«Программные» и «непрограммные» произведения 5 класс
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Башкирова Ирина Викторовна

Цель: дать детям понятие «объявленная» программа музыкального произведения.

Задачи:

1.     Научить определять музыкальный образ произведения по элементам музыкальной речи.

2.     Уметь находить связи между изучаемыми произведениями, расширять музыкальный кругозор.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения разного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_programmnye_i_neprogrammnye_proizvedeniya.doc98.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Программные» и «непрограммные» произведения

Открытый урок музыки в 5 классе

Учитель Башкирова Ирина Викторовна

Барабинск, 2013


           Цель: дать детям понятие «объявленная» программа музыкального произведения.

Задачи:

  1. Научить определять музыкальный образ произведения по элементам музыкальной речи.
  2. Уметь находить связи между изучаемыми произведениями, расширять музыкальный кругозор.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения разного характера.

Ход занятия:

Приветствие.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием «объявленная» программа музыкального произведения, будите определять музыкальный образ произведения по элементам музыкальной речи и находить связи между изучаемыми произведениями.

Учитель: «Что же это значит – «объявленная» программа музыкальных пьес? «Объявленная» - это значит, что данное произведение имеет название. И название произведений в таком случае, дает ключ к пониманию его содержания. Вот, например, пьеса П.И.Чайковского «Болезнь куклы» уже несет содержание в самом названии, а если я вам скажу, что произведение называется «Прелюдия»- это вам о чем-то расскажет?»

Дети: «Нет».

Учитель: «Давайте, мы сейчас на примере ваших произведений попробуем разобраться, что же такое произведения с «объявленной» и «необъявленной» программой.

Музыка требует от слушателя немалого: сосредоточенности, внимания и непременно сопереживания, желания и умения погрузиться в мир музыкальных образов. Ведь слушатель вместе с композитором и исполнителем становится участником «явления» музыки.

Исполнение произведений детьми:

  1. «Осенняя песенка» С.Абелев – исполняет Будко Вика (анализ произведения) – произведение с «объявленной» программой;
  2. «Татарская песенка» - исполняет Кочетова Ксения (анализ произведения) – не точно соответствует «объявленной программе;
  3. «Менуэт» - А.Моцарт – исполняет Денисова Ольга (произведение без «объявленной» программы).

Учитель: Сочинить музыку – дело не простое, это процесс творческий и поэтому очень индивидуальный. Многое зависит от личности композитора, его душевного настроя, от условий жизни.

         Одни сочиняют за роялем, другие - сидя за столом, третьи – во время прогулки. Вот во время одной из таких прогулок, наш современник, композитор Юрий Веснин сочинил произведение, которое я сейчас для вас исполню, а вы во время слушания попытайтесь определить название произведения».

Исполняется произведение «Нежность»; (анализ характера произведения).

Дети пытаются дать название произведению.

Физ. минутка: - «Качели».

Все лето качели качались и пели,

А мы на качелях к небу летели.

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

Лежат на качелях два желтых листа

И ветер качели качает слегка.

(Все движения выполняются под музыку, в соответствии с текстом).

Распевка: пение на одном звуке, «Не летай соловей», «Ноты» и т.д.

Слушание и разучивание песни «Ассоль».

Пение: «Ходики с кукушкой», «Мелодия», «Песенка про носорога».

Итог: песенные композиции почти всегда являются «объявленными» произведениями.

Музыкальные пьесы бывают:

  1. С «объявленной» программой;
  2. Произведения, содержание которых не точно соответствует «объявленной» программе;
  3. Произведения, которые не имеют «объявленной» программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по теме "Системное программное обеспечение компьютера". 7 класс

Кроссворд по информатике для актуализации знаний предыдущего урока на втором уроке раздела "Программное обеспечение"....

Программное обеспечение компьютера (8 класс)

Тема урока: Программное обеспечение компьютера.Цели урока: - образовательная: раскрыть учащимся сущность программного обеспечения компьютера, сформировать понятия «программное обеспечение», ввести кла...

Тематический зачёт на тему: "Программное обеспечение ПК" 10 класс.

Тематический зачёт на тему: "Программное обеспечение ПК" 10 класс....

Прохождение программного материала за 8 класс. Тесты.

Контрольно-измерительные материалы...

Прохождение программного материала за 7 класс. Тесты.

Контрольно-измерительные материалы....

Тестовые задания по теме «Аппаратное и программное обеспечение компьютера» 10 класс

Тестирование по теме "Аппаратное и программоное обеспечение компьютера" для 10 класса...