Основы исполнительской техники в электрогитарной музыке Часть I
учебно-методический материал по музыке на тему

Капустина Екатерина Владимировна

«Техника – значит иметь темперамент и ловкость; … техника – значит обладать полной возможностью для совершенного выполнения этой задачи».

В.Горовий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rabota_-_razvit._ispolnit._tekhniki._2009-10.doc175 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Радуга»

г. Кирово – Чепецк

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

Основы исполнительской техники

в электрогитарной музыке

Часть I

Выполнил педагог дополнительного

образования ЦДТ «Радуга»

Капустина Екатерина Владимировна

Кирово–Чепецк

2009-2010

Содержание

Введение

Теоретическая часть:

  1. Основные принципы по организации технических занятий.
  2. Основные приемы игры на электрогитаре:
  • приемы игры для правой руки;
  • приемы игры для левой руки.

Практическая часть:

  1. Упражнения для развития техники правой руки.
  2. Упражнения для развития техники левой руки.

Заключение

Список используемой литературы.


Введение

«Техника – значит иметь темперамент и ловкость; … техника – значит обладать полной возможностью для совершенного выполнения этой задачи».

В.Горовий

Гитара – один из наиболее популярных музыкальных инструментов, издавна используемых как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Широкие возможности гитары позволяют применять ее в самых различных областях музыкального исполнительства (аккомпанемент певцам, участие в ансамблях – классических, эстрадных, джазовых и т.д.). Каждой из этих сфер соответствует определенный стиль игры на гитаре: классический, фламенко, эстрадный, джазовый и др. Заменив банджо в джазовых оркестрах традиционного периода, гитара первоначально использовалась как ритмический инструмент, но появление электрогитары значительно расширило ее выразительные возможности и повысило роль в различных оркестрах и ансамблях. Игра в таких ансамблях требует виртуозного владения инструментом, умения импровизировать, высокой музыкальной культуры.

Для сольной игры на электрогитаре необходимо освоить определенные приемы, что невозможно без специального обучения.

При обучении на электрогитаре следует учитывать технические и музыкальные возможности учащегося. Многие качества приобретаются в процессе многолетней исполнительской практики и развиваются тем успешнее, чем ярче специфические профессиональные способности музыканта.

Талантливый гитарист может оказаться посредственным исполнителем на электрогитаре из-за незнания технических приемов. Большинство исполнителей электрогитарной музыки ищут способы овладения инструментом практическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Вместе с тем большую помощь в овладении техникой могут оказать различные школы и методические пособия, но они редко могут удовлетворять повышенный спрос на такого рода литературу.

О развитии исполнительской техники игры на акустической гитаре написано достаточно много учебников и методических пособий с богатым практическим приложением, таких как гитарная школа А.Носова, «Школа игры на шестиструнной гитаре» П. Агафошина, «Школа игры на шестиструнной гитаре» А. Иванова-Крамского, «Школа игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси и др.

В пособиях по обучению игре на электрогитаре техническая база, на мой взгляд, раскрыта не в полном объеме.

В данной работе рассматриваются методы и приемы развития исполнительской техники игры на электрогитаре, а также приведены упражнения, при помощи которых можно достичь достаточно хорошего владения электрогитарой.

Работа написана в качестве методического обеспечения к программе.

Целью данной методической работы является обобщение опыта работы, систематизация накопленных знаний по проблеме развития исполнительской техники в электрогитарной музыке.

Данная работа может использоваться как частично, так и полностью педагогами по обучению игре на электрогитаре и учащимися, которые владеют акустической гитарой.


Теоретическая часть.

Электрогитара — разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики.

Для того чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другими видами техники) необходимо развить технические навыки игры.

Основные принципы по организации технических занятий, которые существенно повышают их эффективность:

1. Исполнение в медленном темпе.

Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его «чисто» сыграть в темпе более медленном. Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат «грязно», неритмично. Только после того, когда исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) звучит ровно и чисто можно плавно наращивать темп. Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").

2. Разучивать сразу правильно.

Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в удобной аппликатуре, с продуманными направлениями ударов медиатора (или других способов звукоизвлечения). В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями. Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый.

3. Занятия должны быть систематическими.

Развитие скоростной техники требует систематичности занятий. Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы. В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д.

4. Анализ своей игры и занятия по плану.

Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное качество музыканта.

5. "Повторение - мать учения…"

Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства. Всё, что было изучено вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) следует проиграть сегодня. Именно многократное переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому мастерству.

Основные приемы игры на электрогитаре:

Приемы игры для правой руки:

Техника игры медиатором является основным способом игры на электрогитаре. Существует три основных способа:

1. Удар вниз.

2. Удар вверх.

3. Переменный штрих.

Постоянное чередование ударов вверх и вниз или, наоборот, в зависимости от того, с какого удара начинается исполнение, называется переменным штрихом. Иногда, когда нужно получить тот или иной музыкальный эффект, используются только удары вверх, либо только удары вниз.

Приемы игры для левой руки:

Положение левой руки при игре на гитаре имеет решающее значение для развития техники. Если положение руки будет не правильным, то упражнения не принесут желаемого результата.

Предплечье и кисть левой руки должны составлять одну ровную линию, пальцы над грифом стоять дугообразно. Именно такое положение позволяет кончикам пальцев сильнее всего надавливать на струны. Большой палец создает контр усилие остальным пальцам. Идеальное положение для него – почти перпендикулярно грифу, напротив среднего пальца.

1. Hammer-on. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук, ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. Удар должен быть резким и точным. В музыке этот приём называется «восходящее легато». Часто используется в рок-музыке для извлечения форшлагов. В табулатуре этот прием обозначается дугой, над которой пишется буква «Н».

2. Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато. В табулатуре этот прием обозначается дугой, над которой пишется буква «Р».

3. Слайд – скольжение. Палец левой руки скользит по струне. Второе название этого приема глиссандо. У приема есть несколько разновидностей:

  • слайд вверх;
  • слайд вниз.

Обозначается «SL». В блюзе (иногда также и в роке) вместо пальца используется специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.

4. Bend — один из основных приемов и ярких средств выразительности электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой пальцами левой руки к грифу струны перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется, и нота становится выше. Для исполнения бэнда на открытых струнах может использоваться нажатие на струну за нулевым порожком гитары.

Исполнение бэндов практикуется  на всех струнах, но чаще на первых трех. В основном этот прием выполняется средним и безымянным пальцами левой руки. Подтяжки можно делать на разную высоту.

В табулатуре бэнды обозначаются изогнутой стрелкой вверх, над которой указывается высота подтяжки ноты (обычно это full - подтяжка на тон или ½ тона). В редких случаях выполняются подтяжки на полтора или два тона.

5. Вибрато – колебание высоты звука. Техника вибрато сходна с техникой бэнда, но в данном случаи подтяжку нужно выполнять по кругу и со значительно меньшей амплитудой натяжения. Однако если бэнды исполняются в основном на тонких струнах и, как правило, дальше пятого лада, то вибрато применяется практически везде и всеми пальцами левой руки. Когда вибрато исполняется на первой и второй струнах, то подтяжки делают вверх. На остальных струнах движения направлены вниз.

В табулатуре вибрато обозначается волнистой линией рядом с нотой, к которой его следует применять.

6. Октавная техника.

Октава – это интервал, состоящий из шести тонов. Это техника эффектно звучит, применяется во всех музыкальных направлениях.

7. Натуральный флажолет – это характерный звук, который извлекается на грифе гитары (а также других струнных инструментах) с помощью специальной техники. Интересен он, прежде всего, тембром, который отдаленно напоминает звучание флейты и отличается от обычных нот большей продолжительностью.

Для получения флажолета необходимо пальцем левой руки слегка коснуться струны над определенным ладом (металлической перегородке) и правой рукой извлечь звук обычным образом. После этого следует убрать палец левой руки от струны. Самые яркие натуральные флажолеты получаются над двенадцатым, седьмым и пятым ладами. Для этой цели подходят так же четвертый и девятый лады, но над ними выполнить прием несколько сложнее.

В табулатуре флажолеты обозначаются словом «harm» над соответствующим номером лада.


Практическая часть.

Упражнения для развития техники правой руки.

Техника игры медиатором.

Во время игры медиатор должен находиться между большим и указательным пальцами правой руки. В правой руке не должно быть напряжения. Большая часть медиатора находится между пальцами, поэтому со струной соприкасается только его кончик.

Переменный штрих.

Суть упражнений заключается в том, что бы удары медиатора вниз по звучанию не отличались от ударов вверх.

Упражнение отрабатывается в медленном темпе, затем темп постепенно наращивается до тремоло.

Упражнение 1.

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--0--0—0--0-------0---0---0—0-----0—0—0—0-----0—0—0—0—------------

Упражнение 2.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------0—0—0—0—0—0—0—0----------

----------------------------------------------------------------------------0—0—0—0---0--0--0--0--0-----------------------------------------------

--------------------------------------0—0—0—0---0—0—0—0--------------------------------------------------------------------------------------

--0--0—0--0---0—0—0—0--------—-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 3.

--------------------------------0--0--0--0---0--0--0--0--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--0--0--0--0---0--0--0--0---------------------------------0--0--0--0---0--0--0--0---------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------0---0--0—0---0—0—0—0----------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------0—0—0—0---0—0—0—0--------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

—-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------

----------------------------------------

----------------------------------------

----------------------------------------

--0—0—0—0---0—0—0—0-----

--—-----------------------------------

Хроматизм.

Упражнение на отработку техники переменного штриха. Развивает координацию пальцев левой руки.

Указательным пальцем левой руки следует прижать пятый лад четвертой струны и извлечь ноту ударом медиатора вниз. Затем средним пальцем левой руки нужно прижать шестой лад четвертой струны и сыграть ноту ударом медиатора вверх. Затем безымянным пальцем левой руки прижать седьмой лад на четвертой струне, извлечь ноту ударом медиатора вниз, мизинцем прижать восьмой лад на четвертой струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх.

Во время исполнения упражнения пальцы левой руки должны оставаться на своих ладах.

Упражнение 4.

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--5—6—7--8--------5--6--7--8--------5--6--7---8------5---6--7--8----------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

--—---------------------------------------------------------------------------------------

Хроматическая гамма.

В этом упражнении отрабатываются переходы медиатора со струны на струну.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему только на разных струнах.

Упражнение 5.

-------------------------------------------------------------------------------5--6--7--8---------

----------------------------------------------------------------5--6--7--8------------------------

-------------------------------------------------5--6--7--8---------------------------------------

---------------------------------5---6--7--8------------------------------------------------------

-----------------5--6--7--8-----------------------------------------------------------------------

--5--6--7--8--------------------------------------------------------------------------------------

Хроматическая гамма по всему грифу.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему.

Дойдя до четвертого лада первой струны, следует совершить смещение мизинца левой руки на один лад вправо. Затем левая рука начинает возвратное движение.

Упражнение 6.

----------------------------------------------------------------------------------------------1—2—3—4---5—4—3—2—---------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------1—2—3—4-----------------------------------------5—4—3—2-----------------------

---------------------------------------------------------1—2—3—4------------------------------------------------------------------------------5—4—3—2-----

---------------------------------------1—2—3—4--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------1—2—3—4--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---1—2—3—4--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------5---6--7--8------------------------------------------

--------------------------------------------------5--4--3--2---------------------------

------------------------------------------------------------------5--4--3--2-----------

Пассаж на двух струнах.

Упражнение 7.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------5-----5-----5-----5--------------------------------------------7-----7------7--------7---------

-----7----7-----7-----7-------3-----3-----3-----3-----------5------5------5-------5--------5-----5------5------5--------------

--5----5-----5-----5--------------------------------------3------3------3-------3-------------------------------------------------

Упражнения для развития техники левой руки.

Упражнения для развития силы пальцев.

1. На каждой струне пальцы поочередно располагаются вдоль струны, каждый на своем ладу в соответствии со схемой.

Упражнение 1.

-------------------------------------------------------------------0-1-2-3-4------------------

-------------------------------------------------------0-1-2-3-4------------------------------

-----------------------------------------0-1-2-3-4--------------------------------------------

----------------------------0-1-2-3-4---------------------------------------------------------

---------------0-1-2-3-4----------------------------------------------------------------------

--0-1-2-3-4-----------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 2.

---------------------------------------------------------4-3-2-1------------------------------

----------------------------------------------5-4-3-2-----------------------------------------

-----------------------------------6-5-4-3----------------------------------------------------

------------------------7-6-5-4---------------------------------------------------------------

-------------8-7-6-5--------------------------------------------------------------------------

--9-8-7-6-------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 3.

--------------------------------------------------------6-7-8-9-------------------------------

----------------------------------------------5-6-7-8-----------------------------------------

-----------------------------------4-5-6-7----------------------------------------------------

------------------------3-4-5-6---------------------------------------------------------------

--------------2-3-4 5-------------------------------------------------------------------------

---1-2-3-4------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 4.

--8—7—6—5---8—7—6—5----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------8—7—6—5---8—7—6--5-----------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------8—7—6—5---8—7—6--5-----------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------8—7—6—5---8—7—6—5------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8—7—6—5-----

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------8—7—6—5---8—7—6—5-----

--8—7—6—5----------------------------------------8--7--6--5---8--7--6--5------------------------------------------

--------------------8—7—6—5---8—7—6—5-------------------------------------------------------------------------

Упражнение 5.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1—3—5---------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1—3—5----------------1—3—5---------------

---------------------------------------------------------------------------1—3—5------------------1—3---5---------------------------------------------1—3—5-

-------------------------------1—3—5--------------------1—3—5------------------1—3---5----------------------------------------------------------------------

----------------1—3—5------------------1—3—5--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--1—3--5---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--2—4—6-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------2—4—6----------------2—4—6--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------2—4—6----------------2—4—6-----------------2—4—6----------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------2—4—6-------------------2—4—6-----------------2—4—6---------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------2—4—6----------------2—4—6--------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2—4—6------

2. Упражнение для тренировки мизинца.

Мизинец часто используется в гитарной технике, особенно в приемах «пул» и «хамер». Упражнение исполняется мизинцем, указательным и средним пальцами:

----8--5-----------------------------------------------------------------

------------8  5---------------------------------------------------------

------------------7--5---------------------------------------------------

-------------------------7--5--------------------------------------------

--------------------------------7--5-------------------------------------

---------------------------------------8--5------------------------------

Упражнение для тренировки приема hammer-on.

Упражнение 1.

Ударом медиатора вниз извлекается звук третьей открытой струны, после чего средним пальцем левой руки производится hammer-on на четвертом ладу третьей струны. Средний палец убирается со струны и одновременно с этим извлекается звук третьей открытой струны ударом вверх. Снова производится hammer-on. Процедура повторяется. Упражнение нужно играть по кругу, добиваясь качественного звучания, так же нужно выполнять его и на других струнах.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----0-4—0-4—0-4—0-4------0-5—0-5—0-5—0-5------0-4—0-4—0-4—0-4-----0-2—0-2—0-2—0-2--------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 2.

В упражнении звучат три ноты одинаковой длительности. Первую и третью ноты нужно извлекать медиатором, а вторую – приемом hammer-on. Задача добиться максимально равномерного и близкого по громкости звучания трех нот. Кроме того, упражнение хорошо развивает растяжку пальцев левой руки. Играя по очереди каждую группу, последовательно меняются позиции и тренируются разные группы пальцев и растяжка.

В первом такте указательным пальцем левой руки нужно прижать четвертый лад на третьей струне и извлекать ноту ударом медиатора вниз. Приемом hammer-on резко прижать средним пальцем пятый лад на третьей струне (правая рука в звукоизвлечении не участвует). Мизинцем нужно прижать седьмой лад на третьей струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Каждый такт в упражнении играется четыре раза. Третий такт исполняется по тому же принципу, но на этот раз используется безымянный палец, который и делает ударное легато hammer-on на девятом ладу.

-------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------

---4--5--7-------5—7--9------7—9--10-----5—7--9--------

--------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------

Упражнение 3.

Звукоизвлечение «hammer-on» выполняется на шестой струне. Специфика упражнения заключается в том, что при игре легато на одной струне медиатор по очереди извлекает звук двух струн.

Не смотря на то, что упражнение начинается с шестой открытой струны, необходимо заранее прижать указательным пальцем левой руки второй лад на пятой струне и продолжать держать весь такт. Ударом медиатора вниз извлекается звук шестой открытой струны. Далее мс помощью ударного легато резко прижимается средним пальцем третий лад на шестой струне, после чего ударом медиатора вверх извлекается звук пятой струны, которую продолжает прижимать на втором ладу указательный палец левой руки.

Во втором такте происходит смена позиции.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------2-------------2-----------2--------------2--------------------0------------0-------------0-------------0--------

---0---3--------0---3--------0---3---------0---3---------------0---1--------0---1--------0---1---------0---1-----------

Упражнение 4.

Ударные легато в равной степени исполняют почти все пальцы левой руки, однако не все пальцы имеют одинаковую длину и силу. Поэтому их необходимо развивать. В данном упражнении основная нагрузка приходится на мизинец.

В первом такте указательным пальцем левой руки с помощью баррэ прижимается шестая и пятая струны на третьем ладу. Ударом медиатора вверх извлекается звук сразу двух струн. После этого ударным легато резко прижимается мизинцем пятый лад на пятой струне.

Полезно так же поиграть данное упражнение на других струнах (пятой и четвертой).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------3---5-------3---5------3---5--------3----5------------6---8-----6---8------6---8--------6----8------------------

-------3-----------3-----------3------------3------------------6---------6-----------6------------6------------------------

Упражнения для тренировки приема pull-off.

Упражнение 1.

Средним пальцем левой руки следует прижать третий лад первой струны, а указательным – второй. Ударом медиатора вниз извлекается звук первой струны. Затем средний палей левой руки делает срыв с третьего лада, при этом указательный палец продолжает прижимать второй лад на первой струне. Затем выполняется срыв указательным пальцем со второго лада к открытой струне.

Во втором такте действия повторяются, только первая нота исполняется ударом медиатора вверх.

---3-—2----0--------------3-----2------0--------

-----------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

Упражнение 2.

Начало упражнения выполняется как и предыдущее, но после второго срыва исполняются медиатором еще две ноты приемом вниз – вверх.

Второй такт. Безымянным пальцем левой руки прижимается пятый лад на первой струне и извлекается нота ударом медиатора вниз. Затем исполняется срыв с пятого лада к открытой струне. Указательным пальцем прижимается третий лад на первой струне и извлекается нота медиатором вверх, а потом выполняется еще один pull-off указательным пальцем к открытой струне.

---3-—2----0---------0-------------5------0------3-----0------------3-—2----0---------0-------------7-----0------5-----0---

--------------------3---------------------------------------------------------------------3-------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 3.

Упражнение направлено на развитие мизинца и безымянного пальцев.

В первом такте мизинец левой руки прижимает восьмой лад, а указательный – пятый на третьей струне. Ударом медиатора вниз извлекается звук, после этого мизинец исполняет pull-off с восьмого лада.

Во втором и последующих тактах меняются только пальцы левой руки.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--8--5----8--5----8--5----8--5-----7--5---7--5---7--5---7--5----6--5---6--5---6--5---6--5----7--5---7--5---7--5---7--5-

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 4.

Выполняется на двух соседних струнах. Зада четко отработать переход с одной струны на другую.

В первом такте мизинец левой руки прижимает седьмой лад на пятой струне, а указательный – четвертый. Ударом медиатора вниз извлекается звук на пятой струне. Мизинец выполняет срыв с седьмого лада. Затем ударом медиатора вверх еще раз извлекается звук на пятой струне.

Во втором такте действия повторяются на шестой струне.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--7—4—4----7---4---4----7---4---4----7---4---4-----------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------7---4---4----7---4---4-----7---4---4-----7---4---4----

Упражнения на соединение двух способов: hammer-on и pull-off.

Упражнение 1 (тип 1).

В первом такте извлекается звук медиатором на первой открытой струне, а затем с помощью ударного легато hammer-on резко прижимается средним пальцем  второй лад. Тем же пальцем исполняется pull-off со второго лада к открытой струне.

Во втором такте указательным пальцем левой руки прижимается второй лад на третьей струне и извлекается нота медиатором. Затем с помощью ударного легато следует резко прижать безымянным пальцем четвертый лад на этой струне. Тем же пальцем сделать срыв с четвертого лада, продолжая указательным пальцем прижимать второй лад.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--0—2—0—2—0—2---0---2-------2—4—2—4—2—4—2—4-------4—5—4—5—4—5—4—5------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 2 (тип 2).

В первом такте следует указательным пальцем левой руки прижать второй лад на четвертой струне и извлечь ноту медиатором вниз. Затем с помощью приема hammer-on резко прижать средним пальцем третий лад, сделать срыв с третьего лада тем же пальцем. Теперь сделать второй срыв указательным пальцем со второго лада к открытой струне.

Во втором тате средним пальцем левой руки прижать третий лад на пятой струне и извлечь ноту ударом медиатора вниз. Затем извлечь ударом медиатора вверх четвертую открытую струну, после чего указательным пальцем следует прижать второй лад на пятой струне, затем приемом hammer-on резко прижать средним пальцем третий лад. В конце такта указательным пальцем левой руки прижать второй лад на четвертой струне и ударом медиатора вверх извлечь одновременно звук на четвертой и пятой струнах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--2---3---2---0--------------0-------------2--------------------------------------------------------------------------

--------------------------3---------2---3---0----------2---3---2----0-----------------0----------------2------------

------------------------------------------------------------------------------------3------------2---3----0------------

Упражнение 3 (тип 3).

В первом такте указательным пальцем левой руки следует прижать пятый лад на пятой струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью ударного легато резко прижать безымянным пальцем седьмой лад, посте чего ударом медиатора вниз извлечь звук шестой открытой струны.

Во втором такте указательным пальцем левой руки прижать пятый лад на пятой струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью hammer-on прижать безымянным пальцем седьмой лад, после чего тем же пальцем сделать срыв с седьмого лада. Теперь следует выполнить еще один hammer-on на седьмом ладу шестой струны.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------5------------------------------------------

-----5---7---------5---7--------5---7----------5---7---5----------5---7------------7--------------------------------

--------------0-------------0-------------0-------------------7---------------------------------------------------------

Упражнения для отработки слайдов.

Упражнение 1.

Слайд вверх. Средним пальцем левой руки следует прижать третий лад третьей струны и извлечь ноту ударом медиатора вниз. Практически одновременно с ударом медиатора палец движется по струне до пятого лада. Во время движения палец должен нажимать на струну, на пятом ладу нажим должен быть сильнее, чем во время скольжения.

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

------3-------5----------------3----------7--------------3----------9-----------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 2.

Слайд вниз. Средним пальцем левой руки прижимаем двенадцатый такт на третьей струне и извлекаем ноту ударом медиатора вниз. Практически одновременно с ударом медиатора скольжением следует переместить палец на девятый лад.

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

------12-------9----------------12-------7--------------12---------5----------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 3.

Слайды разными пальцами (тип 1). В первом такте указательным пальцем левой руки следует прижать пятый лад на третьей струне, извлечь ноту ударом медиатора вниз и исполнить слайд на седьмой лад. Мизинцем прижать десятый лад на второй струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Средним пальцем прижать восьмой лад на первой струне, после чего исполнить слайд с восьмого лада на пятый.

Во втором такте безымянным пальцем левой руки прижать шестой лад на второй струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Сыграть эту ноту еще раз медиатором вниз и исполнить слайд на восьмой лад. На третьей струне по очереди сыграть две ноты ударами медиатора вверх и вниз.

--------------------------------8---------5----------------------------------------------------

-----------------------10-----------------------------6--------6------8-----------------------

------5-------7--------------------------------------------------------------5-------7---------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 4.

Слайды разными пальцами (тип 2). В первом такте безымянным пальцем левой руки следует прижать десятый лад на первой струне и извлечь ноту ударом медиатора вниз. Затем указательным пальцем прижать на первой струне восьмой лад, извлечь ноту медиатором вверх и исполнить слайд на седьмой лад. На второй струне средним пальце прижать восьмой лад и извлечь ноту ударом медиатора вниз.

Во втором такте указательным пальцем левой руки  прижать седьмой лад на третьей струне, извлечь ноту ударом медиатора вверх, а затем исполнить слайд на пятый лад. Безымянным пальцем прижать на третьей струне седьмой лад и извлечь ноту медиатором вниз. Сыграть ноту еще раз медиатором вверх и одновременно с этим исполнить слайд на девятый лад.

------10-----8-----7--------------------------------------------------------------

----------------------------8----------7--------------7--------7------9-----------

-------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------

Упражнения для отработки бэндов.

Упражнение 1.

Подтяжка на тон.

В первом такте безымянным пальцем левой руки следует прижать десятый лад на второй струне, а средний и указательный на девятый и восьмой лады этой же струны. Они должны помогать среднему пальцу потягивать струну вверх. Затем нужно извлечь звук медиатором и сразу же энергично подтянуть струну вверх тремя пальцами так что бы звучание ноты на десятом ладу было эквивалентно звучанию на двенадцатом.

-------------------------------------------------------

------10---------------------------10----------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

Во втором такте бэнд исполняется с возвратом. Подтяжка делается не сразу, а чуть позже после звукоизвлечения медиатором, затем на фоне продолжающегося звучания струна возвращается на место.

Упражнение 2.

Подтяжка на полтона.

В первом такте безымянным пальцем левой руки следует прижать седьмой лад на второй струне, а средний и указательный на соседние лады этой же струны и извлечь ноту ударом медиатора. Одновременно нужно подтянуть струну вверх. так что бы звучание ноты на седьмом ладу было эквивалентно звучанию ноты на восьмом.

Во втором такте бэнд играется с возвратом.

-------------------------------------------------------

------7---------------------------7-------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

Упражнение 3.

Бэндовый мотив (тип 1).

В первом такте безымянным пальцем нужно прижать десятый лад на третьей струне, а средний и указательный расположить на соседних ладах. Извлечь ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделать бэнд на тон, отпустить третью струну, а указательным пальцем прижать восьмой лад на второй струне, извлечь эту ноту два раза ударами медиатора вниз вверх. Указательный палец продолжает прижимать восьмой лад на второй струне до конца такта, а бэнды на третьей струне подтягиваются безымянным и средним.

Упражнение можно отрабатывать с разных ладов.

------------------------------------------------------------------------------8-----8----------8----8----------8----8--------8---8--

---------8----8----------8----8---------8----8--------8---8----------11----------------11--------------11------------11---------

-----10-------------10------------10------------10----------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 4.

Бэндовый мотив (тип 2).

Упражнение направлено на отработку качества исполнения бэндов, развитие слуха и силы пальцев.

В первом такте безымянным пальцем левой руки следует прижать девятый лад на третьей струне, а средний и указательный расположить на соседних ладах. Извлечь ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделать бэнд на тон. Отпустить третью струну, а указательным пальцем с помощью малого баррэ прижать седьмой лад на второй и первой струнах. Затем извлечь звук на второй струне ударом медиатора вниз, а на первой – вверх. Держать баррэ указательным пальцем следует на протяжении всего упражнения.

---------------7-------------------7----------------------7----------------------7---------

--------7-------------------7----------------------7----------------------7----------------

---9-----------------9-----------------------9---------------------9-----------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 5.

Соло с бэндами, слайдами и легато.

В первом такте безымянным пальцем левой руки следует прижать десятый лад на второй струне, а средний и указательный пальцы поставить на соседние лады, извлечь ноту ударом медиатора вниз и одновременно сделать бэнд на тон, затем вернуть струну на место (бэнд с возвратом). Ударом медиатора вверх извлечь еще раз звук на второй струне и сделать слайд на двенадцатый лад. Указательный пальцем прижать одиннадцатый лад на третьей струне и извлечь ноту ударом медиатора вниз.

Во втором такте нужно безымянным пальцем левой руки прижать девятый, а указательным  - седьмой лад на третьей струне, ударом медиатора вниз извлечь ноту на третьей струне и сделать срыв к седьмому ладу. Затем снова безымянным пальцем прижать девятый лад на третьей струне и извлечь ноту ударом медиатора вверх. Еще раз сыграть эту ноту и одновременно сделать бэнд на тон. После этого нужно повторить срыв с девятого к седьмому ладу, как в начале такта, но теперь ноту на девятом ладу следует извлечь ударом медиатора вверх. Затем прижать безымянным пальцем девятый лад на четвертой струне и извлечь ноту ударом медиатора вниз.

-----------------------------------------------------------------------------------------------10-----12----------10------------

--10------10-----12-------------------------------------------------10--------10---12----------------------------------12---

--------------------------11------9---7-----9-----9---7-------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------9-------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнения для отработки приема вибрато.

Упражнение 1.

Вибрато указательным пальцем.

Указательным пальцем левой руки следует прижать пятый лад на третьей струне и извлечь ноту медиатором, дать ей прозвучать. После этого сделать несколько микробэндов в направлении первой струны. Необходимо стремиться, чтобы промежутки между мини-подтяжками и они сами были одинаковыми.

Упражнение 1.

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-----5------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

Выполнять упражнение следует по кругу. Желательно отрабатывать его на каждом ладу на всех струнах.

Упражнение 2.

Вибрато для бэнда.

Более 90% бэндов сопровождаются вибрато.

Безымянным пальцем левой руки следует прижать седьмой лад на третьей струне, извлечь ноту медиатором и одновременно сделать бэнд на тон. Нота должна немного прозвучать, после этого нужно начать делать вибрато (вибрация в данном случае осуществляется за счет минимального опускания бэнда и возвращения его на место).

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-----7------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

Упражнение следует отрабатывать не только безымянным пальцем, но средним на третьей, второй и первой струнах, начиная с пятого лада.

Октавная техника.

Для того, чтобы построить октаву от какой либо ноты на шестой закрытой струне, необходимо отсчитать от этой ноты два лада вправо и прижать на полученном ладу четвертую струну.

Во время игры октавами одновременно прижимают и извлекают две ноты.

Октавы прижимаются указательным пальцем и мизинцем.

Упражнение 1.

Глушение указательным пальцем четвертой струны.

Для выполнения упражнения следует прижать указательным пальцем левой руки седьмой лад на пятой струне, а мизинцем девятый лад на третьей струне. Теперь необходимо одним ударом медиатора сыграть интервал, четвертую струну в это время нужно приглушить. Для этого указательный палец должен дотронуться первой фалангой до четвертой струны (прием похож на баррэ, но струну прижимать не нужно, достаточно легкого прикосновения).

Упражнение 2.

Глушение средним пальцем шестой струны, а мизинцем второй.

Часто гитаристы играют октавами, ударяя медиатором сразу по всем струнам. В данном случае помимо четвертой струны, нужно приглушить первую, вторую и шестую. Указательный палец глушит четвертую и первую струны, вторую струну глушит мизинец, а шестую средний палец. Так будут звучать только пятая и третья струны.

-------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------

-----------------------------7---7---7---7-----------------

------7---7---7---7----------------------------------------

-----------------------------5---5---5---5-----------------

------5---5---5---5----------------------------------------

Упражнение 3.

Октавы и слайды от шестой и пятой струн.

Скольжение такое же, как при игре обычного слайда. Но делается это сразу двумя пальцами с сохранением формы октавы.

В первом такте следует поставить октаву указательным пальцем левой руки прижать пятый лад на пятой струне, а мизинцем седьмой лад на третьей струне. Затем надо приглушить посторонние звуки и извлечь октаву ударом медиатора вниз. Сделать слайд на седьмой и девятый лады. Извлечь новую октаву дважды медиатором вниз – вверх.

Во втором такте на шестой струне указательным пальцем следует прижать седьмой лад, а на четвертой мизинцем – девятый. Извлечь октаву ударом медиатора вверх, затем сделать слайд на один лад вправо и сыграть новую октаву ударом медиатора вниз.

В третьем такте две октавы и аккорд следует сыграть тремя ударами медиатора вниз.

---------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

--7-----9-------9--------9-----------------------------------------------------------

-------------------------------------9----10-----10----------5-----7-------2-------

---5----7-------7--------7--------------------------------------------------2--------

-------------------------------------7-----8------8-----------3-----5-------0-------

Октавы от четвертой и третьей струны строятся несколько иначе, чем от шестой и пятой: от зажатого лада нужно отсчитывать не два, а три лада вправо.

Упражнение 3.

Октавы и слайды от четвертой и третьей струн.

---10-----12-----12------12------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------12------13------13-----------8------10-----------------------------------

----7-------9------9--------9----------------------------------------------------------9------------------------

--------------------------------------9-------10-----10-----------5--------7-----------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------7------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 4.

----------------------------------------------------------------------------------10-----10--------------12---10-------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------10-------12-----------------------12--------------------12----12---10-----------------8-----------

----------9-----8----9------11-----12----11----12----------------------------7-------7----------------9----7------------------------12---9------------9-----

---9----------------------------------------------------------7--------9------------------------9-------------------------------------------------------------------

----------7-----6----7-------9------10----9-----10-------------------------------------------------------------------9-----9----7-----10---7------------------

---7-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Натуральные флажолеты.

Упражнение 1.

Подушечкой безымянного пальца левой руки следует прикоснуться к третьей струне над двенадцатым ладом. Затем ударом медиатора извлечь звук на третьей струне, после чего приподнять безымянный палец.

-------------------12--------------------7--------------------------5--------------------

----------12----------------------7-------------------------5----------------------------

--12------------------------7-------------------------5----------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнения на растяжку пальцев.

Упражнения для растяжки нужны гитаристу не меньше, чем гимнасту. Хорошая растяжка позволит не только свободно брать аккорды в нестандартных аппликатурах, но и позволит с большей легкостью играть всевозможные пассажи.

Упражнение 1.

-7—8—7—8-----7—9—7—9----7—10—7--10----7—11—7—11-----7—12—7—12----7—13—7—13----7—14—7--14----7-----

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-7—8—7—8-----7—9—7—9----7—10—7--10----7—11—7—11-----7—12—7—12----7—13—7—13----7—14—7--14----7-----

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение 2.

--12-----11-----11-----11----------11----10----10----10----------10-----9-----9-------9------------9-------------

--13-----13-----12-----12----------12----12----11----11----------11----11----10-----10----------10-------------

--14-----14-----14-----13----------13----13----13----12----------12----12----12-----11----------11-------------

--15-----15-----15-----15----------14----14----14----14----------13----13----13-----13----------12-------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Все приведенные выше упражнения на различные технические приемы, в процессе их освоения, следует совершенствовать и усложнять. В соответствии с этим будет повышаться и технические возможности гитариста.

Как уже отмечалось выше, на занятиях регулярно следует отводить не малую часть времени именно отработке упражнений. Если же заниматься ими время от времени мастерство и профессионализм гитариста повышаться не будут.


Заключение

Материал, рассмотренный в работе, далеко не исчерпывает того, что необходимо знать о технических приемах игры на электрогитаре профессиональному музыканту. Многие навыки приобретаются в процессе игры гитариста в инструментальных ансамблях и работе индивидуально с педагогом.

При создании настоящей работы особое внимание уделялось основным принципам по организации технических занятий, основным приемам игры на электрогитаре, упражнениям для развития техники правой и левой рук, при правильном выполнении которых можно достичь высоких технических навыков. Но при этом не нужно забывать о том, что все усилия, направленные на виртуозность, должны служить одной цели – исполнению музыки.

«Если ты достиг виртуозности - не стань ее рабом. Будь выше своей техники. Всегда играйте музыку».

«Виртуозы не служат музыке; они заставляют ее служить себе».

«Становясь мастером в музыке, ты, сам того не замечая, достигаешь главного: созидаешь свою душу, личность, становишься истинным человеком».

Жан Кокто.


Список используемой литературы

1. Агаев Д.В. Гитара. Уроки мастерства для начинающих. СПб.: 2009.

2. Борисевич В.Г. Анализ и устранение ошибочных действий // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы III международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2008 г. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 27-30.

3. Борисевич В.Г. Исполнительская культура учащихся в свете концепций развивающего обучения // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть III. – М.: ИХО РАО, 2007. – С. 25-30.

4. Борисевич В.Г. Особенности музыкального развития учащихся в процессе обучения игре на классической гитаре // Современное музыкальное и художественное образование (опыт, проблемы, перспективы): Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся в декабре 2005 г. – М.: МГПУ, 2006. – С. 215-217.

5. Борисевич В.Г. Особенности формирования исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы II международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2007 г. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2007. – С. 83-85.

6. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. – 2008. – №2. – с.78-80.

7. Борисевич В.Г. Проблемы обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию Московского городского педагогического университета. – М.: МГПУ, 2006. – С. 127-130.

8. Борисевич В.Г. Формирование исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования // Современные проблемы педагогики искусства: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в октябре 2006 г., посвященной памяти педагога и ученого Л.В. Горюновой. – М.:МГПУ, 2007. – С. 130-134.

9. Гитмана А. Донотный период начального обучения гитариста. Москва, «Престо», 2003.

10. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. Москва, «Престо», 2002.

11. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 2001.

12. Я учусь играть на гитаре. Составитель В. Иванова. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления совершенствования исполнительской техники учащихся в классе гитары

В работе рассматриваются психофизиологический и методический аспекты совершенствования исполнительской техники учащихся - гитаристов....

Реферат на тему "Развитие исполнительской техники музыканта-духовика"

В работе раскрываются этапы формирования исполнительского аппарата учащегося класса духовых инструментов....

Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.03. «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» основной профессиональной образовательной программы МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» по специальности 53.02.01

Комплект контрольно-оценочных средств разработан для проверки освоения профессиональных и общих компетенций по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники", 1 курс 1 семестр, форма ...