Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
проект по музыке на тему

Татьяна Николаевна Кулага

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее дается ученику(це)  отрывок  из поэмы Л. Болеславского "Моцарт ". Подготовлена презентация о Моцарте.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Раздел: Музыка и литература.

 Тема: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Задачи:

  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;        
  • Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора В.-А.Моцарта;
  • Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;
  • Формирование готовности и способности учавствовать в коллективной исполнительской, творческой деятельности;
  • Развитие чувств стиля, умений ориентироваться  в многообразии отечественного и зарубежного музыкального искусства.    

Материалы к уроку: 

Литературные произведения: отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка»,                                                                                       отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»,                                                                                                                                       отрывок из поэмы  Л. Болеславского «Моцарт».                                                              

Музыкальные произведения В. А. Моцарта:                                                                                                                                                                        фрагмент Симфонии №40,                                                                                                                                                                                   «Маленькая ночная серенада»,                                                                                                                                                                                          хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».                                                                                              «Лакримоза» 7 часть  Реквиема,                                                        

Наглядные пособия:

 -  портрет В. А. Моцарт;

-  презентация на тему В. А. Моцарт.

      Основные этапы урока:

  1. Приветствие,  исполнение песни «Сани» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко - 5 мин.
  2. Организационный момент, определение темы – 3 мин.
  3. Знакомство с композитором – 4 мин.
  4. отрывок из сказки В.Цыферова «Тайна запечного сверчка», слушание «Маленькой ночной серенады», работа с карточкой – 5 мин.
  5. Слушание хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта», работа с карточкой– 5 мин.
  6. Рассказ о создании Реквиема, чтение отрывка из трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»  – 10 мин.                                  
  7.  Слушание «Лакримоза»  – 3 мин.                                                                                  

8.   Работа с карточкой –– 3 мин.                                                                                  

9. Отрывок из из поэмы  Л. Болеславского «Моцарт»   – 2 мин                                                          

10. Рефлексия, оценивание детей,объявление Д/З  – 5 мин

Этапы  урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

Эмоциональный настрой.

Художественное исполнение песни

Каждой группе дана карточка с тремя заданиями.

Приветствие детям.

Исполняется новогодняя песня  -  «Сани»

Класс разбит на 4 группы. В каждой группе выбран капитан, который будет оценивать работу учащихся группы.

Исполнять песни современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворного текста.

Восприятие

песни «Сани».

Внимание, сосредоточенность детей, исполнение песни.

2.

Организационный момент, определение темы. Слайд 1. «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».    

Звучит фрагмент Симфонии №40 В.-А.Моцарта

Ребята,  вспомним , музыку каких композиторов мы слушали на предыдущих уроках, каких писателей и поэтов назовете, которые писали о этих музыкантах, о их их музыке.

О каком композиторе , и  музыку какого  композитора мы сегодня будем слушать, нам подскажет сама музыка. Слушаем.

Повторение предыдущего материала.                

Определение темы урока.

О музыке  Г.Свиридова рассказал писатель В. Астафьев «Слово о мастере.  А. Граши «Горсть земли» и Л. Озеров «Вальс» о жизни и музыке  Ф.Шопена».  

Ответ детей- Симфония №40.

3.

Знакомство с композитором В.А. Моцартом.              Слайд 2. 

Слайд 3.  

Слайд 4.

Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Ребята, а вы знаете как часто его называют?-- Гений. С трех лет Моцарт начал играть на клавесине. Когда папа Леопольд Моцарт занимался со старшей дочерью Анной Марией, маленький Вольфганг дотягивался до клавиш и играл созвучия.  К 6 годам стал настоящим музыкантом .

Им восхищались император и императрица, а венская публика выкрикивала «прелестно, прелестно!».  Вся венская аристократия только и говорила о маленьком виртуозе[7]. «Чюдо-ребенок» так его называли.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.

Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти. Дымкой тайны окутано творчество музыканта- с первых детских опытов сочинения музыки мальчиком-вундеркиндом до последнего сочинения его «лебединой песни»- «Реквиема»

Восприятие материала.

Слушание материала.

4.

Слайд 5.     Художественное восприятие.      Знакомство со сказкой В.Цыферова «Тайна запечного сверчка». Звучит «Маленькая ночная серенада».            

Работа с карточкой

Тайну маленького Моцарта раскрыл в своем произведении, в сказке, писатель Геннадий Циферов. Она называется «Тайна запечного сверчка». (Зачитывается фрагмент). (в сказке звучит «Маленькая ночная серенада»).

                                                                   Заполните карточку с первым заданием.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Выполнение задания в карточке

5.

Слайд 6.    Художественное  восприятие и исполнение песни.   Звучит хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

Исполнение песни  «Откуда приятный и нежный тот звон»                

Работа с карточкой.

 О том ,что музыка Вольфгана имеет волшебное звучание вы убедитесь сами, прослушав хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». Сама музыка нам говорит, что эта сказка светлая и добрая.

А теперь попробуем сами исполнить  и тоже хором. Старайтесь передать нежность и теплоту песн своим звучанием.

                                                                   Заполните карточку со вторым заданием.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове. 

  Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Слушание хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

Исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта».

Выполнение задания в карточке.

6-

Слайд 7.

Рассказ о создании Реквиема.

Знакомство с  трагедией А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Слайд 8.

Чтение отрывка из трагедии А.С. Пушкина (учебник с.46) «Моцарт и Сальери»  

 

Звучит «Лакримоза» 7 часть из Реквиема.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» сказал о Моцарте великий русский поэт А. С. Пушкин. Именно музыка Моцарта становится одним из главных действующих лиц маленькой трагедии  А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Еще одна очень загадочная история произошла с Моцартом уже в зрелом возрасте. Однажды к Вольфгану пришел некий загадочный незнакомец, одетым во все черное, и заказал композитору написать Реквием.

Моцарт принялся за работу в то время, когда болезнь уже подтачивала его силы. Он создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием.

Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского-покой, отдых, успокоение.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: (читать письмо Моцарта другу из учебника на стр 45)

Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер.

 Душевное состояние автора с огромной драматической силой передал в трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин.

«Реквием» - довольно крупное сочинение, оно состоит из 12 частей. Сейчас прозвучит самая короткая, но,  несомненно самая прекрасная 7 часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Слушание «Лакримоза»

Пропоем слова Лакримоза по нотам.

На карточке выполните 3 задание.

Восприятие материала.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Воплощать художественно-образное содержание литературного произведения в драматизации.

.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Слушание материала

  На стр 46 из учебника дети по ролям читают отрывок из трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина

Исполнение двух тактов Лакримозы.

Выполнение задания в карточке.

7.

Слайд 9.

Сегодня урок, посвященный В.А. Моцарту,  (--).завершит словами из поэмы Льва Болеславского «Моцарт».

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Ученик (ца) читает отрывок из поэмы «Моцарт» Льва Болеславского, заранее подготовленного.

8.

Слайд 10.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

Вопросы:

1. Какие музыкальные произведения слушали на уроке?

2. Какие литературные сочинения прозвучали на уроке и каких писателей и поэтов?

3. Какую роль музыки играет в литературе?

 А домашнее задание для вас будет таким: попробуйте себя в роли поэта, попытайтесь  найти или сочинить стихотворение на выбор о Моцарте,  Шопене, Свиридове или  написать небольшой рассказ.

Я благодарю вас за внимание, на этом наш урок закончен.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. 

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Симфонии №40, .«Маленькая ночная серенада», хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта», «Лакримоза» 7 ч. из Реквиема.

                               Геннадий Циферов.  «Тайна запечного сверчка», трагедия «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин, поэма "Моцарт" Льва Болеславского).

Благодаря музыке появились многие произведения литературы – от незатейливых сказок до шедевров поэзии. Не появились бы  литературные сочинения, если бы не было таких гениев как  Свиридов, Шопен, Моцарт?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел: Музыка и литература. Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Слайд 2

Вольфганг Амадей Моцарт ( 1756-1791) 18 век Родился в г. Зальцбурге в Австрии

Слайд 5

Геннадий Михайлович Цыферов

Слайд 6

Опера «Волшеб-ная флейта»

Слайд 7

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». Александр Сергеевич Пушкин Трагедия «Моцарт и Сальери»

Слайд 8

Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского-покой, отдых, успокоение.

Слайд 9

Болеславский Лев Ионович Поэма "Моцарт".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта....

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Тема урока : Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель:   Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...

Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....