Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании
статья по музыке по теме

Плоскова Елена Анатольевна

В статье раскрывается применение проектно-исследовательских технологий на уроках музыки в средней школе, а также во внеклассной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskie_tekhnologii.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании.

                                                              Плоскова Елена Анатольевна, учитель музыки

                                                                   МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района 

 

                 Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу, так или иначе затрагивающему ее; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску нового знания в той или иной области; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности, находить нужную информацию, будь то справочная литература или Интернет-сети, оценивать её, интерпретировать.... Т.е. это должна быть личность успешная, способная к самообразованию и саморазвитию. Поэтому, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.

                   Возникает вопрос: как это сделать, в том числе и в музыкальном воспитании? Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить учебно-воспитательный процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании?

                Известна китайская пословица (слайд). Действительно (исследования Х.Е.Майхнера), при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что слышат и видят. В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами.

              Значит, в центре внимания педагога должны быть активные формы обучения, являющиеся основой развития познавательной компетентности школьника, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывающем знания. Поэтому мне хочется остановиться на проектно-исследовательских технологиях как продуктивном, эффективном и деятельностном  способе,  принятом в педагогической практике современной школы. Данные технологии не новы, но они изучаются, практикуются и совершенствуются в трудах наших исследователей, учёных-педагогов В. В. Давыдова,  Д. Б. Эльконина, Н.И. Дереклеева, А.В. Масленникова, С.Т. Шацкого, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, а также в нашей с вами педагогической практике.

                Как происходит применение данных технологий в урочной и внеклассной деятельности в области музыкального воспитания?

                Каждая технология имеет своё место в учебном процессе, будь то проект или исследование, а порой они совмещаются, превращаясь в одно увлекательное, яркое и запоминающееся действо. Как правило,  любой проект или исследование строится в соответствии со всеми принципами, структурой данных материалов.

                Подготовительный этап начинается уже в начальной школе с элементарных мини-проектов и исследований. Например, это могут быть исследования, творческие пробы с собственным голосом, исследуя его и подбирая нужный вариант: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики музыкального образа. Ребята составляют мини-проекты концертов для мам, для малышей.

                  В средних классах – это проекты концертов симфонической музыки, бардовской песни. При изучении темы «Путешествие в музыкальный театр», ребята исследуют, как и кем создается музыкальный спектакль, исследуются программки, афиши к спектаклям, театральное «закулисье».  У каждого рождается либретто своего собственного музыкального произведения, дети пробуют себя в роли главного художника, декоратора театра. После анализа музыкальных характеров персонажей балета создаются эскизы  костюмов и декораций  к сценам.

                 Широко практикую проекты уроков-путешествий, конференций, уроков-исследований, посвящённых творчеству того или иного композитора, музыкальной атмосфере определённой эпохи, для которых знания добываются  в ходе исследовательской деятельности. С интересом  ребята делают доклады, рефераты, тематические проекты-презентации. Обучающийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ребенка  логическое мышление, формирует навыки творческой  и проектно-исследовательской деятельности, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

         При завершении изучения курса «Музыка» на основе проектно-исследовательской деятельности в качестве итоговой аттестации ребята в течение полугода выполняют зачётные работы. На выбор предлагаются несколько различных форм  и тем проектов и исследований на интересующую тему. Цель  - контроль за качеством знаний учащихся, развитие творческих способностей, навыков исследования и проектирования. При этом это могут быть как индивидуальные так и групповые формы выполнения работ.

            Виды проектных работ:

  1. практико-информационный проект - изготовление фотоальбома, буклета, учебного пособия, аудиоальбома, видеофильма, газеты, мультимедийного диска на музыкальную тему. Примеры темы: «Музыкальная жизнь нашей школы (села, района)» - с использованием фотографий, газетных вырезок, интервью, репортажей; «Музыкальный словарь в  форме книги, буклета;
  2. творческий - изготовление макетов, музыкального инструментария с последующим представлением на школьной выставке, применением на уроках; сольное музыкальное выступление на школьном, сельском уровнях; проявление музыкально-литературного творчества (эссе, поэзия, сочинение, проект музыкально-литературного альбома);
  3. игровой (ролевой) – подготовка и проведение беседы на музыкальную тему для определённой аудитории, викторины, музыкального вечера (побывать в роли учителя, организатора, ведущего, постановщика, артиста). Например: «Музыкальная гостиная», «Музыкальная коллекция», «Музыкальная машина времени».

Предлагаемые темы исследовательских работ:

«О влиянии музыки на жизнь нашей семьи»

«Использование музыки на немузыкальных уроках»

«Песни моей бабушки»

«Кино и музыка» (Зачем в кино музыка?)

«Изучение стилей и направлений молодежной музыки»

«Детские дискотеки: за и против»

«История одного инструмента»

«Особенности церковной музыки»

«Хип-хоп: образ жизни или дань моде?»

«Определяем качество звучащей музыки»

                Выполненные  работы презентуются на итоговых уроках музыки, школьной учебно-исследовательской конференции, используются на учрежденческих мероприятиях. Материалы и продукты проектов становятся  основой для оформления кабинета музыки, выставок, экспозиций.

               Наиболее одарённые и увлечённые ребята выходят за рамки уроков  и проектно-исследовательская работа продолжается для них и в старшем звене. В основном – это участники вокально-хоровых коллективов «Лирика» и «Синяя птица». Такие ребята входят в состав научного общества учащихся «Шаг в науку», созданного в нашей школе. Для них проводятся занятия, обучающие семинары, консультации по методике проведения исследований, оформлению работ. При этом сохраняется и усиливается взаимосвязь музыки с другими предметами – экологией, биологией, физикой, историей, краеведением, языкознанием… Поэтому темы для проектов и исследовательских работ могут быть самые разнообразные. Например, как и какая музыка влияет на растения, на животных, на работоспособность учащихся, на утомляемость, на психические процессы, можно исследовать природу звука (акустика, звуковые волны), создавать проекты-релаксации. В области краеведения интересны фольклорные исследования, проекты-летописи творческих коллективов, культурных особенностей региона. Со своими проектами и исследованиями  наши ребята принимают успешное участие на творческих конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня – районные экологические и краеведческие конференции, конкурсы медиапроектов, творческие конкурсы РЦДО, КРИРОиПК, республиканские конференции ЮнИОС, «Отечество – Земля Коми» и др.

         Краткий обзор некоторых проектов, рождённых в стенах нашей школы и которые заслуживают внимания.

         Проект-презентация «Музыки связующая нить». Это проект гражданско-патриотического направления на основе систематизированного материала о деятельности наших вокально-хоровых коллективов в данном направлении. Каждый слайд презентации, озаглавленный песенной фразой из репертуара коллективов  и проиллюстрированный  фотофрагментами их деятельности, связан с летописью Великой Отечественной войны, событиями, в которых участвуют хористы и вокалисты. Проект был представлен вокалистами и хористами на республиканском конкурсе «Отечество моё – Россия» и был удостоен Диплома победителя в номинации.  

          Игровой проект  - постановка детской оперетты «Осенние проделки Лешего» был подготовлен и реализован  вокальной студией во всех детских садах нашего села, а также в начальной школе. В 2010 году этот проект был представлен на международном конкурсе профессионального мастерства «Учитель-музыкант в контексте современной культуры» в г. Санкт-Петербурге и удостоен Диплома и звания дипломанта.

         Благотворительный проект «Парус надежды» направлен на организацию досуговой и концертной деятельности для воспитанников детского приюта.

         Интересен проект «Неделя музыки и театра» представленный в форме деловой игры, когда вся школа превращается в символический театр со своей структурой, репертуаром, мастерскими, в котором в течение недели происходят увлекательные музыкальные события – концерты, игры, путешествия, конференции, олимпиады, выставки…

                             

               Таким образом, мы видим, что создание в школе условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Подобная  работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства.  Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования»

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к ...

Аналитическая справка о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии

Аналитическая справка  о применении проектно – исследовательской образовательной технологии учителем биологии...

Технология проектно-исследовательской деятельности как средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития

Ориентация на новые цели образования – компетенции- предусматривает не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Инновационная образов...

Мои инновации в образовании. Использование проектно-исследовательской технологии.

Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности и творческого потенциала учащихся в практике обучения иностранным языкам....

IT-технологии в музыкальном образовании

Жизнь человечества в XXI веке сопровождается стремительным развитием IT-технологий передачи и хранения информации, имеющих глобальное культуростроительное значение. Пожалуй, нет ни одной области челов...

Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...