Статья "Использование проектно – исследовательской технологии"
статья по географии по теме

Макарова Антонина Федоровна

Данная статья содержит материал практического использования проектно - исследовательской технологии в учебной и внеклассной деятельности по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx5.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии МБОУСОШ №19 г.Тулы

Макарова А.Ф.

Использование проектно – исследовательской технологии

 в школьном курсе географии.

На современном этапе учебно – воспитательный процесс в школе  рассматривается с позиций личностно – ориентированного подхода, направленного на формирование ключевых компетенций: владение информационными технологиями, способность к самообучению и развитию, умение работать в команде, умение решать проблемы. Важное место в образовательном пространстве занимает география, которая помогает сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Неотъемлемой частью  уроков географии является практическая работа. Разнообразие видов практических работ по источникам знаний ( с географической картой, с глобусом, с профилем местности, с текстом учебника, с коллекцией, с геоинформационными ресурсами, с аэро- и космическими снимками)  позволяют учащимся наблюдать объекты, явления, процессы; выполнять описания  природоведческого и страноведческого характера; объяснять закономерности  влияния природы на хозяйственную деятельность человека, прогнозировать тенденции развития и последствия.  Формируемые в процессе практического применения умения  и знания  создают основу для формирования ключевых компетенций.

Решение практико – ориентированных задач  предусматривает эффективную, творческую работу учителя.  С целью реализации научного метода познания в  своей работе я использую проектно – исследовательскую технологию  в урочной и внеклассной работе  по географии, которая  позволяет выработать у учащихся стремление к самостоятельному изучению окружающего мира.

Изучение малой родины начинается  с семьи, школы, школьного двора,  улицы,  микрорайона. Остановлюсь на некоторых исследованиях, проводимых с учащимися. Исследование своей родословной позволило учащимся не только выяснить, сколько детей в семьях родственников, но и построить график динамики рождаемости, познакомиться с образом жизни родственников и их профессиями. Такое исследование воспитывает у учащихся чувство уважения и гордости за свою семью, помогает не терять связь поколений, чтобы «не быть Иванами, не помнившими родства».

В процессе исследования статистических показателей состава учащихся школы  за несколько лет  у учащихся 9 класса появилась возможность самостоятельно построить половозрастные пирамиды, диаграммы, графики; выявить причины снижения численности учащихся и прогнозировать дальнейшие изменения.

Ежегодно ученики МБОУСОШ №19 разрабатывают проект благоустройства школьной территории, ведут наблюдения за развитием цветочной рассады, проводят эксперимент по выявлению адаптации различных видов декоративных растений к почвам пришкольного участка.

Актуально полевое исследования почв в окрестности школы, так как в настоящее время остро стоит вопрос об экологическом бедствии  почв нашего региона и необходимости безотлагательных мер по решению проблем деградации почв. Проведенное исследование помогает школьникам понять значимость почвы: служит средой обитания для многочисленных насекомых и их личинок, дождевых червей, позвоночных животных, которые улучшают свойства почвы: рыхлят ее разлагают органические остатки, изменяют химические свойства. Почва служит основным источником влаги для растительности. А в конечном итоге определяет здоровье людей и их жизнь. Поскольку почва – «Матушка – кормилица». Разработан проект участия школьников в решение экологических проблем, связанных с деградацией почв. Высаживая деревья и кустарники на склонах разрастающих оврагов, учащиеся оберегают почву от водной эрозии.

 Проведение исследования улиц микрорайона и создание проекта по их благоустройству  вызвало интерес у  учащихся, педагогов, педагогов дополнительного образования, родителей. В ходе исследовании составлена карта микрорайона и маршрутный путеводитель, собраны сведения об истории улиц и начале строительства, представлены фотоматериалы за несколько лет. Разработан проект благоустройства микрорайона.

 Удивительно красиво описала названия наших улиц  учитель английского языка Дремизова З.А.:

«Пройду по Серебровской,

Сверну на Самокатную

И на Зеркальной улице

Я постою в тени.

Седова и Прокудина

Орловская, Макаренко

По западной окраине

Ведут меня они».

         Подобные виды работ воспитывают у школьников чувство гордости за свою малую родину, желание  сохранить и преумножить все то, что делает ее краше.

        Интересной формой работы является проведение экологических познавательных маршрутов и экскурсий на территории Тульской области.Это просто необходимо, так как наша область находится на стыке природных зон и представляет собой очень интересный объект не только в целях обозрения, но и в целях изучения, в чем и состоит главная особенность экологического туризма. Особенно в организации экологических троп нуждаются памятники природы и различные музеи-заповедники, так как необходимо регулировать рекреационную нагрузку. Природные тропы  помогают нам овладевать умением применять знания о природе на  практике.  Все знания, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе создания и прохождения экскурсий по экологической тропе, направлены на решение  одной из главных задач нашего времени – оптимизацию отношения Человека и Природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

Проектно-исследовательская технология на уроках истории и ОРКСЭ

Публикация из опыта работы педагога по проектно-исследовательской технологии....

Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...

Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников

Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...

Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании

В статье раскрывается применение проектно-исследовательских технологий на уроках музыки в средней школе, а также во внеклассной работе....