Методическая разработка занятия по теме: «Работа над штрихами на примере «Сарабанды» Э. Грига Op.40 №2»
план-конспект занятия по музыке (6 класс) по теме

Шарапова Лариса Львовна

Методическая разработка занятия по образовательной программе: "Ансамбль в классе фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

по теме: «Работа над штрихами на примере «Сарабанды» Э. Грига Op.40 №2»

Автор:

Шарапова Лариса Львовна

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской»

Красногвардейского района

Санкт-Петербург

2014год

Пояснительная записка

Краткая характеристика программы:

образовательная программа  «Ансамбль в классе фортепиано».

Направленность: художественная.

Срок реализации: 7 лет.

Возраст обучающихся: 7-16лет.

Основная цель: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через сольное и ансамблевое исполнительство.

Ожидаемые результаты.

Формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:

  • владение основами сольного и ансамблевого исполнительства;
  • знание русских и зарубежных композиторов, современных музыкантов;
  • знание музыкальных жанров, стилей, форм, строения исполняемых произведений;
  • навыки в разнообразных формах творческого музицирования: чтение с листа, подбор по слуху, аккомпанемент;
  • способность продуктивного коллективного сотрудничества и открытого доброжелательного общения;
  • навыки осмысленного исполнения произведений;
  • развитие внимания, памяти, реактивности;
  • навыки исполнительской концертной деятельности в культурно-массовых мероприятиях ДДЮТ, общеобразовательных школах и других площадках города;
  •  повышение личностной самооценки.

Тема занятия: «Работа над штрихами на примере «Сарабанды» Э.Грига».

Место занятия: рабочее.

Тип: закрепление изучаемого материала.

Вид: открытое.

Продолжительность: 45 минут.

Цель: научить внимательно относиться к тексту, точно воспроизводить авторские и редакторские штрихи для максимального приближения к авторскому замыслу.

Задачи:

  • научить тщательно прорабатывать нотный текст;
  • закрепить знания по теме «штрихи, виды штрихов» ;
  • закрепить навыки технологически  удобного выполнения  штрихов;
  • развить внимательное и бережное отношение к авторскому тексту;
  • развить способность самостоятельной работы над штрихами;
  • способствовать развитию навыков совместной игры;
  • воспитать партнерское благожелательное отношение между обучающимися;
  • привить интерес к работе над музыкальным произведением.  

Форма: учебное занятие.

Форма организации: групповая.

Форма итога: исполнение пьесы целиком.

Методическое обеспечение занятия.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение);
  • практический (упражнения, тренировка, репетиция);
  • наглядный (показ, прослушивание);
  • объяснительно-иллюстративный (демонстрация картин, аудио записей фортепианного и оркестрового исполнения);
  • репродуктивный (формирование навыков и умений через повторение);              частично-поисковый, или эвристический (поиск штриха, выбор степени нюанса).                                                                                                      

Ожидаемые результаты: приобретение умений (использование штрихов) в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения.    

Использованный нотный материал: Хрестоматия для фортепиано в четыре руки (под редакцией Н.Л. Бабасян). Москва. – Музыка, 2009.

Дидактический материал: наглядные пособия (стенд с биографией Э. Грига).

Оборудование для педагога: ноутбук.

Оборудование для учащихся: 2 фортепиано, 2 банкетки, регулирующиеся по высоте.

План проведения занятия.

Этапы занятия

Содержание

Время

Организационный

Организация начала занятия, приветствие детей и педагогов, присутствующих на занятии

2 мин

Проверочный

Проверка имеющихся у детей знаний и умений

5 мин.

Подготовительный

Введение в  тему и цель занятия.

1 мин.

Основной

Работа над штрихами в произведении «Сарабанда» Э. Грига

27мин.

Контрольный

Исполнение пьесы целиком,

самооценка своей работы.

5 мин.

Итоговый

Подведение итогов занятия, определение перспективы следующих занятий.

5 мин.

1 этап

Добрый день! Сегодня у нас открытое занятие. Гостям предлагаю устраиваться поудобнее. Можете пересесть ближе. Не забудьте зарегистрироваться в листе регистрации, который лежит на столе.

Итак, начинаем. Хочу представить моих учениц. Это Анна, ученица 7 класса, и Астанда, ученица 6 класса. Девочки с хорошими способностями, абсолютно разные по темпераменту и характеру, со своими сильными сторонами и некоторыми проблемами, о которых мы знаем, и над которыми работаем. Вместе  они составляют фортепианный ансамбль. Это вторая пьеса, которую девочки разучивают в этом составе. Сегодняшний урок будет посвящен работе над штрихами.

2 этап

Давайте вспомним, что же такое «штрих»?

Ответ ученицы. (Способ извлечения звука.)

Какие основные штрихи вы знаете?

(Legato, non legato,staccato).

Для чего используются штрихи?

(Для выразительного музыкального исполнения).

Какие штрихи используются в этой пьесе?

(Все виды штрихов).

Для чего было нужно такое разнообразие? Как можно охарактеризовать это произведение? В каком стиле оно написано?

(Сарабанда – это полифоническое произведение, старинный танец. Эдвард Григ – композитор романтического стиля. Такое сочетание полифонии, романтики, стилизации под старину  и обусловило максимальное использование средств музыкальной выразительности).

Мы с вами не первый день работаем над этой пьесой. Давайте вспомним о самом композиторе. У нас на стенде – портрет Эдварда Грига и краткий рассказ о нем. Я предложила вам самим поискать более подробную информацию. Что вы нашли? Что нового узнали?

(Э́двард Хагеруп Григ (15 июня 18434 сентября 1907) – норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра. В Бергене родился и долго жил Уле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года. Большое значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком. В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни.     С 1873 Э. Григ обрел  материальную независимость,  благодаря государственной стипендии и гонорарам за  сочинения).                                                                  

Хорошо, пока достаточно. Это биографические данные, помогающие понять время, в которое жил и работал Э. Григ.

3 этап                                                                                                                            

Мы сегодня будем работать над штрихами в Сарабанде. На предыдущем уроке мы определились с характером и структурой  этой пьесы.                          Цель сегодняшнего занятия: научиться внимательно относиться к тексту, точно воспроизводить авторские и редакторские штрихи для максимального приближения к авторскому замыслу.

Мы должны грамотно и точно воспроизводить нотный материал. Композитор  не имеет другой возможности объяснить нам свой замысел, кроме общепринятых записей. Еще раз повторю: нет ни единой бессмысленной черточки и точки в нотном тексте! А потому максимально внимательное изучение нотного материала сразу приблизит вас к авторскому замыслу. Отрегулируйте  банкетки в соответствии с ростом, чтобы было удобно играть.                                                                                                                               4 этап

 Перейдем к тексту. Сейчас по очереди каждая из вас сыграет  I часть своей партии до репризы с внимательным и точным выполнением штрихов. Темп медленный, чтобы вы успевали себя контролировать. Пожалуйста, Аня.     (Слушаем игру фрагмента пьесы).                                                                            

Не все получилось. Еще раз отдельно правой рукой. Обрати внимание на короткую лигу. Интонация естественная, ничего нарочитого.                      (Слушаю, поправляю движения  руки. Находим удобное и естественное выполнение штриха. Аналогичная работа с Астандой. Соединяем I часть. Исполнение в 4 руки).                                                                                

Ансамбль– это игра вместе. Не должно быть слышно, что играют 2 или больше человек. Над чем бы мы ни работали, необходимо иметь ввиду абсолютную синхронность исполнения. Я об этом говорю, потому что были расхождения. Заметили? Слушайте друг друга! В ансамбле даже дышать надо вместе. Вздохнули и сыграли еще раз.                                       (Корректировка вступления, показ «дыхания руками», несколько повторов вступления).                                                                                                       Кроме координации совместного звучания,  над чем еще мы всегда должны работать? Над интонацией! Штрих сам по себе никому не нужен. Он нужен для выразительности того, что мы исполняем. Штрихи, динамические оттенки, интонации – все это средства выразительности в музыке. Поэтому продолжаем работу, не забывая, ради чего мы это делаем.                      (Работаем над штрихами в средней части).                                                         Мы с вами говорили, что период создания сюиты “Из времен Хольберга” и самой Сарабанды, относящейся к этому циклу, был весьма непростым для Грига. Это был период выхода из депрессии, когда Эдвард Григ и Нина Хагеруп  в знак примирения отправились на гастроли в Рим. По возвращении они продали свой дом в Бергене и купили чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген»  «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил. С 1885 он жил на этой прекрасной загородной вилле, которую покидал только во время концертных поездок. Это возвращение к жизни, радость творчества, которые ощущаются в музыке. Все это необходимо учитывать при исполнении пьесы.             Сейчас мы прослушаем Сарабанду в записи. Первоначально написанная для фортепиано, сюита была обработана Григом для струнного оркестра. Поэтому послушаем оба варианта: и симфонический, и фортепианный.      Итак, симфонический оркестр под управлением дирижера Герберта фон Караяна.                                                                                                         (Слушаем запись на ноутбуке).                                                                                

А сейчас послушаем ту же пьесу в исполнении норвежской пианистки Евы Кнардаль. (Слушаем запись на ноутбуке).

Какая Сарабанда понравилась больше? Почему?

(В симфоническом исполнении, так как больше тембровых красок).

Вот наша задача и состоит в том, что играя на фортепиано, разнообразить звучность, имея ввиду симфоническое многообразие.

Обратили внимание на  проведение мелодии в 13-14 тактах  I партии? Аня, играй весом руки. Астанда, аккуратнее и тише, чтобы дать расслушать мелодию, а не заглушить своей звучностью.

Переходим к последней кульминационной части. Необходимо договориться, когда начинаем ritenuto, чтобы был понятен исполнительский план. Предлагаю начать замедление попозже, чтобы нюанс стал более выпуклым. Попробуйте начать ritenuto c 24 такта с появления аккордов.

(Исполнение подходов к кульминации).

5 этап

В заключение урока попробуем исполнить так, как будто выступаем на концерте. Задача  донести замысел композитора, используя приобретенные сегодня навыки точного и осмысленного выполнения штрихов.(Слушаем исполнение).

Теперь мы с вами  меняемся местами, и вы сами, как педагог анализируете то, как сыграли: что получилось, над чем еще надо поработать…

(Девочки по очереди высказываются). Хорошо.

6 этап

Итак, сегодня мы тщательно проработали штрихи в основной части

Сарабанды. Я довольна результатами урока. Молодцы, хорошо постарались!

Мне кажется, что вам понятно, как учить дома. Вопросы есть?

Продолжить аналогичную работу до конца пьесы самостоятельно. Учим пьесу с установкой на запоминание, так как игра по нотам отвлекает внимание от художественных задач. На следующем занятии уточним педализацию в этой пьесе. Кроме того, не забудьте принести свои этюды по программе.

Всем спасибо! Есть вопросы к девочкам? Еще раз спасибо, до свидания.

Использованная литература:

1.Асафьев Б. В. «Эдвард Григ», Изд. «Музыка»; Ленинград , 1984 г.

2.Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. // Воспитание творчеством. Школа педагогического мастерства. Учебное занятие. – Нижний Новгород, Дворец детского творчества им.В.П.Чкалова, 2003.

3.Друскин М.  «История зарубежной музыки». Изд. «Музыка»; Москва, 1967

4. Михеева Л.В.  «Эдвард Григ». Краткий очерк жизни и творчества. Изд.

    «Музыка»; 1998г.

5. «Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5.» Изд. «Музыка»;

     Москва, 1965 г.

 

Ссылки (интернет):

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/199194

2. http://classic-online.ru/ru/production/2755                                                      4.Официальный сайт Тролльхауген (норв.)                                                                    5.Эдвард Григ на сайте www.peoples.ru                                                                          6.Эдвард Григ на сайте www.classic-music.ru

7.Краткая биография Эдварда Грига

8.Григ: Ноты произведений на International Music Score Library Project

9.http: www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-26360_iz_vremen-holberga_op_40.html   

10. http://glinca-capella.ru/e-grig/muzyka/1889-siuita-iz- vremen- holberga.html 

11. http://vidio.yandex.ru/ uzers/astrakhangrad/view/241/#музыка uzers    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко....

Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».

В разработке представлены основные методы работы   над полифоническим произведением на примере  «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...