Урок по теме: "Диалог метра и ритма".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Урок по теме « Диалог метра и ритма» направлен на выявление свойств ритма и его элементов.

Организация урока осуществляется с помощью учебных действий и операций, которые позволяют понять и выявить свойства ритма. Урок построен таким образом, чтобы пробудить у учащихся потребность в получении новой информации, найти пути и способы ее обработки, участвовать в коллективных формах творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_metra_i_ritma.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: 

Диалог метра и ритма  ( второй урок)

Проблема:

Из каких элементов состоит музыкальный ритм?

Цель:

 Научить выявлять в прослушанном произведении элементы ритма.

( пульсация, акцент, ритмический рисунок, метр, длительность, пауза)

 Ведущий метод: Проблемно – поисковый

Тип урока: Закрепление нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Программное обеспечение: презентация по теме, обучающая программа ОМС – плеер

Межпредметные связи: математика, история.

Ход урока:

1 этап

Учитель:  На прошлом уроке мы выяснили, что ритм обнаруживает себя повсюду. Обратимся к карте мыслей и вспомним что ритмично в окружающем мире.

Ученики составляют карту мыслей.

Учитель: У каждого из нас есть свой ритм жизни, характерный именно для нас. В музыкальном  произведении также  есть свой характерный ритм.

А из каких элементов состоит музыкальный ритм?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами ритма и выявим его основные элементы. Тема урока: Диалог метра и ритма.

Люди издавна пытались понять природу музыкального ритма, потому, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и воздействует на него.

Вспомните русскую народную песню « «Во поле береза стояла»»  ( фрагмент клипа « Во поле береза стояла»)

Ученики:  Поют песню « Во поле береза стояла», (затем выполняют  упражнение « Маленькой ёлочке», запись ритмического рисунка на доске).

Учитель: Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок?  

( упражнение « Маленькой ёлочке»)

Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что  в песне длина звуков разная: долгая и короткая.

Учитель:  Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

Ученики дают ответы.

Учитель:  Древнегреческий философ  Пифагор считал, что четыре числа

 1 – 2 –3 – 4 вносят порядок в устройство вселенной. «Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок и асимметрия безобразны и вредны»

 ( Филолай).

Все длительности – это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

Ученики  переводят длительности в дроби

Учитель: Верно. Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Ученики приходят к выводу: Удары ( доли) бывают короткие и длинные. Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей.

Ученики: 

( упражнение «Марш») Приходят к выводу, что порядок создают: Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.

Учитель:  Правильно.  Попробуйте дать определение метру – элементу ритма.

 Ученики: Метр - равномерное чередование ударов, пульса в музыке.

Ученики делают вывод: В жизни ритм в ответе за порядок. В музыке за порядок отвечает метр.

Учитель: Метр определяется размером и заключается в чередовании сильных и слабых долей. Единицей такого чередования является такт.

Учитель: Мы с вами выяснили, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

Ученики: Ритм – организация звуков во времени, а метр – чередование сильных и слабых долей в музыке.

Учитель: Тема нашего урока : Диалог метра и ритма.  А что же такое диалог?

Ученики: Взаимная беседа.

Учитель: А в какой связи находятся метр и ритм?

Ученики: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

2 этап

Учитель:  Каждое музыкальное произведение написано в определенном размере.

Звучит «Сказки венского леса» И.Штрауса ( учащиеся определяют размер музыкального произведения).

Учитель: Что хочется делать под эту музыку?

Ученики: Плавно двигаться, танцевать.

Учитель: В каком жанре написано произведение?

Ученики:  Вальс. Называют особенности танца.

Учитель:  В каком размере?

Ученики: Предположительные ответы. В ходе обсуждения приходят к выводу, что вальс написан в размере 3/4.

Учитель:  Правильно. А теперь попробуйте, считая до трех станцевать вальс.

 ( По желанию два ученика под счет класса танцуют танец, не получается).

Учитель: Как вы считаете, почему не получилось?

 Ученики:  Предположительные ответы.

Учитель: Теперь попробуйте простучать ритм вальса и выделить первую, сильную долю в размере ¾  .  Попробуем еще раз. ( получилось)

Ученики делают вывод, что третьим свойством ритма является акцент.

3 этап

Учитель: 

Вам было дано задание: выяснить, в каком ритме живет каждый член вашей семьи. Что вам удалось выяснить? Ритм жизни в вашей семье одинаков?

Ученики: Нет. У каждого он свой.

Учитель:  Мы планируем нашу деятельность в том ритме, который соответствует нашей жизни. Одни дела утром, другие вечером. Но мы не можем постоянно работать.  Почему?

Ученики: Человеку необходим отдых.

Учитель: Отдых – это своего рода остановка. А в музыке есть остановки?

Ученики: Да.

Учитель: Как понять, что музыка остановилась?

Ученики: Отсутствие звука, закончилось произведение.

Учитель: Как называется остановка в музыке?

Ученики: Пауза.

Учитель:  Пауза  в музыке имеет свои цели. В музыке пауза – привносит своеобразие в звучание. Пауза еще один элемент ритма.

Ученики выявляют элементы музыкального ритма и его свойства.

Элементы музыкального ритма

Свойства ритма

Ритмический рисунок

симметрия

Длительность

красота доли

Метр

порядок

Акцент

периодичность

Пауза

знак молчания

4 этап

Вокально-певческая

Посадка

Работа над дыханием

Игра на внимание

Распевка

Повторение  песни М.Дунаевского « Непогода».

Синквейн

1. Сформулировать основную мысль урока ( не более двух слов);

2. Двумя глаголами дополните характеристику выделенной мысли;

3. Охарактеризуйте ее с помощью трех прилагательных;

4. В одном предложении выразите собственное отношение к уроку;

5. Одним словом сделайте вывод.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Диалог"

Я предлагаю разработку урока в 5 классе по теме: "Диалог". Урок содержит интересные задания по данной теме....

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Урок на тему: "Диалог культур"

План открытого урока по английскому языку на тему "Диалог культур"....

Методическая разработка урока по теме «Диалоги “How to get to the theatre?” (Как добраться до театра?)

Методическая разработка ролевой игры по теме "Как добраться до театра?" для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы...