Доклад на тему: "Русская песня в развитии творческих способностей детей"
учебно-методический материал по музыке по теме

Стеблиненко Галина Эдуардовна

 

 
Нельзя воспитать цельного, духовно- богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Богатство идейно-образного содержания русских народных песен с их глубоким эстетическим смыслом способствует воспитанию художественного вкуса ребёнка. Протяжные и грустные, задорные и весёлые русские народные песни  отражают все важнейшие стороны общественной и трудовой жизни, быта и деятельности русского народа. В них раскрылась его история, мудрые раздумья о жизни, широта русской души.
Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств раскрываются глубокие и содержательные идеи.  Именно русская народная песня  является богатейшим материалом для эстетического воспитания дошкольников, способствует глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.
Для того, чтобы русская  народная песня предстала перед детьми как часть жизни народа, необходимо обратиться к специфике каждого песенного вида.
Первой видовой группой народной песни является материнская поэзия. Начиная с колыбели, через песню мать ненавязчиво внушала ребёнку необходимость проявления доброты, развивала  чувство оптимизма, порядочность и другие качества.
Первые интонации, которые воспроизводит ребёнок – это интонации русской музыкальной речи. Музыкальный фольклор сопровождает русского человека всю жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни. Интуитивно матери всех времён и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери,  ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи.  Подрастая,  он    начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни:
- Киска, киска, киска  брысь!
-На дорожку не садись.
-Наша деточка пойдёт,
-Через киску упадёт!
Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее ребёнка представлялось заполненным трудом:
- Баю, бай – колыбели не качай, 
- Спи - поспи, поскорее расти!
- Вырастешь большой - станешь в золоте ходить,
- Будешь жить, поживать, не лениться – работать,
- Станешь пшеничку пахать на полоске  пахарёк,
- В тёмном лесе – лесничок,  станешь птичку ловить. 
- И родителей кормить.
Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях  звучала просьба матери избавить родное дитя:
- От всех скорбей,
- От всех  пакостей,
- От  зло-человека,
Песня всегда находится рядом с человеком. Песня рассказывает о судьбе человека; о том, что его тревожит, радует, о чём он мечтает.  Песня всегда сопровождала человека во время труда, помогала работать:
- Лён зеленой, при горе, при крутой.
- Уж  мы сеяли, сеяли ленок.
- Уж  мы  сея приговаривали …
Или песня  «Во кузнице» - люди  в ритм песни ударяли по наковальне, таким образом работать было легче.
В песнях люди воспевали красоту земли и природы. С нежностью обращались к рябинушке, берёзке, травушке: «Во поле берёза стояла», «Рябинушка», «Травушка-муравушка» и т.д.  
Старинные календарно-обрядовые песни, передаваясь от поколения к поколению, дошли и до наших дней. По мнению русских исследователей – фольклористов, такие песни, которые входили в ритуально обрядовые действа зимних 
святок, масленицы, колядок  - это не что иное, как произведения, потерявшие своё значение для взрослых и перешедшие к детям. Для детей эти песни являются источником познания исторического прошлого русского народа. Они мелодичны, образны, невелики по объёму:
- Приходила коляда, накануне Рождества
 Кто даст пирога, тому полон хлев скота, овин с овсом, жеребца с хвостом и  т.д
- А мы Масленицу повстречали, сыром гору набивали
 Маслом гору поливали, на широк двор созывали и  т.д.
На занятиях по приобщению детей к русской народной культуре проходят беседы с ознакомлением детей  с русской  народной песней, частушками, лирическими песнями и шуточными песнями, юмористическими.  Плясовые песни быстрого темпа  в народе назывались «частыми» - так появилось название частушек. Для  пляски самое главное ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают и ногами пристукивают.  Нельзя не брать во внимание такого факта, что музыка является лишь составной частью народного песенного творчества, поэтому полноценное восприятие его разнообразных жанров идёт в связи их с другими видами этнографического творчества: танцем, пляской, игрой.
 Для закрепления знаний детей о русской песне  я провожу конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок о русской народной песне:
-  бедный песни поёт, а богатый только слушает,
-  беседа   дорогу коротает,  а песня – работу,
- не  всяк  весел, кто поёт,
- песней коня не накормишь,
- пой песню тот, у кого голос хорош,
- соловья за песни кормят.
Игра – викторина: «Что я знаю о русской песне?»
1. Отгадайте загадку: - Не играет фортепьяно, нет ни скрипки, ни баяна,
 потому что песню пела - наша группа … (анданте, аллегро, а капелла). 
2.Название этого музыкального инструмента произошло от слова «жалость … (сопелка, жалейка, рожок).
3.Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой (балалайка, баян, голос).
4. Назовите прибор, с помощью которого в старину  слушали музыку (магнитофон, граммофон, телефон).
5. Как  называется  круговой русский танец ? («яблочко», «барыня», хоровод.)
6. Продолжите стихотворение:
- День рождения отмечай
  Пеней русской … (поздравляй, запевай, каравай).
7. Какую песню пела мама своему ребёнку перед сном?  (потешку, закличку,  колыбельную).                                                                                                                            
 8. Какое название носит специальная рождественская песня? (частушка, веснянка,  колядка)  .
9.Закончите стихотворение:
- Собирается народ –
аводные, озорные),
10.Отмечая этот праздник, наши предки в песнях славили весну (Масленица, Покров, Рождество).
11.Назовите  инструмент,  у которого струн больше семи (бубен, рожок, гусли).
12.Какие  песни в старину  исполнялись под звучание гуслей?  (былины, колядки, частушки).
13.Какой из перечисленных  писателей был одним из первых собирателей русских песен?  (Тургенев, Пушкин, Лермонтов).
 
Ребёнок в своём развитии проходит все ранние стадии, пережитые человечеством, поэтому музыкальные жанры фольклора на раннем этапе развития музыкальности ребёнка усваиваются наиболее естественно и легко, тем более, что уже первые занятия народной музыкой дают возможность использовать различные звукосочетания, не заботясь о их  консонировании.  Именно это даёт перспективу учить детей импровизировать, сочинять.  А для этого нам помогает элементарный детский инструментарий,  мелодичный и лёгкий для освоения.
 
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»

АннотацияВ данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты комплексного подхода к развитию творческих способностей детей на занятиях в объединени...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования"

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги  и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности».Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности....

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ"...