Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"
рабочая программа по теме

Макаревич Светлана Анатольевна

 

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po.01_up._01_spetsialnost_i_chten_s_lista.doc600 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………….………………………..

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

3

II. Содержание учебного предмета………………………………………...

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

- Примерный репертуар;

5

III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..

19

IV. Формы и методы контроля, система оценок………………………..

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

20

V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

22

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…….

24

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

        Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

        Учебный предмет "Специальность и чтение с листа” направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

        Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

        Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

        Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:                                                                                  

Содержание

1 - 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

297

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

1185

198

       4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

     5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
  • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха,  ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

        Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7.Методы обучения

        В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).

        Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

        Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

        Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету  «Специальность и чтение с листа» должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.

        Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:                                                                                                                                                                                                           

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

691

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

198

1383

Максимальное количество

часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

5

5

6

6

7,5

7,5

8,5

8,5

9

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1777

297

2074

Объем времени на консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

62

8

70

        Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

        Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

        Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

        Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

        Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

        Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

        Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.Требования по годам обучения

        Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

        В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением.

В течение всех лет  обучения педагог должен:

  • ознакомить учащихся с творчеством выдающих композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
  • развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе произведения.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1класс

Специальность и чтение с листа           2 часа в неделю

Самостоятельная работа                     не менее 3- х часов в неделю

Консультации                                          6 часов в год

        Одновременно с постановкой музыкально-исполнительского аппарата и изучением нотной грамоты, преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

         За год учащийся должен пройти 16-20 различных по музыкальной форме разнохарактерных музыкальных произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различных жанров: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также легкие сонатины и вариации. Мажорные гаммы (2-3 на выбор) в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре, тонические трезвучия по три звука без обращения каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

        За год учащийся должен сыграть: один зачет в 1 полугодии, где исполнить две разнохарактерные пьесы; переводной зачет во 2 полугодии - крупная форма (сонатина, вариации, рондо); пьеса с элементами полифонии. Возможна замена крупной формы и пьесы с элементами полифонии на две разнохарактерные пьесы.

        Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

        

Примерный репертуарный список:

Этюды

Гедике А. Соч.32 № 2, 3,7, 24

Гнесина Е. Маленькие этюды № 1-3, 9-13, 15, 19.

                   Соч. 160 25 легких этюдов №1-20

Фортепианная игра. Сост. Николаев А., Натансон В., Малинников 1-2 кл.

Фортепианная техника в удовольствие: 1кл., ред.-сост. Катаргина О.

Черни-Гермер Этюд №1- 6, 15

Шитте А. Соч.108 25 маленьких этюдов № 1-15

Этюды и упражнения 1-2 кл. ДМШ. Сост. Комалькова Е.Ю., Сорокин К.С

Пьесы

Дмитриев Г. Карусель

Кабалевский Д. Маленькая полька, Песенка, Старинный танец, Печальная

Кригер И. Менуэт ля минор

Леденёв Р. Маленький канон

Майкапар С. Сказочка, Пастушок, Мотылек, В садике

Моцарт В. Менуэт ре минор,  Полонез, Бурре ми минор, Аллегро

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»:

        Данкамб В. Менуэт для труб

        Гедике А. В лесу ночью

        Тетцель Э. Прелюдия

           Контрданс. Обработка Ляховицкой С.

Пьесы, сонатины, вариации, ансамбли 1-2 кл. ДМШ. Сост. Барсукова С.

        Волков. В. Шуточка

           Весняк Ю. Грустно

           Пирумов А. Плясовая

           Чемберджи М. Курочка Ряба        

Произведения крупной формы

Юный пианист. Вып.1. Сост. Ройзман Л., Натансон В.:

        Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»

        Литкова И. Вариации на тему «Савка и Гришка сделали дуду»

Юному музыканту-пианисту 1 кл. Сост. Барсукова С. «Феникс» 2009.

          Беркович И. Сонатина До мажор

          Ванхаль Я. Сонатина До мажор

          Весняк Ю. Тема с вариациями соч. 1 № 4.

2класс

Специальность и чтение с листа                       2 часа в неделю

Самостоятельная работа                                 не менее 3 часов в неделю

Консультации                                                      8 часов в год

Годовые требования:

2-3 полифонических произведения,

1-2 крупные формы,

6-8 этюдов,

4-6 пьес различного характера.

        Развитие навыков чтения с листа: мелодии песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, подбор по слуху и транспонирование песенных мелодий, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях, развитие навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.        

        Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами  старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука, тембральной окраской звука.

        Изучение произведений малой формы и произведений крупной формы. Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Развитие навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. Сочетание навыков, полученных в результате работы над пьесами, этюдами, полифоническими произведениями.

        Изучение приемов педализации: прямая и запаздывающая педаль.

        В течение года ученик должен пройти 2-3 мажорные гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы. Минорные гаммы "ля", "ми" каждой рукой отдельно в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями по три звука каждой рукой отдельно.

        Со 2 по 7 классы учащийся должен сыграть: технический зачет и академический концерт в первом полугодии, во втором полугодии технический зачет и переводной экзамен.

        На техническом зачете учащийся исполняет: одну мажорную, одну минорную гамму в спокойном темпе, штрих легато на две октавы отдельно каждой рукой; хроматические гаммы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия к представленным гаммам с обращениями; этюд. Ежегодно требования к техническому зачету усложняются. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.

        На академическом концерте учащийся исполняет: пьесу с элементами полифонии, старинный танец: менуэт, бурре, гавот, полонез и т.д., и пьесу на выбор.

        На переводном экзамене учащийся исполняет крупную форму и пьесу на выбор.

Примерный репертуарный список

Этюды

Гедике А. соч.32 № 11,12, 15, 18, 19, 24; соч. 47 № 2, 7, 15

Лекуппе Ф. соч. 17. Азбука. 25 легких этюдов № 3,6,7,9,18,21,23

                  Соч. 160 25 легких этюдов № 23,24

Фортепианная игра. Сост. Николаев А., Натансон В., Малинников 1-2 кл.

Фортепианная техника в удовольствие: 2 кл., ред.-сост. Катаргина О.

Черни К. под ред. Гермера Г. ч.1 № 10- 18, 23-29, 40

Шитте А. Соч.108 25 маленьких этюдов № 16, 21 - 23

Этюды и упражнения 1-2 кл.ДМШ. Сост. Комалькова Е.Ю., Сорокин К.С.

Пьесы

Гречанинов А. «Бусинки» соч. 123 (по выбору)

Дварионас Б. Прелюдия

Ходош В. «У лукоморья» 20 зарисовок для ф-но по произведениям А.Пушкина:

 Первый снег, Охота, Добрая сказка, Шествие, Кораблик, Царевна лебедь

Чайковский П. Детский альбом соч. 39.

Болезнь куклы, Старинная французская песенка

Шуман Р. Марш соль мажор

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»:

        Майкапар С. Раздумье

        Петерсон О. Марш гусей

        Берлин «Обезьянки на дереве»

        Иордан И. «Охота за бабочками»

На рояле вокруг света: фортепианная музыка  XX века. Сост. Чернышков 2кл.

Полифония

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт Соль мажор, Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез Соль минор №2

Гендель Г. Сарабанда ре минор

Персел Г. Ария ре минор

Граупнер Х. Бурре

Корелли Сарабанда

Кригер И. Менуэт

 Крупная форма

Клементи М. Сонатина До мажор соч.36

Хаслингер Т. Сонатина До мажор соч. 3

Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни соль минор

Гедике А. Сонатина До мажор соч. 36

3 класс

Специальность и чтение с листа                            2 часа в неделю

Самостоятельная работа                                       не менее 4 часов в неделю

Консультации                                                           8 часов в год

        Дальнейшая работа над развитием и увеличением количества приемов звукоизвлечения и педализации. В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы:

1-2 полифонических произведения,

1 крупная форма,

2-3 этюда,

3 пьесы (среди них обязательно пьеса кантиленного характера),

чтение с листа.

        Требования к гаммам:  мажорные до 3-х знаков от белых клавиш с симметричной аппликатурой в противоположном движении, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, минорные до 2-х знаков в прямом движении, трезвучия с обращениями двумя руками, короткие арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерный репертуарный список

Этюды

Лемуан А. Соч. 37 № 4,5,9,11,12,15,,16,20-23,35,39

Лешгорн А. Соч.65 Избранные этюды для начинающих (по выбору)

Сборник Этюдов, БЮП. Сост. Натансон (по выбору)

Фортепианная техника в удовольствие: 3 кл., ред.-сост. Катаргина О.

Черни К. под ред. Гермера Г. ч.1 № 17, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30-32, 41-43, 45, 46

Шитте А. Соч 68. 25 этюдов: № 2,3,6,9

Юный пианист. Вып.2. Сост. Ройзман Л., Натансон В.(по выбору)

Пьесы

Металлиди Ж. В горах 

Парфенов И. «Васька кот танцует гавот», «Танец зеленой лягушки», «Белочка»

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Мазурка, Новая кукла, Итальянская песенка, Немецкая песенка

Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Первая утрата,

Веселый крестьянин

Джаз для детей. Вып.6. Сост. Барсукова С.

        Климашевский В. Мозаика

        Яновская С. Тучи

        Калиниченко В. Музыкальная шкатулка

Полифония

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт № 12 Соль мажор,  Полонез № 19; Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. №1: До мажор, соль минор

Гендель Г. Алеманда, Шалость из сборника «Классика детям»

Лядов А. Подблюдная

Павлюченко С. Фугетта ля минор

Щуровский Ю. Инвенция, Песня.

Крупная форма

Беркович И. Концерт №2 ч. 2,3

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.1

Глиер Р. Рондо

Диабелли А. Сонатина соч. 168 №2

Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор ч. 2,3; Сонатина Соль мажор ч. 1,2

Кулау Ф. Вариации Соль мажор, Сонатина До мажор, соч.55 №1.

4 класс

Специальность и чтение с листа                               2 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 4 часов в неделю

Консультации                                                               8 часов в год

        Получение знаний об архитектонике музыкальных произведений на основе анализа их музыкальной формы. Продолжение работы над развитием технического аппарата, сочетание приемов беглости пальцев, постепенный переход к развитию крупной техники (интервалы, аккорды). Работа над осознанной конкретизацией художественного образа исполняемых музыкальных произведений, в зависимости от стиля.

        4, 5, 6, 7 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником).

        В течение года учащийся должен исполнять 8-10 различных по форме музыкальных произведений, из них два в порядке ознакомления:

полифонические пьесы (1-2),

крупная форма (1-2),  

разнохарактерные пьесы (3-4),

этюды на различные виды техники (3-4).

Регулярно идет работа над чтением с листа.

        Требования к гаммам:  

- мажорные гаммы до 4-х знаков от белых клавиш в параллельном и противоположном движении с симметричной аппликатурой на 4 октавы двумя руками;

- минорные гаммы до 3-х знаков от белых клавиш в параллельном движении на 4 октавы;

- к исполняемым гаммам тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4 звука (в зависимости от величины руки), арпеджио короткие двумя руками, ломаные и длинные каждой рукой отдельно;

- хроматическая гамма двумя руками в параллельном движении на 4 октавы.

Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. Соч.61 32 избранных этюда № 1-3,24; Соч.88 № 5,7

Бертини А. 28 избранных этюдов № 4,5,9

Лемуан А. Соч. 37. № 28-30, 32,33,36,37,41,44,48,50

Лешгорн А. Соч. 66. № 1-4

Хрестоматия пед. репертуара.Вып.2 (по выбору)

Черни К. под ред. Гермера Г. Ч.2 № 6,8,12

Школа фортепианной техники. В.1. Сост. НатансонВ., Дельнова В.(по выбору)

Пьесы

Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: Листок из альбома, Мазурка, Арлекин,, Утро, Ариетта, Эскиз.

Григ Э. соч. 12 Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов

Парфенов И. Вальс у елки, Родной пейзаж, Воздушные гимнасты

Петрова О. Клоуны

Прокофьев С. Соч. 65 Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков

Ребиков Р. Музыкальная табакерка, Грустная песенка

Сиротин С. Часы с кукушкой

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская,

                         Песня жаворонка, Полька, Вальс.

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник, Народная песенка,

                            Маленький романс, Охотничья песня.

Полифония

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1:№ 1,3,5-8,11,12; Тетр. 2:№1-3,6

Бах Ф.Э. Фантазия до минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Куранта Фа мажор

Глинка М. Фуга ля минор

Люлли Ж. Гавот соль минор

Моцарт В. Жига

Мясковский Н. Двухголосная фуга

Парфенов И. Сарабанда, Алеманда, Менуэт, Полонез, Фуга

Циполли Д. Фугетта ми минор

Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор ч.2

Жилинский А. Сонатины соль минор, ми минор

Клементи М. Соч.36 Сонатины №3 До мажор, №4 Фа мажор, №5 Соль мажор

Моцарт В. Шесть сонатин: № 1 До мажор, №4 Си бемоль мажор

Николаева Т. Маленькие вариации в классическом стиле

Сильванский Н. Легкий концерт Соль мажор

Чимароза Д. Сонаты Соль мажор, соль минор, Ми бемоль мажор

Шуман Р. Детская соната ч.1

5 класс

Специальность и чтение с листа                               2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 5 часов в неделю

Консультации                                                              8 часов в год

        Продолжение работы над исполнительским уровнем: работа над целостностью художественных образов, многообразием выразительных средств в исполнении музыкальных произведений.

Устанавливается понятие стиля музыкального произведения как совокупность художественных и технических средств, присущих каждому конкретному композитору.

Самостоятельное чтение, разбор и разучивание не сложных музыкальных произведений.

        Требования к гаммам:  изучение гамм с большим количеством знаков, от чёрных клавиш. Мажорные гаммы в терцию, дециму в прямом движении. Арпеджио короткие D7 и Ум7 в пятипальцевой позиции каждой рукой отдельно. Аккорды D7 и Ум7 в 4-ех пальцевой позиции каждой рукой отдельно.

В течение года учащийся должен исполнять: 8-10 различных по форме музыкальных произведений, из них несколько в порядке ознакомления:

полифонические пьесы (1-2),

крупная форма (1-2),

разнохарактерные пьесы (4-6),  

этюды на разные виды техники (3-4).

Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. 32 избранных этюда соч. 61и 88: № 4-9, 12, 16, 18-20,  23, 25, 30

Бертини А. 28 избранных этюдов соч. 29 и 42: № 1, 6, 7, 10, 13, 14, 17

Гедике А. Альбом фортепианных пьес (по выбору); соч. 59 № 12, 17

Геллер С. 25 мелодических этюдов: № 6, 7, 8, 11, 14-16, 18

Фортепианная техника в удовольствие: 5 кл., ред.-сост. Катаргина О.

Хрестоматия пед. репертуара. Этюды 5 кл. (по выбору)

Черни К. Соч. 299 № 1-4, 6, 7, 11

Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов: № 18, 19

Пьесы

Глиер Р. Альбом фортепианных пьес. Соч. 31 № 1. Романс, №8 Этюд; Соч. 43

 №1 Прелюдия; Соч. 47 № 2 Эскиз

 Калинников Грустная песенка соль минор

Мендельсон Ф. Песня венецианского гондельера соль минор

Нильсен К. Часы с музыкой

Прокофьев С. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс

Турина Х. Туфельки балерины

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка, Сладкая греза, Игра в лошадки, Баба-Яга

Чайковский П.Избранное из опер и балетов: Танец феи Драже, Танец феи Серебра, Красная шапочка и волк, Танец Пастушков, Трепак

Шостакович Д. «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс

Шуберт Ф. Вальс соч.50; Вальс си минор, Утренняя серенада

Полифония

Бах И.С. Двухголосные инвенции: До мажор, Си бемоль мажор, ля минор, ми

 минор; Французские сюиты: № 2 до минор- Сарабанда, Ария, Менуэт

Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Алеманда; Сюиты ре

 минор, соль минор; Каприччио Соль мажор

Майкапар С. Прелюдия и фугетта ля минор; Фугетта соль диез минор

Мясковский Н. Фуга в старинном стиле

Крупная форма

Бортнянский Д. Соната До мажор: Рондо

Вебер К. Соч. 3. Анданте с вариациями

Грациоли Г. Соната Соль мажор

Дварионас Б. Вариации Фа мажор

Кабалевский Д.  Вариации Ре мажор

Кулау Ф. Сонатина соч. 55 №5; соч. 59 Ля мажор

Клементи М. Соч.36 Ре мажор; Соч.37 Ми бемоль мажор, Ре мажор;

Соч.38 Соль мажор, Си бемоль мажор

Лист Ф. Венгерская рапсодия №2 переложение  Смирновой Н.

Роули А. Маленький концерт Соль мажор

        

6 класс

Специальность и чтение с листа                               2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 5 часов в неделю

Консультации                                                               8 часов в год

        В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую пьесу. Также желательно пройти с учеником в 6-м классе фортепианный концерт.

        Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика, арпеджио короткие D7 и Ум7 двумя руками, арпеджио  длинные D7 и Ум7 сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками, изучение правил аппликатуры в длинных арпеджио, особенности подкладывания первого пальца (в левой руке в восходящем движении на последнюю белую клавишу перед черной, в правой – на первую белую после черной).

        За год учащийся должен исполнить: 

полифонические пьесы (1-2), 

крупная форма (1-2); 

разнохарактерные пьесы (4-6),

этюды на разные виды техники (4-6).

Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. 32 избранных этюда: № 13-15, 26-29

Бертини А. 28 избранных этюдов № 15-18, 20, 22-25

Зиринг В. Хроматический этюд ре минор

Крамер И. Избранные этюды № 1, 3, 9

Лешгорн А. Соч. 66 № 1,15, 17-19, 23, 25, 28

Фортепианная техника в удовольствие: 6 кл., сост. Катаргина О.(по выбору)

Черни К. Соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17-20, 28- 30

Пьесы

Григ Э. Поэтическая картинка ми минор, Тоска по Родине, Танец из Йольстера,

              Колыбельная, Песня невесты

Дварионас Б. Лес в снегу, На саночках с горки

Мендельсон Ф. Песни без слов: №4 Ля мажор, №9 Ми мажор, №48 До мажор

Чайковский П. Соч. 37 Времена года: Песня жаворонка, Подснежник

                          Соч. 40 Колыбельная песня в бурю, Ната-вальс

Шуберт Ф. Музыкальный момент Фа мажор

На рояле вокруг света: фортепианная музыка  XX века. Сост. Чернышков

             Дворжак М Этюд си минор

             Крамер Д. Танцующий скрипач

             Якушенко И. Очень галантный кавалер

             Таривердиев М. Воспоминание

             Черепнин Н. Озеро

             Сибелиус Я. Лесное озеро

             Скулте Ариетта

Полифония

Бах И.С. Двухголосные инвенции: Ре мажор, ля мажор, соль минор, си минор

               Трехголосные инвенции: до минор, ми минор, соль мажор, Ре мажор,

               Ля мажор, си минор

               Французские сюиты: №3 си минор – Алеманда, Сарабанда, Менуэт;

Гендель Г. Сюита Соль мажор; Сюита ре минор – Куранта

Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)

Крупная форма

Беркович И. Вариации на тему Паганини

Бетховен Л. Вариации Соль мажор; Соната соль минор; Соната №2 фа минор

Гайдн Й. Сонаты №2 ми минор, №5 До мажор, № 12 Соль мажор, №7 Ре мажор

Гесслер И. Соната ля минор

Жилинский А. Сонатина Ля мажор

Кабалевский Д. Соч. 13 Сонатина До мажор; Соч. 40 Легкие вариации

Кулау Ф. Соч.2 Сонатина №20 ч.3

Моцарт В. Соната До мажор К.345

Полунин Ю. Концертино ля минор

7 класс

Специальность и чтение с листа                               2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 6 часов в неделю

Консультации                                                              8 часов в год

        Учащиеся, готовящиеся к поступлению в среднее образовательное учреждение на фортепианное отделение, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, разнообразного звукоизвлечения (изменение веса руки при creshendo и diminuendo), расширяя требования указанные в VI классе (гаммы в терцию, дециму, сексту в параллельном и расходящемся движении, 11 видов длинных арпеджио и др.).

        7 и 8 классы: продолжение работы по чтению с листа.

        В течение года учащийся должен исполнять: 8-10 различных по форме музыкальных произведений, из них несколько в порядке ознакомления:

Требования по репертуару на год: 

полифонические произведения (1-2), 

крупная форма (1-2); 

разнохарактерные пьесы (2-3),

этюды на разные виды техники (2-3).

Примерный репертуарный список

Этюды

Беренс Г. Соч. 61 Этюды. Тетр. 1-4 (по выбору)

Гасанов Г. Концертный этюд ля минор

Гуммель И. Соч. 125. Этюды (по выбору)

Дворжак М. Джазовые этюды (по выбору)

Лев И. Октавные этюды: Тарантелла

Лешгорн А. Соч.66 Этюды № 27,29,32; Соч. 136. Школа беглости (по выбору)

Сильванский Н. Стремительный поток, У фонтана, Метелица

Черни К. Соч. 299 № 9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32, 33, 34, 37-40

Пьесы

Аренский А. Экспромт Си мажор, Незабудка, Романс Ля бемоль мажор, Романс

                       Фа мажор, Прелюдия, Утешение

Бабаджанян А. Прелюдия

Григ Э. Поэтические картинки (по выбору), Юморески, Первая встреча, Сердце поэта, Кобольд, Ноктюрн, Шествие гномов

Калинников В. Ноктюрн фа диез минор, Элегия

Лист Ф. Утешение Ре бемоль мажор, Вальс-каприс, Экспромт Фа-диез мажор

Рахманинов С. Элегия, Мелодия

Фильд Дж. Ноктюрны №2 си бемоль мажор, №3 ре минор

Чайковский П. Романс Фа минор, Ноктюрн Фа мажор, Юмореска;

                          Времена года: Белые ночи, Баркаролла, Вальс

        Шопен Ф. Ноктюрн соч. 9 №2, Вальс соч. 69 № 1, Прелюдия соч. 28 № 15

        Якушенко И. Деревенские музыканты, Первое знакомство, Синематограф

        Дезмонд П. Попробуем на пять

        Калиниченко В. На пленере, Этюд с натуры

Полифония

Бах И.С. Трехголосные инвенции: №3 Ре мажор, №4 ре минор, №8 Фа мажор,

               № 9 фа минор, №11Соль мажор, № 14 Си бемоль мажор

            Французские сюиты: Ми мажор, Соль мажор

             ХТК. Прелюдии и фуги Т.1: ре минор, Фа диез мажор, соль минор;

                Т.2: фа минор, ре минор, до минор

Бах И.С. – Кабалевский Д. Органные прелюдии и фуги (по выбору)

Гендель Г. Сюита Соль мажор; Чакона Фа мажор

Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)

Крупная форма

Бетховен Л. Соната № 1 фа минор, №5 до минор, №10 Соль мажор; Вариации

Бортнянский Д. Соната Фа мажор            

Гайдн Й. Сонаты : №2 ми минор, №6 до диез минор, № 37 Ре мажор;

                Венгерское рондо из фортепианного трио Соль мажор; Концерт Ре мажор

Кабалевский Д. Концерт №3

Клементи М. Соч.1 Соната Ми бемоль мажор; Соч. 26 Соната фа диез минор

Моцарт В. Сонаты № 5 Соль мажор, № 12 Фа мажор, №13 Си бемоль мажор

Раков Н. Концерт №1 Соль мажор

8 класс

Специальность и чтение с листа                               2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 6 часов в неделю

Консультации                                                              8 часов в год

        Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год  две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Учащиеся обыгрывают выпускную программу на прослушиваниях, классных вечерах и открытых концертах.

Требования к выпускной программе:

полифония (если учащийся продолжает обучение в 9 классе, обязательно Прелюдия и фуга И.С.Баха из ХТК);

крупная форма (классическая или романтическая);

два этюда (для перехода в 9 класс) или один этюд (для завершающих обучение);

любая пьеса.

В первом полугодии учащийся сдает технический зачет: гамма со всеми техническими формулами.

Примерный репертуарный список

Этюды

Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды

Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2 этюд

Клементи М. Этюды (по выбору)

Крамер И.        Этюды (наиболее трудные)

Куллак Т.        Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,

Ми-бемоль мажор Лист Ф.        Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор

Мендельсон Ф.        Этюды ля минор, Фа мажор

Мошковский М.        Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11

Черни К.        Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)

Шопен Ф.        Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)

Пьесы

Аренский А.   Соч.68 Прелюдии

Бабаджанян  А. Шесть картин

Глиэр Р.      Соч.26 Прелюдии

Глинка-Балакирев Жаворонок

Караев К.    24 прелюдии

Мендельсон Ф.  Песни без слов

Рахманинов С.  Элегия

Скрябин А.Соч. Прелюдии

Полифонические произведения

Бах И. С.        Трехголосные инвенции, Хорошо темперированный клавир, Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор Французские сюиты, Английские сюиты (по выбору) Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Шостакович Д.        24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Щедрин Р.                   24 Прелюдии и фуги (по выбору)

Крупная форма

Бетховен Л.        Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25; Вариации (по выбору)

Гайдн Й.     Сонаты (по выбору)

Григ Э.       Соната ми минор

Клементи М.  Соната фа-диез минор

Моцарт В.     Сонаты (по выбору)

9 класс

Специальность и чтение с листа                               2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа                                          не менее 6 часов в неделю

Консультации                                                              8 часов в год

        В этом классе обучаются учащиеся,  которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее образовательное учреждение.

        Учащиеся сдают три прослушивания с оценкой и выпускной экзамен. Так же в течение года учащиеся сдают технический зачет: гамма со всеми техническими формулами.

Требования к выпускному экзамену:

полифония (прелюдия и фуга И.С. Баха, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и др.);

крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт);

два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского), один из них на октавную или аккордовую технику;

развернутая пьеса.

Примерный репертуарный список

Этюды

Аренский А. Соч.36, соч.41

Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2

Клементи М. Этюды (по выбору)

Крамер И.        Этюды (наиболее трудные)

Куллак Т.        Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор Лист Ф.        Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор

Мендельсон Ф.        Этюды ля минор, Фа мажор

Мошковский М.        Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11

Черни К.        Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)

Шопен Ф.        Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)

Пьесы

Аренский А.   Соч.68 Прелюдии

Бабаджанян  А. Шесть картин

Глиэр Р.      Соч.26 Прелюдии

Глинка-Балакирев Жаворонок

Гершвин Д. Три прелюдии

Караев К.    24 прелюдии

Мендельсон Ф.  Песни без слов

Рахманинов С.  Элегия

Скрябин А.Соч. Прелюдии

Полифонические произведения

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, 1 и 2 том, Токката ре минор, Партиты ми минор, до минор

Шостакович Д.  24 Прелюдии и фуги

Щедрин  Р.  24 Прелюдии и фуги

Крупная форма

Бетховен Л.        Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25; Вариации (по выбору)

Гайдн Й.     Сонаты (по выбору)

Григ Э.       Соната ми минор

Клементи М.  Соната фа-диез минор

Моцарт В.     Сонаты (по выбору)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- наличие сформированного комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельного накапливания репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с листа» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Экзамен проводится:

  • по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной экзамен.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2.Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

    Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

Оценка «5» («отлично»)

-  грамотное прочтение нотного текста;

- соблюдение стилистических требований и средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  убедительное понимание стиля и формы музыкального произведения;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа и ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»)

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»)

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»)

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на академическом концерте или экзамене;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

        При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  • Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
  • Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
  • Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

На выпускном экзамене оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

З. Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступить не менее 4-х раз на зачетах, академических концертах, экзаменах:

1-е        полугодие

Октябрь-ноябрь - технический зачет (гамма и этюд)

Ноябрь-декабрь - пьеса и полифоническое произведение

2-е        полугодие

Февраль-март - технический зачет (гамма и этюд)

Апрель-май – крупная форма и пьеса

Учащиеся 1-х и 2-х классов могут играть один этюд и две пьесы, это зависит от степени подготовленности учащегося в каждом конкретном случае.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется конкретными задачами, стоящими перед учеником и преподавателем. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального произведения.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника в различных её аспектах является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над её совершенствованием. В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальные и личностные особенности, степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ученика работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; периодичность занятий - каждый день; количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемая психолого-педагогическая и методическая литература

  1. Айзенштадт С.А. Детский альбом П.И.Чайковского.- Классика XXI, 2006.
  2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. - М., 1988.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
  4. Баренбойм Л.А. За полвека. - Л., 1989.
  5. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
  6. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., 1973.
  7. Браудо М. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.- Л., 1965.
  8. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры  с листа в первые годы обучения пианиста.- Классика XXI, 2008.
  9. В классе А.Б.Гольденвейзера.-М., 1986.
  10. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.- Классика XXI 2003.
  11. Вопросы музыкальной педагогики.-Вып.2.-М., 1980.
  12. Горбовец Л. Пианисты Екатеринбурга: творческие портреты.-Екатеринбург, 2000.
  13. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада.- Классика XXI 2006.
  14. Жак-Далькроз Э. Ритм
  15. История Жизни Йозефа Гайдна.- Классика XXI, 2007.
  16. Как исполнять Баха.- Классика XXI, 2006.
  17. Как исполнять Бетховена.- Классика XXI, 2004.
  18. Как исполнять Гайдна.- Классика XXI, 2003.
  19. Как исполнять Моцарта.- Классика XXI, 2004.
  20. Как исполнять Рахманинова.- Классика XXI, 2007.
  21. Как исполнять русскую фортепианную музыку.- Классика XXI, 2009.
  22. Как исполнять Шопена.- Классика XXI, 2005.
  23. Как научить играть на рояле.- Классика XXI, 2005.
  24. Калинина Н. Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе.- Классика XXI 2006.
  25. Коган Г.М. Вопросы музыкальной педагогики. - М.,1979.
  26. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.- Классика XXI 2003.
  27. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1982.
  28. Майкапар С.М. Музыкальный слух.- Челябинск., 2005.
  29. Маккиннон Л. Игра наизусть.- Классика XXI 2004.
  30. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - К.,1977.
  31. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967.
  32. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов – две жизни.- Классика XXI, 2008.
  33. Носина В.Б. О символике «Французских сюит» И.С.Баха.- Классика XXI 2006.
  34. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха.- Классика XXI 2006.
  35. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу.- Классика XXI 2009.
  36. От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах.- Классика XXI 2009.
  37. Перельман Н.Е. В классе рояля.- Л., 1970.
  38. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике.- Классика XXI 2004.
  39. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России.- Классика XXI, 2005.
  40. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. - Классика XXI, 2007.
  41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.
  42. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- М., 1989.
  43. Уроки Зака Я.И..- Классика XXI 2006.
  44. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 1974.
  45. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М., 1984.
  46. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Классика XXI, 2009.
  47. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов.- М., 1959.
  48. Яворский Б. Сюиты И.С.Баха для клавира.- Классика XXI 2006.

Рекомендованная нотная литература

  1. Альбом для чтения нот с листа. Вып. 1,2.-М.,1965.
  2. Ансамбли для фортепиано. Вып.1, -М., 1990.
  3. Ансамбли. Вып. 1-10., М., 1969, 1973, 1982, 1983, 1985.
  4. Бах И.С. Инвенции для фортепиано.- М., 1071.
  5. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги.- С.П., 1997.
  6. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.- С.-П., 2002.
  7. Бах И.С. Органные хоральные прелюдии для фортепиано. - Киев, 1973.
  8. Бетховен Л.  32 сонаты для фортепиано.- Т.1-2, М., 1982, 1990.
  9. Бетховен Л.  Избранные произведения для фортепиано. Сост. Рябов И.-Киев.1975.
  10. Библиотека юного пианиста. Под ред. Ройзмана Л.И. и Натансона В.А..-4кл. ДМШ. . Вып.1.-М., 1958.
  11. Брянская Ф. Фортепианная школа ч. 1,2,3. –М., Классика-XXI, 2008.
  12. Верди Д. Популярные фрагменты в легком переложении для ф-но в 4 руки.-С.-П., 1998.
  13. Гаврилин В. Пьесы для фортепиано. Младшие, средние, старшие классы ДМШ.-Л., 1990.
  14. Гайдн Й. Избранные сонаты.- М., 1982.
  15. Гайдн Й. Нетрудные сонаты.- М., 1965.
  16. Гедике А. Альбом пьес. - М., 1986.
  17. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» С.П., 1997.
  18. Глинка М.И. Сочинения для фортепиано. - М., 1976.
  19. Глиэр Р. Избранные пьесы для фортепиано. - М., 1986.
  20. Гречанинов А. «Бусинки», «Детский альбом».-Челябинск, 2006.
  21. Дворжак А. Славянские танцы.- М.,1990.
  22. Детские альбомы советских композиторов.-Вып.1-8.-М., 1985.
  23. Джаз для детей.Вып.6. Сост. Барсукова С.-«Феникс». 2003.
  24. Золотая лира. Вып.1,2.- М., 1995.
  25. Золотницкая Н. Упражнения для начинающих пианистов.- С.П., 2004.
  26. Кабалевский Д. 24 прелюдии.- М., 1976.
  27. Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества.- Вып.1-10.-М., 1974-1983.
  28. Караманов А. Окно в музыку.- Классика-XXI, 2004.
  29. Лира. Альбом пианиста-любителя. Сост. Сорокин К.С.-М., 1971.
  30. Литовко.Ю. Музыкальный букварь жля начинающих пианистов.- С.-П., 2002.
  31. Майкапар С. «Бирюльки».- С.-П., 1998.
  32. Майкапар С. Избранные пьесы.-М., 1985.
  33. Малыш за роялем.- М., 1986.
  34. Мендельсон Ф. Песни без слов.- М., 1968.
  35. Металлиди Ж. Произведения для фортепиано в 4 руки.- Л., 1987.
  36. Моцарт В. Сонатины.- М., 1980.
  37. Моцарт В. Сонаты.- в 2 тт.- Л., 1979.
  38. Музыкальная мозаика. 1-2кл., 4-6 кл., 5-7 кл. ДМШ. Сост. Барсукова С.А. «Феникс» 2003.
  39. Музыкальные забавы. Сост. Маевский. Вып. 1,2.- С.-П., 2002.
  40. На рояле вокруг света: фортепианная музыка  XX века. Сост. Чернышков 1,2,3,4,5,6,7 кл.-М., Классика-XXI, 2003.
  41. Пилипенко Л. «Танец при луне» джазовые пьесы для ф-но.- С.П., 1999.
  42. Полифоническая тетрадь для младших и средних классов ДМШ. Сост. Якимчук М.Р. С.-П., 1999.
  43. Полифонические пьесы 6 кл.- Вып.1, М., 1977.
  44. Полифонические пьесы для фортепиано. 6 кл.- М., 1982.
  45. Прокофьев С. Детская музыка. 12 легких пьес для ф-но.- М., 1971.
  46. Прокофьев С. Мимолетности.- М., 1979.
  47. Пьесы для фортенпиано. В. 19. Сост. Абдуллин Р.- М., 1989.
  48. Смирнова Н. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro.Тетрадь № 1- 17.-М., 1997.
  49. Советские композиторы - детям.(пьесы).- М.,1973,1975, 1976, 1982.
  50. Ступени мастерства. Этюды. Сост. Баранова З.П., Перунова Н.Н.-М.,2004
  51. Фортепианная игра. Сост. Николаев А., Натансон В., Малинников 1-2 кл. ДМШ.- М., 1982.
  52. Фортепианная техника в удовольствие: сб. этюдов и пьес: 1,2,3,4,5,6,7 кл., ред.-сост. Катаргина О.- Челябинск, 2006.
  53. Фортепианная техника.-М., 1983.
  54. Фортепиано.1кл., 2кл., 3кл., 5кл.,6 кл., 7кл. Сост. Милич, Киев, 1981-1983.
  55. Ходош В. «Детям».- Ростов на Дону «Феникс», 1999.
  56. Ходош В. «У лукоморья» 20 зарисовок для ф-но по мотивам произведений А.Пушкина. - Ростов на Дону «Феникс», 1999.
  57. Хрестоматия пед. репертуара. Сост. Копчевский, Пьесы 5, 6, 7 кл.; Полифонические произведения 5, 6, 7 кл.; Произведения крупной формы 5,6,7кл.; Этюды 5,6,7 кл.- М., 2004.
  58. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ для ф-но.-С.П.,1999.
  59. Чайковский П. Балеты. Переложения  для ф-но в 4 руки.-С.-П., 1998.
  60. Чайковский П. Времена года. – М., 1997.
  61. Чайковский П. Детский альбом.-М., 1994.
  62. Чайковский П. Избранное из опер и балетов.-С-П., 2004.
  63. Чайковский П. Популярные произведения для ф-но.- М., 2000.
  64. Черни К. Соч. 299 Шклоа беглости.- М., 1985.
  65. Черни К. Этюды для начинающих.- С.П., 2000.
  66. Шмиц М. 21 легкая пьеса для ф-но в 4 руки.- М., Классика-XXI, 2003.
  67. Шопен Ф. Вальсы.- С.П., 1991.
  68. Этюды и упражнения 1-2 кл.ДМШ. Сост. Комалькова Е.Ю., Сорокин К.С.-М. «Кифара», 1994.
  69. Юный пианист. Вып.1. Сост. Ройзман Л., Натансон В
  70. Ядова И. «Не хочу играть гаммы»: учебное пособие для ДМШ для ф-но, Челябинск, 2006.

Список произведений композиторов Уральского региона

  1. Бызов А. Альбом пьес для фортепиано. – Свердловск 1991
  2. Парфёнов И. Боровлянская тетрадь. -  Курган 1992        
  3. Парфёнов И. Домик в Клину. -   Курган 1992
  4. Парфёнов И. Детский альбом для фортепиано. – Курган 1998
  5. Поплянова Е. В гостях у Джонни Брауна. Музыка народов Северной и Южной Америки для ф-но. - Челябинск 2005
  6. Поплянова Е. Бабушкин сундучок. Цикл лубочных пьес для ф-но.-Чел. 2005.
  7. Поплянова Е. На мосту Авиньона. Музыка народов Европы для ф-но.-  Челябинск. 2005.
  8. Поплянова Е. Что такое йоку? Музыка народов Европы для ф-но.- Чел. 2005.
  9. Поплянова Е. Наиграл сверчок.  Пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования  ч.1, ч.2. -  Челябинск 2005.
  10. Поплянова Е. Личный дневник. 6 музыкальных новелл о любви для ф-но.-  Челябинск 2001
  11. Сиротин. Фортепианные пьесы для детей. – Екатеринбург 2000
  12. Фортепианные произведения  челябинских  композиторов. Ред. Долгановой Л.В. Сост. Т.М.Сидорова.- ЧИМ, Челябинск 2007
  13.  Веккер В. Праздничный менуэт, Марш-гротеск.
  14.  Гудков Е. Токката. – Челябинск, 2005.
  15.  Долганова Е. Осень, Простой напев, Соната, Романтическое настроение. Челябинск, 2005.
  16.  Панов Д. Джаз-вальс, Разговор, Рэгтайм. - Челябинск, 2005.
  17.  Шкербина Т. Театральные эскизы. - Челябинск, 2005.
  18.  Щекалёв Е.В. 7 характерных пьес для ф-но. -  Екатеринбург 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП. 01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа" составлена с учётом ФГТ, которые устанавливают обязател...

Программа по чтению с листа 7-8 класс фортепиано.

         Задачи данного курса научить учащегося не только грамотному и осмысленному, но и быстрому чтению нот с листа. Педагог должен развитию ребенка комплекс навыков,...

домашние задания для дистанционного обучения по предмету специальность и чтение с листа по программе ДПОП "Фортепиано"

в данном материале учащимся предложены ряд заданий для дистанционного обучения...

Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)

Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОП.01.02 Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» включает методические рекомендации и...