Музыка в школе 4 класс
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Согласовано» Руководитель МО Художественно-эстетического цикла ____________ Протокол № _____ от ______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Бугаёва Л.В. « ____» ____________2013г. | « Утверждаю» Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Сидорова Т.Н. Приказ № _____ от « ____» ____________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«МУЗЫКА»
в 4 классе
Учитель Кононова О.Н.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2013 года, авторской рабочей программой «Музыка 1-4 классы» предметной линией учебников Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение 2013год», инструктивно-методическим письмом «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• накопление багажа музыкальных впечатлений; интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.
Критерии отбора— это художественная ценность музыкальных произведений, их
воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и
сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 4 классе в объеме не менее 34 часа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар тину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, 'народов и религии на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- — умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка -/умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей" действительности, участие в музыкальной жизни-класса," школы, города и др.;
—уважительное отношение к культуре других народов; сформирбваннбсть эстетических потребностей, "ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащих ся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
' — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в-процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольой музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной \ рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
—^приобретение умения осознанного построения речевого высказывания^ о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлсниями о музыке»и личностной оценкой ее содержания,
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления 6 роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том чи'ле на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и/осознанно относиться к музыке различных направлений:. фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластич
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате, изучения музыки выпускник 4 класса научится:
-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к"нёму в различных видах деятельности;и
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора россии,! сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• соотносить выразительные и изобразительные интонат ции, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,'.воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; _
..' • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных худоайственшдх-ебраэев; , "г /
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки,- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание курса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр Троицын день.
Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | ||||
I. | Тема №1. “Россия – Родина моя” | 3 ч. | ||||
II. | Тема №2. “День, полный событий” | 6 ч. | 1 ч. Обобщающий урок по теме | |||
III. | Тема №3. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 2 ч. | ||||
IV. | Тема №4. “В концертном зале” | 6 ч. | 1 ч. Обобщающий урок по теме | |||
V. | Тема №5. “В музыкальном театре” | 6 ч. | ||||
VI. | Тема № 6. “О России петь – что стремиться в храм» | 4 ч. | 1ч. Обобщающий урок по теме | |||
VII. | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 7 ч. | 1ч. Тестирование | |||
Итого | 34 ч. | 4 ч. |
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план.. | Дата фактич. | Конт роль | Характеристика основной деятельности учащегося |
1ч 1. | Россия – Родина моя . Мелодия. Ты запой мне эту песню…»Что не выразишь словами, звуком на душу навей... | 1 | 4-а 2.09 4-б 5.09 | стартовый | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» | 1 | 9.09 12.09 | Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. | ||
3. | «Я пойду по полю белому.». На великий праздник собралася Русь! | 1 | 16.09 19.09 | |||
4. | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | 23.09 26.09 | беседа | ||
5. | День, полный событий. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». | 1 | 30.09 3.10 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литератур- ных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). Определять виды -музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных | ||
6. | «Что за прелесть эти сказки». Три чуда.. | 1 | 7.10 10.10 | викторина | ||
7. | Ярморочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | 14.10 17.10 | |||
8. | «Приют сияньем муз одетый..» | 1 | 21.10 24.10 | |||
9. | Обобщающий урок 1 четверти | 1 | 28.10 31.10 | Фронтальный опрос | ||
2ч 10 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор –имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | 11.11 14.11 | Различать тембры народных му.1 зыкальных инструментов и оркестров. / Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. ) Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты музыкальных импровизаций и сочинения на предлагаемые тексты. Понимать значение преобразующей силы музыки | ||
11 | Оркестр русских народных инструментов.»Музыкант-чародей». Белорусская нар. сказка | 1 | 18.11 21.11 | |||
12 | В концертном зале Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо | 1 | 25.11 28.11 | . Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. распознавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.. Соотносить особенности музыкального языка Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению | ||
13 | Старый замок. Счастье в сирени живет .. | 1 | 2.12 5.12 | |||
14 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы. | 1 | 9.12 12.12 | |||
15 16 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти | 1 1 | 16.12 19.12 23.12 26.12 | Фронтальный опрос | ||
3ч 17 | В музыкальном театре Зимние утро, вечер . Зимние образы в музыке. | 1 | 30.12 16.01 | Оценивать и соотносить содержае ние и музыкальный язык народного и . профессионального музыкального творчества разных стран мира. ;) Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов •музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Анализировать и соотносить вы| разительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | ||
18 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим | 1 | 13.01 23.01 | |||
19 | Сцена в лесу | 1 | 20.01 30.01 | |||
20 | «Исходила младешенька». | 1 | 27.01 6.02 | |||
21 | Русский Восток. Сезам ,откройся! Восточные мотивы | 1 | 3.02 13.02 | |||
22 | Балет «Петрушка». | 1 | 10.02 20.02 | |||
23 | Театр музыкальной комедии.. | 1 | 17.02 27.02 | |||
24 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд Шопена. | 1 | 24.02 6.03 | Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров | ||
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | 3.03 13.03 | |||
26 | Обобщающий урок 3 четверти | 1 | 10.03 20.03 | Фронтальный опрос | ||
4ч27 | О России петь – что стремиться в храм Праздников праздник, торжество из торжеств Ангелвопияше. | 1 1 | 17.03 3.04 | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | ||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник Пасхи. | 1 | 7.04 10.04 | |||
29 | Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. | 1 | 14.04 17.04 | |||
30 | Народные праздники. «Троица» | 1 | 21.04 24.04 | Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. | ||
31 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». В интонации спрятан человек. | 1 | 28.04 8.05 | |||
32 | Музыкальный сказочник. | 1 | 5.05 15.05 | |||
3 | Рассвет на Москве-реке. | 1 | 12.05 22.05 | |||
34 | Обобщающий урок. | 1 | 19.05 22.05 | тестирование | ||
Итого 34 часа |
Литература: Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Примерные программы по музыке для начальной школы. Программы общеобразовательных учреждений.
Музыка: Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. - 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9. Критская Е.Д. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. - 32 с. - ISBN 978-5-09-018330-7 Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. - 10-е изд., М.: Просвещение, 2010. - 127с.: ил. - ISBN 978-5-09-024331-5.
Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект звукопроизводящей аппаратуры /микрофон, усилитель звука, динамики/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)
Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока: Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепция ...