Особенности обучения искусству хорового пения в общеобразовательной школе.
статья по музыке (5 класс) на тему

Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик  обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной. Из моего личного опыта , как руководителя хором в общеобразовательной школе пение это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая эмоция, музыкальная мысль, вызывающая в слушателях ответные мысли и эмоции. Это прежде всего развитие личности ребенка в процессе хорового пения, познание законов человеческой морали. Участие детей в хоре позволяет осознать необычные по сравнению с другими , неординарные качества своей личности. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx17.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, тема моего доклада: Особенности обучения искусству  хорового пения в общеобразовательной школе.

Хоровой коллектив это своеобразный социум для подростка, в котором он моделирует свои отношения.

  Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей в общеобразовательной школе хоровому искусству? На первый взгляд ответ прост, научить их правильно и красиво петь. Существует множество мнений, взглядов, методик  обучающих хоровому пению- но увы, нет такой методики которая оказалась бы совершенной. Из моего личного опыта , как руководителя хором в общеобразовательной школе пение это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая эмоция, музыкальная мысль, вызывающая в слушателях ответные мысли и эмоции. Это прежде всего развитие личности ребенка в процессе хорового пения, познание законов человеческой морали. Участие детей в хоре позволяет осознать необычные по сравнению с другими , неординарные качества своей личности. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.

1.Занятия с детьми любого уровня музыкальной подготовки.

Школьная хоровая студия -зто особенный коллектив по составу, по учебному плану и количеству учебных часов; по принципу работы она так же сильно отличается от профессионального детского хора. В школьный хор, принимаются все желающие и "гудошники" в том числе

Контингент  такого коллектива, очень сложен по уровню развития.

1.Дети хорошо интонируют, но не обладают вокальными данными и наоборот

2.Есть дети,которые не могут воспроизвести ни одной фразы.

3.Много детей  имеющих хороший слух и вокальные данные, не знают как правильно оформить звук.(легкий, полетный, округлый).

4.Слабо развито динамическое восприятие (тихое, громкое пение F P).

5.Отсутствие навыков певческого дыхания.

6.Слабое развитие артикуляционного аппарата, ограниченный диапазон.

В хор приходят дети, которые любят музыку, хотят научиться петь и педагог не имеет права лишить их такой возможности. Естественно при таком подходе страдает технология. Предстоит большая работа для всех участников хорового коллектива. Стремление шаг за шагом к чистому и стройному пению.

 Проблема занятий хоровым искусством в условиях ограниченного времени.

Хоровая студия должна вписываться в стиль и формы работы школы, взаимодействовать со всем сложным механизмом ее функционирования. В хоровой студии, руководителем которой я являюсь занятия проводятся 2 раза в неделю. Участники хорового коллектива делятся на 3 возрастные группы:

1.младший хор: (7,8 лет).

2.средний хор:(9-11 лет).

3.старший хор:(12-15ле

Дети, которые занимаются в хоровой студии как правило задействованы в других кружках художественно-эстетического направления, возникает проблема ограниченного времени. Я как руководитель хора и учитель нашла выход во взаимодействии уроков музыки и внеклассной работы. Учитывая конечно специфические формы и методы певческой работы на уроке и в хоре. Обеспечивая тесную взаимосвязь комплекса классной и внеклассной работы, целесообразно формировать единое качество певческого звука, систему вокальных и хоровых навыков. Использовать единую систему методов обучения.

В каждом классе, есть дети которые занимаются в хоре, т.к. они обладают более глубокими знаниями хорового музицирования, они образуют "ядро", вокруг которого формируется классный хор. В нашей гимназии каждый класс- это хор.

Индивидуальное прослушивание участников хорового коллектива.

Индивидуальное прослушивание всех, без исключения, необходимо прежде всего для работы учителя музыки. Это помогает представить в целом уровень музыкального развития детей, отметить некоторые особенности поведения и характера каждого ребенка. Работа очень сложная, но на мой взгляд необходимая.

Начиная с прослушивания детей начальной школы, видна музыкальная подготовка каждого класса. Всегда заготовлены списки детей, где отмечаются результаты прослушивания, куда в последствии вносится информация о динамике музыкального развития ребенка.

1.Выделены "гудошники".

2.Способные дети.

Индивидуальное прослушивание детей, в дальнейшем помогает в расстановке хора.

1 ряд.(самые слабые)

2 ряд.(дети, требующие постоянного внимания педагога).

3ряд.(Дети, которые поют правильно, но допускают ошибки).

4ряд.(самые сильные).

Расстановка в хоре меняется с разрешения руководителя. Целесообразно в 4 ряд (сильные дети), ставит1-2 (слабых, показывающих музыкальный рост) как правило, это дает  положительные результаты.

Правильность интонирования в самодеятельном хоре, развитие интонационного мышления.

В основе процесса интонирования лежит интонационно-певческий рефлекс.

Слух- главный регулятор голоса. Слух и звукоизвлечение- два взаимосвязанных компонента. Иными словами ,звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым ,если пение осуществляется без слухового контроля.

Фальшивое интонирование у детей возникает по разным причинам:

1.Слабо развитый музыкальный слух.

2.Ученик недостаточно хорошо слушал.

3.Вялое дыхание.

4.Не хватает техники исполнения.

5.Мутационный период.

6.Слабые навыки координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата.

Обучение правильному интонированию необходимо начинать с начальной школы. Очень важно , чтобы ребенок почувствовал слияние своего голоса с заданным на инструменте тоном. Поверил в свои возможности правильного интонирования.

Обучение начинается с 3-5 звуков(в примарной зоне звучания голосового аппарата (1-октава).

Диапазон и вверх и вниз расширяется постепенно.

Выработка пения кантилены(широкая, распевная мелодия).

Особое внимание уделяется выравниванию и округлению гласных звуков.

Борьба с открытым звуком.

Упражнения и распевки (на гл. "у" и "о", в сочетании с согл."ку" и "гу", В сочетании различных штрихов.

Пение попевок и песенок, в удобной тональности.

Дополнительная индивидуальная работа со слабо интонирующими детьми.

Пение про себя. Самоконтроль при пении.

Обучение детей навыкам пения a capella(р. н. п).

Правильная рассадка при пении(слабые дети сидят впереди и между сильными).

Все эти трудности преодолимы. если ребенок понимает, что он хочет выразить в пении, Если это интересно и значимо для него.

Проблема активного личностного участия детей в хоре.

Хоровому коллективу гимназии 399-2 года.

Наши занятия хоровым искусством начинались с малого состава участников. Было много накладок по времени с другими студиями художественно-эстетического направления. Значимую поддержку в продолжении занятий хором, оказала администрация гимназии в лице директора Бурцевой Н. М. и педагога-организатора Юрьевой Н. В., которые поддержали школьный хор.

За 2 года существования нашего хорового коллектива мы много и успешно выступали, награждались дипломами и грамотами:

1.Хор гимназии 399 получил диплом участника 11 фестиваля" Пасхальный благовест"(9 мая 2013г).

2.Хор гимназии 399, стал победителем конкурса художественной самодеятельности, посвященного 310 годовщине г. Санкт- Петербурга и 40-летию Красносельского района.

3.Хор гимназии 399 Награжден Дипломом 1 степени  в конкурсе художественной самодеятельности посвященной 67-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне.

4.Учавствовали в гимназическом конкурсе хоров

5.Хор гимназии 399 награжден дипломом за участие в районном конкурсе "Я люблю тебя Россия"

6.Хор гимназии 399 награжден дипломом 3 степени районного конкурса-фестиваля "Весенняя капель".

Голос-инструмент общедоступный, поэтому я считаю что певческая деятельность является  в представленном опыте стержнем всей работы по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"

Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств....

«Углубленное обучение волейболу на базе общеобразовательной школы 5 – 11 классы» /методическая разработка/

Методическая разработка позволяет решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе.Методика учитывает возрастные и физические возможност...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления

Данная статья раскрывает проблему ухудшения здоровья обучающихся и приводит примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологи...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

Особенности введения ФГОС в основной общеобразовательной школе. Система оценивания.

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления.

В статье изложены причины, приводящие к ухудшению здоровья школьников.  Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологий учитель музыки способен сохранять и укреплять здоровье обуча...