Урок №1 по теме: "Вначале был ритм".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Данный урок разработан по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко «Музыка» 6 класс. Главной темой учебного года в 6 классе является «В чем сила музыки?». На уроке музыки рассматривается группа музыкально-исторических знаний о воздействии ритма на человека.

Материал урока подобран таким образом, что позволяет на первом уроке по теме « Вначале был ритм» определить, как ритм проявляет себя в окружающей нас жизни, расширить представления о ритме как средстве музыкальной выразительности, выявить взаимодействие ритма с  музыкой и с жизнью.

Урок насыщен практическими заданиями, которые помогают создать процесс взаимодействия ученика с музыкальным искусством. Проникновение в факты, явления окружающей жизни позволяют понять, осмыслить и осознать значение ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnachale_byl_ritm.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

 Вначале был ритм  ( первый урок)

Проблема:

Как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни?

Цель: Сформировать умение находить  взаимодействие ритма с  музыкой и с жизнью.

Ведущий метод:  Действенно-практический.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация по теме, обучающая программа ОМС – плеер

Межпредметные связи: математика, история, природоведение.

Содержание и ход урока:

1 этап

Учащиеся входят в класс под музыку  М.Равеля «Болеро».

Учитель: Добрый день, ребята.  Как ваше настроение?

Ученики: Ответы

Учитель: Вы сейчас входили под удивительную музыку, как вы думаете, что на ваш взгляд в этой музыки необычно?

Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что ярко выражен в произведении ритм.

Учитель:  Верно. Тема нашего урока: «Вначале был РИТМ».

Сегодня на уроке мы выясним, где ритм встречается нам в окружающей  жизни, существует ли он вокруг нас, дадим определение ритму.

Учитель:  Существует ритм вокруг нас?

Ученики: Да. Приводят примеры: дождь, ветер, шаги ,шум машины.

Учитель: ( корректирует знания учащихся) Удар — это еще не ритм. Попробуем выяснить, что же такое ритм и как он себя проявляет в жизни.

Жизнь не обходится без ритма.  Мы часто слышим  «Ритм – сердце музыки». Ребята, мы с вами живые люди. Какой орган  человека  является одним из главных?

Ученики: Сердце.

Учитель: Прислоните руку к пульсу. Как мы слышим, что сердце у нас живет?

Ученики: Пульс стучит.

Учитель: Верно. Сердце  стучит – пульсирует. Пульс – это жизнь. А у человека пульс бьется всегда ровно и одинаково?  

Ученики: Нет.  Он  может ускоряться, замедляться.

Учитель: Чтобы сердце было в норме и билось ритмично, какими должны быть удары пульса?

Ученики: Ровными

Учитель: А что происходит, если  сердце бьется не ровно , т.е. меняется отрезок времени через который происходит удар?

Ученики: Человек начинает болеть. Болезнь называется аритмия.

Учитель: Правильно. Мы с вами выяснили, что биение сердца – это ровные удары пульса через определенное  время. Приведите примеры проявления ритма  из вашей жизни.

Учитель: Назовите примеры проявления ритма в природе.

Ученики: Смена времени года, смена дня и ночи. Распорядок дня, урок – перемена и т.д.

Учитель: Молодцы! Попробуйте дать определение ритму.

Ученики: Ритм  – это организация действий, событий  во времени.

Учитель: Правильно. Молодцы! Наиболее разнообразно и ярко ритм проявляется в музыке.

2 этап

Учитель: Какие музыкальные инструменты позволяют лучше всего услышать ритм?

Учащиеся: Ударные.( называют ударные инструменты)

Учитель: Значит, ритм легко выявить через удар, отстукивание. Для того, чтобы дать определение музыкальному  ритму выполним такое упражнение:

Левая рука равномерно отстукивает удары «раз – два – три – четыре»

Правая рука выстукивает на раз –  один удар, на два –  два удара, на три – три удара, на четыре – четыре удара. Согласуйте удары, прислушайтесь. Опираясь на действие, которое вы выполнили, попробуйте сформулировать определение ритма в музыке.

Ученики: После выполнения задания делают вывод: Ритм в музыке – это организация  звуков во времени.

Учитель: Часто композиторы пишут музыку, которая рассказывает о природных явлениях. Сегодня мы представим себя композиторами и попробуем организовать звуки так, чтобы они изобразили такое явление природы как дождь. Как изобразить  летний или осенний дождь ? Одинаковый ритм мы будем использовать?

Ученики: Нет. Ответы.

Учитель: ( делит класс на 2 группы:  1 – осенний дождь; 2 – летний дождь).

Ученики: Передают  через звук  шумовых инструментов ( звучащие жесты) как капает дождь ( усиливается, затихает), выявляют характерный ритм дождя осени – как фон, летнего  дождя – неравномерный ритм.

Учитель: Ритм находится в прямой зависимости с явлениями окружающей жизни.

Послушайте  произведение Л.Бетховена « Симфония №7. 2 часть. Как изображает природное явление композитор?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Какой ритм характерен для музыки, отражающей бурю?

Ученики: Неравномерный ритм.

3 этап

Игра « Оркестр»

Учитель объединяет 2 группы музыкантов в один оркестр.

У каждой группы своя партия.

Задание:  Изобразить «Бурю». С помощью  звучащих жестов  (изменяя динамику) ученики изображают « Бурю».

Учитель: А если в природе собьется ритм. Что произойдет?

Ученики: Изменится климат, будет плохая погода и т.д.

Учитель: М.Дунаевский сочинил песню «Непогода»,  в которой он рассказывает…

Ученики: О погоде , об изменениях, о дожде и т.д.

Вокально - певческая деятельность:

Слушают  песню М.Дунаевского « Непогода»

Подготовка к хоровому пению:

Правильная посадка.

Работа над дыханием.

Распевка « Да-дэ-ди-до-ду»

Разучивание песни М.Дунаевского « Непогода»

Прием «Эхо»

Учитель пропивает фразу – ученики как эхо повторяют. Затем ученики  пропивают песню вместе с учителем, затем самостоятельно.

Закрепление материала:

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что особенно запомнилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что понравилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Как урок повлиял на ваше настроение?

Ученики: +; -

Подведение итогов:

Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Подберите музыкальное произведение, которое соответствует ритму каждого члена вашей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева...

Конспект урока по музыке- 1 класс "Без ритма нет движенья"

Конспект урока по музыке "Без ритма нет движенья"....

Урок по теме: "Диалог метра и ритма".

Урок по теме « Диалог метра и ритма» направлен на выявление свойств ритма и его элементов.Организация урока осуществляется с помощью учебных действий и операций, которые позволяют понять и выявить сво...

Методическое сообщение "Урок музыки - основная форма развития чувства ритма"

Одна из основных задач преподавателя музыкальной школы - развитие ритмических способностей ребенка. Познакомившись с материалом можно сделать выводы, что исходным пунктом должна быть собственная деяте...

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений находить и создавать ритм в орнаменте в полосе.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с понятиями «орна...