТ) – это даёт огромную результативность современного урока, предполагает смелое расширение репертуарного списка изучаемых произведений как на уроке, так и на внеклассных занятиях.

Так, творчество Бетховена дети начинают познавать через бессмертного «Сурка», но я иду дальше, взяв для изучения блистательно подходящий для работы с младшими школьниками опус, гораздо более образный –это  симфоническая картина «Победа Веллингтона  или битва при Виттории». В ней средствами симфонического оркестра Бетховен живописует эпизоды сражения наполеоновских и английских войск. Притом это делает так ярко, что слушатель будто видит происходящее на киноэкране. Демонстрируя произведение, дети узнают  французский и английский гимны, стрельбу и грохот пушек, атаку пехотных и кавалерийских полков, и запечатлённые в звуках оркестра, голоса воинов и, главное, торжественный и величественный монолог самого автора, звучащий в теме финальной победной симфонией. Подобные нетрафаретные примеры способны качественно усилить интерес учащихся к классике, соответственно на более высокий уровень поднять творческое развитие ребёнка. Много внимания я уделяю самостоятельному творчеству детей на уроке – это пробуждает их дремлющие способности. Очень важно для меня найти творческую жилку в ребёнке. Также на уроках я стремлюсь наряду с прослушиванием музыки и вокально - хоровым исполнениям уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию.

Урок музыки только раз в неделю и, чтобы знания и впечатления от него закрепились и дали ростки, я много занимаюсь внеклассной работой. На уроках я стараюсь внедрять в сознание детей музыку, как необходимую часть жизни. Частью жизни моих детей стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, но и очень серьёзная работа ведётся в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосого пения, совершенствования исполнительской культуры. Результатом этого – участие в концертах, фестивалях, не только школьных, но и в городских. Включение фольклора в урок даёт возможность готовить различные интересные народные, зрелищные праздники. Ярким, образным, поэтичным получился праздник «Живая Русь», который мы проводили вместе с учителем изобразительного искусства. Это был праздник самоутверждения детей, духовно-творческого искания.

Жизнь идёт и трудно предугадать, кем станет этот маленький человек, сидящий сейчас за партой. Может быть, он не станет музыкантом или художником, или поэтом. Кем бы он ни стал – всегда самым благотворным образом даст о себе знать его детское творческое развитие. О его огромной роли в развитии творческой фантазии, научного мышления свидетельствует хотя бы тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а только потом решалась наукой и техникой. Я нахожусь в постоянном творческом поиске. На этот поиск меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальности личности в каждом классе. Моя задача, задача учителя – своей режиссёрской работой научить ребёнка сопереживать, формировать устойчивый интерес к музыке, к музыкальным традициям, к музыкальной культуре. Сохранить и развить в маленьком человеке подаренное ему природой в детстве умение радоваться, удивляться и восхищаться увиденным и услышанным, творить свой мир, а, значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не обрывая, но и консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком»

                                                                        В.А. Фаворский.

  Печальна и чиста,

как жизнь, людьми любима,

 как жизнь ты не проста,

 как жизнь непостижима.

              Музыка.

             Список использованной литературы:

  1. Академический вестник. Научный журнал. Выпуск №3.Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
  2. Д.Кабалевский «Программа по музыке для общеобразовательной школы», Москва «Просвещение», 1980.
  3. Д.Кабалевский «Воспитание ума и сердца», Москва «Просвещение», 1981.
  4. Д.Кабалевский  «Как рассказать детям о музыке», Москва «Просвещение», 1989.
  5. «Музыка в школе», выпуск №6, журнал, Москва, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

097. Тема 25 Музыкальная культура России на современном этапе Уроки 30-31

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

Презентация "Проблемы сохранения здоровья ученика в современной школе"

Выступление на педагогическом совете по проблемам сохранения здоровья...