Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Басова Ирина Сергеевна

Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе на тему: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора В.-А.Моцарта;
  • Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;
  • Развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки.

Используемое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, акустическая система.

Материалы к уроку: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», стихотворение «Реквием» С.Граховского, произведения В.-А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада», хор из оперы «Волшебная флейта»,«Лакримоза», компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Скажите, какую тему мы начали обсуждать на прошлом уроке? («Писатели и поэты о музыке и музыкантах»).

Слайд 1 . Сегодня мы продолжаем обсуждать эту тему, послушайте.

Слайд 2. Слушание: Прелюдия №7 Ф.Шопен

Ребята, вы узнали это произведение, кто композитор?

Как музыка Ф.Шопена вдохновила писателей и поэтов на создание литературных произведений? Какие высказывания, стихи были посвящены ему? (стихи «Горсть земли», «Вальс»; «Клавиши под его пальцами начинают петь…»)

А, сегодня мы будем знакомиться с творчеством великого, гениального композитора. Сейчас вы услышите фрагмент его произведения, которое можно назвать его «визитной карточкой». Попробуйте догадаться, что это за композитор?

Слайд 3. Слушание: фрагмент Симфонии №40 В.-А.Моцарта.

Ребята, вы узнали этого композитора?( верно это В.А.Моцарт)

 Слайд №4.  Может быть,  кто-нибудь знает, как называется это произведение?

Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Ребята, а что вы знаете о Моцарте? Как часто его называют? (гений).        

Слайд 5. Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». Этими словами А.С. Пушкина я хочу начать наше сегодняшнее путешествие в мир жизни, музыки В.А. Моцарта.

Слайд 6. Жители старинного города Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растет чудо ребенок – мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым.

Слайд 7. Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

Слайд 8.Тайну маленького Моцарта раскрыл в своем произведении, в сказке, писатель Геннадий Циферов. Она называется «Тайна запечного сверчка». Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки, слушайте внимательно: (отрывок из сказки)

Ребята, скажите, какую музыку, по вашему мнению, мог бы исполнить на скрипке Сверчок для маленького Моцарта?

Музыкой какого характера вы озвучили бы это литературное сочинение?

А вот такую музыку мог бы исполнить сверчок для маленького Моцарта?

Слайд 9. Слушание фрагмента «Маленькой ночной серенады».

 Каков характер музыки?(Это произведение веселого, светлого характера).

Какие средства музыкальной выразительности придают этому произведению такой радостный, жизнеутверждающий характер?

В каком ладу написано произведение?

Какой темп?

Какой жанр ярко выражен?

Анализ произведения: 1) характер музыки – светлый, радостный, изящный, жизнеутверждающий;

2) ярко выражена танцевальность (жанровость);

3) очень быстрый, даже стремительный темп;

4) мажорный лад,

Слайд 10. Это произведение В.-А.Моцарта называется «Маленькая ночная серенада» (это как бы небольшая симфония – в ней 4 части.)

Серенада – (франц. serenade , ночная прохлада) –  музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с честь возлюбленной.

В 18 веке было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами человека, которого хотели отметить вниманием, музыканты хотели доставить удовольствие и радость своей игрой уважаемому человеку.

Я предлагаю вам послушать «Маленькую ночную серенаду"и подумать какое состояние души композитора запечатлела эта музыка. Обратите внимание – в какой форме написано это произведение?

Слайд 11. Слушание: Рондо из «Маленькой ночной серенады»

 (форма рондо) .

А как вы думаете, почему композитор избрал именно такую музыкальную форму? (здесь она необходима для постоянного утверждения главной музыкальной мысли – ощущения радости, счастья, полноты жизни).

В.-А.Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических, торжественно-парадных, и  даже комически-шутливых.  Таким примером стала  опера –сказка, в которой есть злые и добрые волшебники, львы, тигры, герои - искатели приключений.

Слайд 12. Эта опера называется «Волшебная флейта». 

Что такое флейта? (Дудочка. Деревянный духовой инструмент). А «волшебная» она потому, что когда на ней играл главный герой -принц Тамино, все вокруг становилось сказочно прекрасным, и все злодеи делались добрыми.

Послушайте хор из этой оперы.

Слушание  Хор «Откуда приятный и нежный тот звон»  из оперы «Волшебная флейта»

Какая музыка по настроению? ( Веселая, светлая, легкая). Какими средствами музыкальной выразительности достигается такое настроение? Какой лад, темп, регистр, тембр?(мажор, темп быстрый, звуки высокие, колокольчики).

Хотите, вместе споем этот хор? Послушайте, как он звучит на русском языке.

Исполнение хора из оперы.

Перед разучиванием давайте немного распоемся. Распевание («тра, ля, ля» в 3-ех тональностях).

Разучивание хора. (Работать над легким полетным звуком и чистым интонированием скачков в 4 фразе, работать над фразой, мягкими окончаниями, точно выполнять все паузы.)

Как нужно спеть, чтобы не заглушить звуки волшебной флейты и колокольчиков? ( Светло, легко, нежно).

Звучанием какого инструмента мы можем украсить это произведение?

Работа с треугольником.

 Музыка Моцарта светлая, солнечная. В ней удивительным образом сочетаются стройность и гармоничность. Но во всей истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки, разочарования. И поэтому не следует удивляться, когда Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А.Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки,

Слайд 13.  о котором восклицал: «Великий солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием.

Слайд 14. Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершенной». Реквием был заказан Моцарту неким загадочным незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора. Моцарт принялся за работу в то время, когда болезнь уже подтачивала его силы.

Слайд 15. Душевное состояние автора с огромной драматической силой передал в трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин:

Инсценирование фрагмента (репетиционная работа проводилась заранее).

Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер.

«Реквием» - довольно крупное сочинение, оно состоит из 12 частей. Сейчас прозвучит самая короткая, но,  несомненно самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». (Выключить свет!)

Слайд 16. Слушание «Лакримоза»

Конечно, никого не может оставить равнодушным это музыка. Я вижу печаль в ваших глазах. Ребята, какое впечатление на вас произвела эта музыка? Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая скорбь, овеяна дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного.)

Какие чувства выражает она? ( Печаль, скорбь, волнение, грусть…)

На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? Послушайте, как звучит вступление. Что вам представляется? Что оно напоминает?

 (Играю вступление  на фортепьяно)

(Как будто кто-то плачет… Мелодия основана на интонации вздоха, плача).

Да, это слезы утраты . Это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

В каком ладу написано произведение?

А теперь послушайте, как заканчивается произведение?

(Играю окончание на фортепиано)

Каким аккордом заканчивается?(мажорным?) Как вы думаете, почему?

Великая музыка. Одно из самых проникновенных в мировой музыкальной культуре выражение скорби, нежности, печали; отражение глубины понимания Моцартом проблемы жизни и смерти человека. Завершающий мажорный аккорд(Amen!) звучит как утверждение ценности человеческой жизни. Каждый человек оставляет свой неизгладимый след на земле своей жизнью, своими делами. Жизнь прекрасна – так жизнеутверждающе звучит последний аккорд «Реквиема».

Слайд 17. Повторное прослушивание ( на фоне музыки читаю стихотворение «Реквием» С.Граховский)

Душа изныла от чужого горя,

И сердце от чужой беды болит:

Под тёмным сводом Домского собора

Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,

И потянуло холодом от плит,

Когда гремело грозное крещендо

И замирало, уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций

Гудят и задыхаются басы,

И в каждом звуке оживает Моцарт,

Хоть сочтены его часы.

Тревога, нежность, вдохновенья взлёты

Оставили следы в его судьбе,

И понял он уже в разгар работы,

Что сочиняет “Реквием” себе.

Гусиное перо из рук упало,

А музыка живёт и тем сильна,

Что не печалью, а тревогой стала

И жизнью вдохновенною полна.

Слайд 18. Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

Музыка Моцарта заставляет переживать и детей и взрослых. Когда вы вырастите, вы обязательно расскажите о Моцарте своим детям, будете вместе слушать его замечательные произведения. А сейчас я хочу вам сказать спасибо за сотрудничество на уроке, особенно хочу выделить…., и поставить им «5».

Завершая сегодня разговор по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», очень хотелось бы, чтобы вы поняли, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет в литературе (да и в жизни) драматургическую роль, выявляя сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Стихи, посвященные творчеству Шопена, так же как и литературные произведения, вызванные к жизни гением Моцарта, еще раз подтверждают мысль о том, что благодаря музыке появились многие произведения литературы – от незатейливых сказок до шедевров поэзии.

А домашнее задание для вас будет таким: попробуйте себя в роли поэта, попытайтесь сочинить стихотворение о Моцарте, или Шопене, или написать небольшой рассказ.

Я благодарю вас за внимание, на этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Презентация к уроку 6 класс "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация к уроку 6 класс "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....

Презентация к уроку музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. "Ты, Моцарт. Бог..."

Презентация к уроку музыки в 5 классе для знакомства с биографией и творчеством великого австрийского композтора В.А.Моцарта....