проектная работа на уроке "Музыка угадывает нас самих"
проект по музыке (6 класс) на тему

Васильева Нина Ивановна

Проектная деятельность на уроке, является одной и интереснейших форм работы в изучении нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.rar1.32 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературный материал.

1.Тема: В каких музыкальных произведениях нашли отражение национальный колорит страны, творческой личности композитора, красота пейзажа и характер персонажа?

Мелодия, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота и характер персонажа…

Даже в тех случаях, когда композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства, он вносит в его музыкальную трактовку столько родных, самобытных интонаций, что созданное им произведение становится достоянием национальной культуры его страны.

Цыганка Кармен стала гордостью французской музыки, с тех пор как французский композитор Ж.Безе увековечил её образ в бессмертных мелодиях своей оперы. Дочь эфиопского царя – Аида властвует в итальянской музыке, избранная в главные героини оперы великим Дж. Верди. Среди таких произведений находится и чудесный детский балет «Щелкунчик»,написанный П.И.Чайковским по сказке немецкого писателя Э.Т.А.Гофмана.

2.Тема: Несмотря на сказочный сюжет немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская.

Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряжённо-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверно повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.

    Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, и волшебные картины зимней природы – всё в этом балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере её культуры, музыки и обычаев. Неслучайно сам Чайковский признавался: « Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

   «Русское» в балете «Щелкунчик» обнаруживает себя не только в народно-песенных интонациях и даже, может быть, не в характере мелодий. Скорее, здесь следует отметить особую сферу чувств, обнаруживающую себя и в богатстве сказочных фантазий, и в широте мелодического дыхания, и в драматизме эмоциональных переживаний – вовсе не сказочных, не вымышленных, а по-настоящему серьёзных и глубоких.

3. Тема. Мелодию сравнивают с интонацией человеческой речи, а тип начала музыки

называют «вершина-источник» и почему?

У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворённых пейзажей, как нет и танцевальных мелодий, лишённых живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий -  Па-де-де из II действия «Щелкунчика», которую выдающийся балетмейстер М.Петипа назвал «потрясающей по своему воздействию». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип начала получил название «вершина – источника»: он, подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.

Как это часто бывает в музыке, в диалог вступает другая тема, вносящая в развитие музыкального повествования учащённое биение ритмического пульса, на фоне которого звучит её взволнованная мелодия.

Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…

Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нём присутствует всё многообразие.

4.Тема. Можно ли передать словами содержание мелодии? К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идёт о  мелодии: ведь из всех сторон музыкальной выразительности именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И всё же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» ( «жалоба Эвридика») из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» и как о многом может сказать она, вовсе не прибегая к словам. Наверное, не случайно композитор в своём оперном сочинении, где действие традиционно построено на словесном либретто, в данном фрагменте обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!

Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека везде одинакова и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми. Не означает ли, что мелодия угадывает нас самих – наши затаённые чувства, наши невысказанные мысли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа "Самое интересное из жизни Степана Григорьевича Писахова"

Проектная работа ученицы МБОУ "СОШ№5" г. Северодвинска Проходцевой Арины. "Самое интересное из жизни Степана Григорьевича Писахова...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...