Мои инновации в образовании. Использование проектно-исследовательской технологии.
статья по английскому языку на тему

Сидякина Татьяна Владимировна

Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности и творческого потенциала учащихся

в практике обучения иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_innovatsii_v_obrazovanii.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ СРЕДИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ»

Номинация

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Тема

Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности и творческого потенциала учащихся

в практике обучения иностранным языкам.

Сидякина Татьяна Владимировна –

 учитель английского языка

МКОУ Аннинская СОШ № 6

Аннинского муниципального района Воронежской области

2015 год

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный”

М.Монтель.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни требуются активные, мобильные и творческие люди. Это своеобразный запрос, требование, которое выдвигают работодатели, то, чего не хватает современному подрастающему поколению.

В связи с переходом на ФГОС появились ориентиры на достижение личностных результатов, таких как личностная и социальная зрелость, проявляемая ребенком в индивидуальной и совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, со взрослыми), в социальном поведении. Одно из требований, выдвигаемых в системе целевых ориентиров, состоит в следующем: ученик успешен, если он развивается как личность (мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку достижений своей деятельности).

       Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Именно в этой связи особенно актуальной становится проектная и исследовательская работа обучающихся, которую принято относить к инновационным педагогическим технологиям, фиксируя внимание на ее новизне, прогрессивной роли в образовании и возможности воспроизводить, тиражировать в педагогической практике.

На уроках иностранного языка стараюсь привить любовь детей к своему предмету, уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка, показать его значимость в современном мире. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я на своих уроках использую следующие педагогические технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов и исследовательскую деятельность, элементы здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная, технология бесполезна, если в неё не вложить личный творческий потенциал учителя.

          Приоритетным направлением в моей работе является использование  проектной и исследовательской технологий. Проектная технология значительно повышает уровень владения языковым материалом, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, учит его добывать необходимые знания, самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться. Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога - довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития. Хочется отметить, что все объективные и субъективные трудности работы над исследовательскими проектами по иностранному языку преодолимы при четком их осознании, глубокой заинтересованности педагога, желании самосовершенствования. Это трудная, но очень интересная работа открывает новые горизонты знаний для ребят, обогащает информационно и эмоционально, позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений полноправного партнерства между педагогом и учащимся.

Анализируя свою работу, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, развитие инновационных характеристик личности, умение находить нестандартные решения, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков.

Формирование умений и навыков английской речи не ограничивается только уроками. Мы продолжаем эту работу во внеурочной деятельности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Также ребята с удовольствием принимают участие в школьных мероприятиях, например, «Страноведческой викторине», создании стенгазеты на английском языке посвященной декаде филологических наук, в исполнении английских песен и постановке английских сказок.

Метод проектов становится очень популярным, и это объясняется тем, что проектная деятельность позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся самостоятельность мышления, весь спектр интеллектуальных умений критического и творческого мышления. В основе метода проектов лежит проблема, которая рассматривается в развитии, постепенно, при использовании разнообразных интеллектуальных умений, научных и, если нужно, экспериментальных методов, приводит учащихся не просто к решению проблемы, но и к реализации полученных результатов в конкретном продукте. Это позволяет учащимся наглядно увидеть, каким образом можно применить полученные знания, результаты исследования.

   Главная цель обучения иностранному языку – это коммуникативная компетенция учащихся. Проектная и исследовательская деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

В средней школе в 5-9 классах мы выполняем мини – проекты в конце каждой изученной темы. В процессе подготовки учащиеся используют полученные знания по теме, развивают умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, классифицировать и структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (предполагаемого или возможного объекта или состояния, прототипа, прообраза). В конце учебника дается пошаговая инструкция к выполнению мини-проекта, здесь главное, чтобы дети поняли, что от них требуется. Нарисованная картинка, презентация – это не проектная деятельность. Важно, чтобы действительно были проведены опросы, эксперименты, наблюдения, в ходе которых были сделаны соответствующие выводы. Учащимся очень нравится готовить проекты, представлять результаты своего исследования в виде постера или презентации, доказывать, кто же прав, аргументируя свою точку зрения.

        Если проектный метод предполагает процесс разработки и создания проекта, то что же предполагает исследовательский метод? Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации.

Организация учебно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

К сожалению, часто не видят разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляют с обучением по «методу проектов».

Таким образом, возникла необходимость обратиться к теории. Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И если проектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование — бескорыстный поиск истины. «Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Это один из видов познавательной активности человека. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Таким образом, проектирование  и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. В отличие от проектирования исследование - всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. Заметим, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетается в другую.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе формирование исследовательской культуры каждого ученика. Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1) Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2) Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм. изучения темы, а также важнейшие общеучебные умения.  

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения. Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и ученик. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значение для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждения интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий. Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации.

Оснащение кабинета английского языка компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, электронными пособиями и учебниками способствует повышению качества современного образовательного процесса.

 Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

       Процесс бурной информатизации общества, реформировавший систему образования, делает значимым для развития человека умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит организация научно – исследовательской деятельности.

Учебно – исследовательскую работу я организую с учащимися по двум направлениям:

- урочная учебно – исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные внутришкольные проекты, творческие домашние задания, международные проекты и др.

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; курсовые работы по предмету; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога на этапах организации исследовательской деятельности различна.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

- положительное отношение к ребенку;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- признание права личности быть непохожей на других;

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Руководство учебно – исследовательской деятельностью помогает творчески развиваться и самому педагогу.

Например, в процессе работы учитель может усовершенствовать методику исследования или обобщение результатов исследования и др.

Иными словами проектная культура учителя — составная часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем. Проектно-деятельностный уровень умений учителя сегодня определяет его профессионализм.

В течение всех лет, что я работаю в школе, веду кружки по английскому языку «Интерлингва», «Полиглотик» и «Дорогами Англии», куда приходят заинтересованные ребята.         Именно в рамках этих кружков и индивидуальной работы с учащимися осуществляется научно-исследовательская деятельность по предмету.

С чего начинается научно-исследовательская работа?

Этап 1. Поиск темы. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что чаще всего это связано с тем, что наиболее интересно ученику.  Иногда я советую ученику тему, иногда она выбирается по совету родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Этим во многом определяется успех исследования. Тема должна быть актуальной, инновационной,  исследовательской, практически значимой. Она не должна быть широко сформулированной, потому что в этом случае затрудняется конкретизация материала, ослабляется проблемность, концептуальность анализа. Поэтому найти удачную тему не так-то просто.

Этап 2. Процесс исследования. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Поэтому я руковожу составлением плана-графика выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования. В этом я им тоже помогаю.

Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования. Психологи рекомендуют начинать занятия научной деятельностью с 12-13 лет. В этом возрасте дети уже способны при помощи педагога добывать знания из научной и научно-популярной литературы, сравнивать разнообразные данные, использовать термины, анализировать спорные моменты. Сложнее детям делать выводы и умозаключения. Здесь ребятам особенно необходима моя помощь.

Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Компоненты исследовательской культуры:

  1. Умения и навыки работы с источниками информации.
  2. Мыслительные умения и навыки.
  3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Этап 3. Защита исследовательской работы.

1. Подготовка сообщения по исследованию.

2. Обсуждение научной проблемы и итогов исследования вместе со своими «коллегами».

3. Выступление с докладом о результатах на занятии  кружка или на уроке.

4. Выступление на школьной научно-практической конференции.

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Значительно расширяется кругозор учеников в области иноязычной коммуникации. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Немаловажным считаю то, что научное исследование способствует моему профессиональному росту, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать моих учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Результативность работы.

1. Научно-практическая конференция.

        Подготовка к научно-практической конференции (НПК) – одно из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся. НПК являются итогом многомесячной исследовательской творческой деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством учителя. Являясь своеобразным психологическим тренингом, НПК дает ребятам возможность раскрыться, проявить определенные качества характера. Как правило, целью НПК является:

- формирование и расширение знаний по предмету;

- развитие мировоззренческих позиций, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;

        - развитие культуры мышления и исследовательских навыков;

- выработка умений и навыков выступления перед большой аудиторией, ведения диалога, решения проблем.

Кроме того, нельзя забывать о том, что НПК способствуют повышению престижа знаний (а это, к сожалению, сегодня все еще остается актуальным).

Вряд ли нужно говорить о том, что НПК является наглядным результатом совместной научно-исследовательской деятельности ученика и учителя и ее значение трудно переоценить.

Ежегодно ребята участвуют в муниципальной ученической научно-практической конференции «Юность: творчество, поиск, успех», показывая отличные результаты и занимая призовые места.

Конференция Научного общества учащихся в ВГУ для школьников,  обучающихся в МКОУ Аннинской СОШ №6, также стала традиционной. В 2013 году свою работу «Английские идиомы - сокровищница языка» представил ученик 11 класса. Автором исследования проделана серьезная работа по изучению идиом английского языка, их классификации и способы перевода их на русский язык. Рассмотрено большое количество примеров, взятых из словарей и художественных произведений. Проведено анкетирование учащихся среднего и старшего школьного возраста для выявления использования ими идиоматических выражений как в английском, так и в русском языке. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую ценность при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на углубленное изучение иностранного языка. Эта работа получила высокую оценку комиссии: Диплом I степени и Диплом имени доктора филологических наук, профессора В.А Лисицкого. В следующем, 2014 году ученик 8 класса представил свою исследовательскую работу «Молодежные субкультуры Британии и России» на XIX конференции Научного общества учащихся в Воронежском государственном университете. Было изучено сходство и различие некоторых молодежных субкультур Британии и России.  Исследовано отношение разных поколений к субкультурам, а так же изучено отношение к ним учеников данной школы путем проведения анкетирования и опроса.  Исследовательская работа помогает расширить социокультурные знания учащихся, повышает уровень владения языком, учит ясно и логично выражать свои мысли. Сравнение роли молодёжных субкультур в жизни подростков разных стран помогает учащимся глубже понять процессы межкультурной коммуникации.  Данная работа тоже была удостоена высокой награды - диплом имени профессора Ю.А. Рылова. В феврале 2014 года ученица 9 класса получила диплом лауреата Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки» и диплом финалиста Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева за свою научно-исследовательскую работу «Сравнительная характеристика фразеологизмов в русском и английском языках». В 2015 году Лауреатом I степени Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки» стал 9-тиклассник с исследованием «Влияние англицизмов на жизнь и речь российских подростков». С этой же работой юное дарование получил диплом имени профессора В.Б. Кашкина в XXX конференции Научного общества учащихся в ВГУ, стал победителем (II место) Всероссийского конкурса творческих работ «Медалинград» и Лауреатом I степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Шаги в науку» (Обнинск), а так же стал победителем (III место) во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в Москве.

2. Участие в конкурсах

        Уже отмечалось, что научно-исследовательская деятельность стимулирует возникновение у ребят познавательного интереса к предмету, активность и самостоятельность мышления, мотивирует их к дальнейшей деятельности. Такой деятельностью является участие в олимпиадах и  во всевозможных конкурсах по английскому языку. Ежегодно мои ученики участвуют в школьном и муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады, а также во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», в Всероссийском конкурсе «Мультитест», в Всероссийском молодежном чемпионате  и конкурсе сочинений по английскому языку. А в 2015 году 2 ученицы 6 класса стали победителями (II и III степени) в Международной лексической олимпиаде по английскому языку «Watchword-2015»

Я стараюсь собственным примером стимулировать моих учеников к активной деятельности и принимаю активное участие в профессиональных конкурсах: III место в муниципальном конкурсе «Учитель года -2014», II место в Всероссийском методическом конкурсе « Интерактивный Учитель -2014. Весенняя капель», лауреат III Международной дистанционной научно-практической конференции педагогов «Педагогический поиск -2014», I место в блиц-олимпиаде «Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС», I место в Международном конкурсе «Мечталкин».

Как учителя меня не может не радовать то, что ребятам нравится мой предмет, что они с увлечением работают на уроках, что растет интерес к научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые раньше ею не интересовались.

В заключение мне бы хотелось вспомнить одну притчу.

Однажды старый Учитель позвал своих учеников и, взяв чистый лист бумаги, поставил на нем точку. Потом он показал лист своим ученикам и спросил их, что они видят.

– Я вижу точку, – сказал первый ученик.

– Я вижу черную точку, – уточнил второй.

– Я вижу жирную черную точку, – подытожил третий.

И тогда Учитель заплакал.

– Почему ты плачешь, Учитель? – удивились ученики.

– Я плачу потому, что все вы увидели маленькую черную точку, но никто из вас не заметил огромного белого листа, – с горечью ответил Учитель.

        Что тут еще добавить? Мы видим мир таким, каким готовы его увидеть. Ребенка нужно с детства приучать к культуре, ощущению, предвкушению и состоянию счастья. Сколько людей несут в себе некую негативно окрашенную энергию! Они сами мучаются от подстерегающих их несчастий и болезней, переживаний и вечного предчувствия горя и сильно влияют на окружающих, заражая их безверием, состоянием страха и подозрительностью. Я убеждена, что на самом деле все зависит от той концепции жизни, которую человек выбирает для себя. И «предметное обучение – это повод для радостного, интересного, счастливого вхождения ребенка в жизнь».

         Исследовательская деятельность может стать тем средством, которое поспособствует развитию ученика, поможет развить у ребенка умение учиться, сформирует его модель мира. Ведь та тайная жизнь, которая интересно и незаметно входит в мир учеников, сильно влияет на формирование их взглядов, принципов, отношений.

Приложение 1

Разработка урока по английскому языку для 6 класса

 «Путешествие. Виды транспорта»

Технологическая карта

Учитель: Сидякина Татьяна Владимировна

Класс: 6а

Тема: «Путешествие разными видами  транспорта»

Цель: обобщить изученный материал по теме «Путешествие разными видами транспорта»

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить ЛЕ по теме «Путешествие разными видами  транспорта», активизировать лексику по теме в серии языковых и речевых упражнениях;
  2. Повторить изученный грамматический материал (Present Perfect, сравнительную и превосходную степень прилагательных);
  3. Формировать у учащихся умение читать тексты, выбирая необходимую информацию;
  4. Формировать у учащихся умение вести диалог-расспрос;
  5. Формировать у учащихся умение воспринимать иноязычный текст на слух и извлекать из него необходимую информацию.

Развивающие:

  1. Развивать умения во всех видах речевой деятельности;
  2. Развивать познавательную активность, вынимание, логическое мышление, языковую догадку;
  3. Формировать способность к сотрудничеству при работе в парах и группах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к культуре своей страны и стран изучаемого языка, развивать умение сопоставлять разные элементы культуры;
  2. Воспитывать терпение и доброжелательность, чувства взаимоуважения и взаимопомощи;
  3. формирование культуры слушателя и рассказчика.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1)Повторить ЛЕ по теме «Путешествие разными видами  транспорта», активизировать лексику по теме в серии языковых и речевых упражнениях;

2)Повторить изученный грамматический материал (Present Perfect, сравнительная и превосходная степень прилагательных);

3)Формировать у учащихся умение читать тексты, выбирая необходимую информацию;

4)Формировать у учащихся умение вести диалог-расспрос;

5)Формировать у учащихся умение воспринимать иноязычный текст на слух и извлекать из него необходимую информацию.

1)формировать у учащихся умение прогнозирования при определении темы урока;

2) формировать умение оценивать правильность выполнения  учебной задачи;

3) формировать умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми в учебной деятельности;

4) формировать умение работать индивидуально, в парах и группах;

5) формировать умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины ее успеха/неуспеха;

6) формировать умение учащихся действовать по предложенному плану;

7) формировать у учащихся признавать существование других точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение;

8) формировать у учащихся осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Познавательные

Обшеучебные:

1)готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

2) умение выделять необходимую информацию из текстов;

3) умение адекватно, осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи;

4) умение самому оценивать свой уровень успешности на данном уроке.

Логические:

  1. умение логически рассуждать;
  2. умение выражать различные ситуации разными средствами (схемы, знаки)4

Коммуникативные:

  1. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  2.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  3.  Умение слушать и понимать речь других.

Тип урока

Материально-технические средства

Технологии

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

учебник;

книга для учителя;

звуковое приложение (CD);

мультимедийная презентация в Power Point;

компьютер;

интерактивная доска;

мультимедийный проектор.

1) информационно-коммуникационная;

2) проблемно-поисковая;

3) здоровьесберегающая;

4) игровая.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания,  направленные на достижение результатов

Ожидаемые результаты

I Организационный этап

1 (мин.)

- создаёт позитивный  эмоциональный настрой на работу с помощью фраз: How are you? You are so beautiful today! I am sure you are the best students!

- учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные вопросы

Ход урока

T: Good morning, dear boys and girls! I’m glad to see you. How are you today? You are so beautiful today! I am sure you are the best students! What’s the date today? What day of the week is it today? What is the weather like today?  Who is absent?

Предметные:

- правильно реагировать на реплики учителя, используя подходящие клише.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя.

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 (мин.)

- Привлекает внимание детей к слайду в презентации на экране интерактивной доски и побуждает к беседе просьбой найти русские эквиваленты английских пословиц. Какой темой объединены эти пословицы? О чем мы будем говорить на уроке?

What is the general theme of the proverbs? Can you guess the theme of lesson?

-Обобщает ответы учащихся.

 Отвечают на вопросы:

(предполагаемые ответы)

  • У1: We are going to talk about travelling
  • У2: Transport.
  • У3: Travelling and different means of transport.
  • У4: To repeat everything about travelling.
  1. T: Look at the screen and match English proverbs with their Russian equivalents.

-What is the general theme of the proverbs? (Travelling)

-What do we need for travelling?

-You are absolutely right. Transport.

-Can you guess the theme of lesson?

-That right! We are going to talk about travelling by different means of transport.

-What is the aim of our lesson?

-To sum up the material on this topic.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III Актуализация знаний

1 (мин.)

- Просит повторить стихотворение хором.

- Учащиеся повторяют стих за учителем. Выделяют звуки, которые  чаще всего повторяются в стихотворении.

 

  1. 3.Фонетическая зарядка
  2. T: Look at the screen and repeat after me:
  3. Take a bus or take a train, 
  4. Take a boat, take a plane, 
  5. Take a taxi, take a car, 
  6. Maybe near, maybe far. 
  7. Take a rocket to the moon, 

But be sure come back soon. 

T: Well done! Thank you!

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять взаимоконтроль, взаимодействия с учителем и одноклассниками

Коммуникативные:

- умение правильно произносить текст в виде рифмовки;

- слушать и понимать речь других;

IV Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

5 (мин.)

6 (мин.)

- Просит определить 3 категории транспорта(наземный, воздушный и морской) и вспомнить лексические единицы по каждой из них.

-  Просит  составить предложения с предлогом «by». Ответить на вопрос: «Как люди могут путешествовать?»

- Просит прочитать на слайде описательные прилагательные и составить из них пары с противоположными значениями.

- Просит описать разные способы путешествия, используя эти прилагательные в превосходной степени.

- Просит разделиться на группы в соответствии цвета выбранного кружочка в начале урока и описать достоинства и недостатки предложенных видов

транспорта.

- Учащиеся называют виды транспорта по всем трем категориям.

- Отвечают на вопрос учителя, строят высказывания.

- Ищут антонимы, соединяют их стрелками на интерактивной доске.

- Составляют предложения, описывая разные виды транспорта.

- Составляют мини-проекты по группам.

- Каждая группа работает по заданному плану.

- Ораторы представляют свой проект.

- В бланках оценивания отмечают работу каждого члена группы.

4. Речевая зарядка

T: What groups of  transport do you know? Let's repeat all kind of transport.

T: Make the sentences with the preposition «by», answer the question «How can people travel? »

5. Закрепление

T: Read these adjectives do you know the meanings of these words? Can we characterize transport with the help of these words?  Match two opposite meanings.

T: Describe ways of travelling with the help of the adjectives in superlative degree.  

T: Let's work in groups. Share into 3 groups according to the colorful circles which you have chosen. Describe travelling by plane (1st group), bicycle (2nd group), ship (3d group) and show its advantages and disadvantages.

It is necessary for you to make a survey inside of the group and choose the orator who will represent your mini project. I'll give you 5 minutes.

T: How do you feel after this stage of work? Show me, please! Take the blanks and evaluate the work of each member!

Предметные:

- формирование навыка говорения;

Познавательные:

- самостоятельное осознанное построение устного речевого высказывания;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- умение действовать по предложенному плану;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1 (мин.)

- Предлагает детям немного отдохнуть, расслабиться: спеть песенку и немного подвигаться (в песне повторяется грамматическая структура настоящего перфекта)

- Просит выполнить упражнение для глаз.

- Поют, пританцовывают.

- Выполняют упражнение для глаз.

6. Физкультми-нутка

T: I believe you are tired, let's sing and move a little! 

Where where have you been?

What, what, what, what have you seen?

What, what, what, what have you done?

 Have you had a lot of fun?

T: Look at the window, look at the door, look at the ceiling, look on the floor, look into my eyes, sit down and smile!           

Коммуникативные:

- развитие фонетических навыков;

- умение слушать и понимать речь других.

7 (мин.)

- Просит посмотреть на фото и догадаться, куда путешествовал Джон Дюваль, затем прослушать текст и проверить, а также выполнить упражнение в учебнике.

- Пробуют догадаться в каких странах и городах побывал Джон Дюваль.

- Слушают текст 2 раза.

- Выполняют упражнение в учебнике и на интерактивной доске.

7. Совершенствование умения аудирования

T: Look at the pictures from a photo album of John Duval. Guess where he has been to.

T: Listen again and put TRUE or FALSE to the statements.

Познавательные:

- овладеть навыком аудирования текста с детальным пониманием содержания;

- умение актуализировать и систематизировать ранее полученные знания по предмету.

Регулятивные:

- умение дополнять и исправлять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

- умение воспринимать на слух иноязычную речь и извлекать необходимую информацию.

8 (мин.)

- Просит прочитать текст и выбрать из него причины путешествий, выйти и обозначить их на интерактивной доске.

- Просит прочитать текст стр.115, упр. 6а и выбрать лучший заголовок, затем выполнить упр. 6б на стр. 115 - расставить события, описанные в тексте  по порядку.

- Читают текст, выбирают причины путешествий, обозначают стрелками на интерактивной доске.

- Читают, выбирают наилучший заголовок для статьи, расставляют события по порядку.

8. Совершенствование умений выборочного чтения

T: Look at the shits of paper at your desks, find the text «Why do people travel? » Read it and choose the main reasons for travelling.

T: Read the text on p.115, ex. 6a and choose the best title for the newspaper story. Then put the events in the right order.

Предметные:

- владение умением выбирать информацию.

Познавательные:

- построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

- владение умением выборочного чтения;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснований.

V Применение знаний и умений в новой ситуации

10 (мин.)

- Побуждает к формированию пар и вступление в ролевую игру.

 - Просит рассказать наизусть диалоги стр. 113, упр. 5

- Объединяются в пары и разыгрывают диалог опытного путешественника и журналиста школьной газеты.

 

- Рассказывают диалоги наизусть.

9. Совершенствование навыков говорение Ролевая игра. Составление диалогов.

 T: Imagine that you are a great traveler. Think of where you have been to and answer the questions for school newspaper:

Where have you been?

What have you seen there?

What have you done there?

Have you had a lot of fun there?

T: Well done! Thank you! Now let's check your home task. Dialogs on p.113, ex.3. You are welcome!

Предметные:

Развитие навыков говорения (диалогическая речь)

Регулятивные:

- готовность признать существование других точек зрения и право каждого излагать свою.

Коммуникативные:

взаимодействие в парах;

- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- умение определять основную и второстепенную информацию.

IV  Рефлексия      

(3 мин.)

- Просит выразить свое отношение к уроку

- Выражают своё отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке при помощи речевых образцов, которые находятся на слайде:

I was good at…

I wasn’t good at

I like the lesson

I don’t like the lesson.

The lesson was interesting.

The lesson was boring.

I have learnt something new.

My mark for the lesson is …

T: Our lesson is going to the end. Today we have spoken about different means of transport. Frankly speaking, I liked the way you have worked. I believe you have done your best. And now I'd like to know your opinion concerning the lesson.
Please express your attitude to the lesson.

Look at the screen!

Регулятивные:

-осуществление действий самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Коммуникативные

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Раздаточный материал (работа по группам)

Задание №1

Опишите вид транспорта, не называя его.

Группа №1

It has …………………………………………., it is the ………………. type of transport.

Only one person can …………………………………………………..

(bicycle)

Use the words:  wheels, wings, to ride, sea illness, comfortable, slowest, fastest

Группа №2

It has …………………………………………., but it has …………………………..,   it is  the transport.

It is very ………………………………………………………..

(plane)

Use the words:  wheels, wings, to ride, sea illness, comfortable, slowest, fastest

Группа №3

It has no…………………,  no ………………………… .

It is big and …………………………….. But some people suffered (страдают) from ……………………….

(ship)

Use the words:  wheels, wings, to ride, sea illness, comfortable, slowest, fastest

Задание №2

Расскажите  о преимуществах и недостатках следующих видов транспорта.

Группа  №1                   Travelling by plane

it is very expensive

 it is the fastest transport

you can’t stop where you want

you can see only the sun and the clouds

it is very interesting to travel by plane

you can have an air-illness

 it can be crash

meal and the entertainment on board

the registration is very long

turbulence can also spoil the flight

 the traveling is very comfortable 

 your luggage can be lost

        

advantages

disadvantages

Группа №2                Travelling by ship  

it is slower than train and plane

it is very interesting to travel by ship

you can see beautiful nature

 it is very comfortable, you feel like at home

 you can have a sea-illness

 meal and the entertainment on board

 it is expensive

the sea air is good for health

advantages

disadvantages

Группа №3                       Travelling by bicycle      

it is the cheapest transport

 it is the slowest transport

you can see the nature

it is good for your health.

If it is rainy you will get wet

 in winter it is difficult to go by bicycle

 you can stop where you want

you can make your own time-table

 you get tired if you go far away

advantages

disadvantages

Бланк самооценки участников группы.

Name

Very good (5)

Good (4)

Satisfactory (3)

1.

2.

3.

4.

5.


Приложение 2

Разработка открытого урока по английскому языку для 4 класса

«Предлоги места»

Тема урока:  Предлоги места.

Тип урока:  комбинированный (урок –игра)

Цели урока: введение и первичное закрепление нового материала по теме предлоги места. Повторение и обобщение лексико-грамматического материала по теме Past Simple.

Задачи:

Образовательные: ввести и первично закрепить знания
по теме «Предлоги места» в сочетании с
 повторением знаний по грамматическим темам построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений с глаголом to be в Past Simple в игровых упражнениях и речевых ситуациях с опорой на зрительную наглядность. Продолжать формировать фонетический слух, произносительные навыки, развивать умения и навыки устной и письменной речи, а также чтения.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, языковую догадку и общую эрудицию учащихся.

Воспитательные: формировать культуру слушателя и рассказчика, воспитать у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости к чужому мнению, формировать умения работать, в парах, в группах и индивидуально.

Методы:  словесно-репродуктивный, частично-поисковый, наглядный.

Средства обучения и оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки, печатный раздаточный материал, игрушки (корзинка, кошка).

Продолжительность урока: 45 минут.

Технологии: информационно – коммуникационная, игровая технология, проблемно-поисковая, элементы здоровьесберегающей технологии.

Форма организации деятельности учащихся:

-           индивидуальная

  • фронтальная
  • парная
  • групповая

Конспект урока.

I.    Организационный момент.

T: Good morning, children!

PP: Good morning teacher.

T: I am glad to see you! Sit down please. Let’s begin our lesson. There will be lots of interesting activities in our lesson today. Are you ready to start? Well, we are going to The Kingdom of English grammar.

В одной английской стороне,
Сидит на троне весь в красе,
Один известнейший король,

Немного он ленив порой,

To be его зовут друзья,

И забывать его нельзя,

А в городок Past Simple

Отправил править он дуэт,

Вы знаете их, сомнений нет!

Конечно, это глаголы WAS и WERE


Мало того, что наш король ленивый, он еще и рассеянный. Вчера потерял корону. И еще неприятность: исчез любимый питомец короля, кот по имени Принц.  Искали везде: под столом, между стульями, за диваном, в коробке …

Постановка целей и задач урока:  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Т: Итак, тема нашего урока «Предлоги места». Наши задачи ребята –повторить английские звуки, повторить простое прошедшее время(Past Simple) и познакомиться с предлогами места, попрактиковаться в использовании их в письменной и устной речи.

Чтобы отыскать корону, нам, ребята, нужно пройти несколько испытаний.

Trial 1 –  Time (ориентация во времени)

II.    Речевая разминка.

T: Answer the questions, please. What date is it today?

PP: Today is the 25th of February.

T: What day of the week is it today?

PP: Today is Tuesday.

T: What day of the week was it yesterday?

PP: It was Monday.

T: Were you at school yesterday?

PP: Yes? We were!

T: That’s right! Thank you.

Trial 2 - Wake up our tongues (Чтобы англ. речь была с правильным произношением)

III.  Фонетическая зарядка 

T: Let`s wake up our tongues. Pronounce the rhymes. Repeat after me all together. (Дети хором повторяют за учителем)

[о]  Where is Tom? On the bed - on the right - on the left

[ i ]  little pig in front of the stick

[i:]  what can you see between  the trees

Trial  3 – Place (ориентация в пространстве) Чтобы пройти следующее испытание, король предлагает познакомиться с предлогами места.

IV. Введение новой темы «Предлоги места».

T: Look on the screen, please. You can see different prepositions of place here. Take your activity papers and match English prepositions of place with its Russian equivalents.

Итак, юные исследователи, у вас на столах распечатки с заданием: соедините стрелочкой английские предлоги с картинкой и их русский вариант. (Дети соединяют, проверяем на доске, читаем хором, четко проговаривая предлоги места)

T:  Very well, pupils. Now, let’s play! (Игра с корзиной и кошкой – по парам)

P1: Where is a cat?

P2: It is on the basket/ under/behind/in front of

Trial 4  – Make your brains to work (напряги извилину)

V. Отработка лексико-грамматического материала.

T: Our next activity is to find the prepositions of place in the code letter. Дети делятся на группы. Каждой группе раздаются листы с анаграммой, где спрятаны предлоги. Нужно найти 9 предлогов места. Представитель первой группы, которая справится с заданием, выходит к доске и подчеркивает найденные предлоги. Громко и четко читает их.

T: Very well, let’s check your answers.      

VI. Динамическая пауза

Are you tired? Let’s have some rest. I will speak and you will act. Я буду произносить предложения, а вы должны за мной повторять и изображать действия.

Everybody move your body!

Dance a little between the desks!

Put your hands on the shoulders

Put your hands above your head

Jump on the right leg  

Jump on the left

And sit down behind the desk!              

Trial 5  - Listen, look and name the prepositions of place.

VII. Аудирование (Обучающая программа Unit 2, lesson 25)

Trial 6  –  Past (использование предлогов места в предложениях в Past Simple)  

VIII. Чтение. 

T: Let’s read the text and answer the question: Where were the cat and the crown?

    Find the verbs in the Past Simple tense and underline them. Give three forms of the verbs.

    Find and read sentences with the prepositions of place in the text and translate them. (При проверке читают предложения с предлогами и переводят)

IX. Рефлексия- Дерево познания.

T: You were very active and passed all trials successfully.  You are welcome into king’s magic garden. Ребята, вы успешно справились со всеми испытаниями и теперь король приглашает нас в свой волшебный сад, где растет древо познания, а на нем волшебные яблоки. Вы можете выбрать яблоко себе, его цвет будет выражать ваше впечатление от урока: красный – тема раскрыта, все понятно; оранжевый – остались вопросы; желтый – не удалось разобраться.

X. Подведение итогов.

T:Итак, ребята, проходя испытания короля, что нового вы узнали на уроке?

Т: Yes, we've got acquainted with the prepositions of place.

T: You were very active, and I like your work very much. That brings us to the end. Good-bye, girls and boys!