Музыка в школе 4 класс
рабочая программа по музыке на тему

Кононова Ольга Николаевна

Рабочая программа Е.Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc181 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

Художественно-эстетического цикла   ____________

Протокол №     _____

от ______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________ Бугаёва Л.В.

« ____» ____________2013г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________  Сидорова Т.Н.

Приказ № _____ от

« ____» ____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«МУЗЫКА»

в  4 классе

Учитель Кононова О.Н.

2013 – 2014 учебный год

                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2013 года, авторской рабочей   программой «Музыка 1-4 классы» предметной  линией  учебников  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва  «Просвещение  2013год», инструктивно-методическим  письмом  «О  преподавании  предмета «Музыка»  в общеобразовательных  учреждениях  Белгородской  области в  2013-2014 учебном  году».

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 Задачи музыкального образования младших школьников:

 • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

• накопление багажа музыкальных впечатлений; интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.

Критерии отбора— это художественная ценность музыкальных произведений, их

воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.  В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и

сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные  произведения. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 4 классе в объеме не менее 34 часа

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар тину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: 

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, 'народов и религии на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- — умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка -/умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей" действительности, участие в музыкальной жизни-класса," школы, города и др.;

уважительное отношение  к культуре других народов; сформирбваннбсть эстетических потребностей, "ценностей и чувств;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащих ся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

 — овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

' — освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера  в-процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольой музыкально-эстетической деятельности;

— освоение начальных форм познавательной и личностной \ рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

—^приобретение умения осознанного построения речевого высказывания^ о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование  у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлсниями о музыке»и личностной оценкой ее содержания,

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,

цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  — формирование представления 6 роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  — знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

 — формирование основ музыкальной культуры, в том чи'ле на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 — формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;  

 умение эмоционально и/осознанно относиться к музыке различных направлений:. фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластич 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате, изучения музыки выпускник  4  класса научится:

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к"нёму в различных видах деятельности;и 

 ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора россии,! сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интонат ции, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,'.воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; _

..'    общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных худоайственшдх-ебраэев; , "г /

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки,- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание  курса:

Раздел 1. «Россия — Родина моя»       Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

 Раздел 2. «День, полный событий»       «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»       Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

 Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»       Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр Троицын день. 

Раздел 6. «В концертном зале»       Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Раздел 5. «В музыкальном театре»        Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»       Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные и практические

Контрольные и

диагностические

материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”  

3 ч.

II.

Тема №2. “День, полный событий” 

6 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

III.

Тема №3. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

2 ч.

IV.

Тема №4. “В концертном зале”

6 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.

VI.

Тема № 6. “О России петь – что стремиться в храм»

4 ч.

1ч.

Обобщающий урок по теме

VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

7 ч.

1ч.

Тестирование

Итого

34 ч.

4 ч.

Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата план..

Дата

       фактич.

Конт

роль

Характеристика основной деятельности учащегося

1ч 1.

Россия – Родина моя .

Мелодия. Ты запой  мне эту  песню…»Что  не  выразишь  словами, звуком  на  душу  навей...

1

4-а   2.09

4-б 5.09

стартовый

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

 2.

Как сложили  песню. Звучащие картины «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»  

1

9.09

12.09

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно,     интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.

 3.

«Я пойду по полю белому.».

На  великий  праздник  собралася  Русь!

1

16.09

19.09

 4.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

23.09

26.09

беседа

5.

День, полный событий.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

1

30.09

3.10

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литератур- ных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.).     Определять виды -музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании   различных   музыкальных

 6.

«Что за прелесть эти сказки». Три  чуда..

1

7.10

10.10

викторина

 7.

Ярморочное гулянье.

Святогорский монастырь.

1

14.10

17.10

 8.

«Приют сияньем муз одетый..»

1

21.10

24.10

 9.

Обобщающий урок 1 четверти

1

28.10

31.10

Фронтальный опрос

10

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Композитор –имя ему народ.

Музыкальные инструменты России.

1

11.11

14.11

Различать тембры народных му.1 зыкальных инструментов и оркестров. /   Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. )    Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты музыкальных импровизаций и сочинения на предлагаемые тексты. Понимать значение преобразующей силы музыки

11

Оркестр русских народных инструментов.»Музыкант-чародей». Белорусская нар. сказка

1

18.11

21.11

 12

В концертном зале

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации  на  тему рококо

1

25.11

28.11

. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.  распознавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать   художественный смысл различных музыкальных форм.. Соотносить   особенности  музыкального языка

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому  изображению

13

Старый замок. Счастье в сирени  живет ..

1

2.12

5.12

 14

Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы.

1

9.12

12.12

15

16

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

Обобщающий урок 2 четверти

1

1

16.12

19.12

23.12

26.12

Фронтальный опрос

3ч 17

В музыкальном театре

Зимние утро, вечер . Зимние образы в музыке.

1

30.12

16.01

Оценивать и соотносить содержае ние и музыкальный язык народного и . профессионального   музыкального  творчества разных стран мира. ;)    Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Анализировать и соотносить вы| разительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать   художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

18

Опера  «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим

1

13.01

23.01

19

Сцена в лесу

1

20.01

30.01

20

«Исходила младешенька».

1

27.01

6.02

 21

Русский Восток. Сезам ,откройся! Восточные мотивы

1

3.02

13.02

 22

Балет «Петрушка».

1

10.02

20.02

 23

Театр музыкальной комедии..

1

17.02

27.02

24

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд Шопена.

1

24.02

6.03

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.  Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров

25

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

3.03

13.03

26

Обобщающий урок  3 четверти

1

10.03

20.03

Фронтальный опрос

4ч27

О России петь – что стремиться в храм

Праздников  праздник, торжество из торжеств Ангелвопияше.

1

1

17.03

3.04

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.                

 28

Родной обычай старины.

Светлый праздник Пасхи.

1

7.04

10.04

 29

Святые земли русской.

Кирилл и Мефодий.

1

14.04

17.04

 30

Народные праздники. «Троица»

1

21.04

24.04

Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей  разных стран мира.          

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

31

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

 В интонации спрятан человек.

1

28.04

8.05

32

Музыкальный сказочник.

1

5.05

15.05

 3

Рассвет на Москве-реке.

1

12.05

22.05

34

Обобщающий урок.  

1

19.05

22.05

тестирование

                           Итого 34 часа


Литература: Федеральный   компонент  Государственного    стандарта  общего  образования.                           Примерные  программы  по  музыке  для  начальной  школы. Программы общеобразовательных учреждений.

Музыка: Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. - 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9. Критская Е.Д.    Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. - 32 с. - ISBN 978-5-09-018330-7 Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. - 10-е изд., М.: Просвещение, 2010. - 127с.: ил. - ISBN 978-5-09-024331-5.

         Дополнительную информацию по методике преподавания  музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.

Оборудование:  музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект  звукопроизводящей  аппаратуры /микрофон,  усилитель звука,  динамики/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019

     Рабочая  программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования. Концепция ...