Среднее звено. Конспект к уроку "Мелодия угадывает нас самих"
план-конспект урока по музыке ( класс) на тему

Симонова Мария Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки


Тема четверти: «В чём сила музыки»
Тема урока:
«Мелодией угадывает нас самих»

Цель деятельности учителя: помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства 
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты
:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2.
Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3.
 Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

2

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»

Подготовиться к уроку,
настроиться на работу на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание: В.А.Моцарт  Реквием «Лакримоза»














Слушание: Па-де-де из балета «Щелкунчик». П.И.Чайковский
















































15

Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из фильма, ваша задачей будет вспомнить о каком композиторе здесь идёт речь, и что за произведение он пишет в данный момент. (Отрывок из фильма «Моцарт»). И так, какого композитора вы здесь увидели? (Ответы детей). Какое произведение он писал? Почему для него было так важно его закончить? (Ответы детей).
Давайте послушаем отрывок из реквиема Моцарта «Лакримоза».  Какая это музыка? Какая в ней мелодия? (Ответы детей). Как вы уже догадались , сегодня мы  продолжаем разговор о мелодии. На прошлом уроке мы познакомились с светлыми, жизнерадостными и печальными мелодиями музыки В.А.Моцарта. А сегодня на уроке у нас прозвучат мелодии композиторов, чьи имена вам очень хорошо знакомы.  Звучит  музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Па-де-де». Вы узнали эти произведения? А вот по каким признакам вы узнали об этом мы узнаем на нашем уроке. И так, мы вывили тему сегодняшнего нашего урока: Тема: «Мелодия «угадывает» нас самих». Наверняка не раз за свою жизнь вы слышали   разные мелодии. Мелодия, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота и характер персонажа. Так что является ярким воплощением мелодии? (Ответы детей).
 Даже в тех случаях, когда композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства, он вносит в его музыкальную трактовку столько родных, самобытных интонаций, что созданное им произведение становится достоянием национальной культуры его страны. Среди таких произведений находится и чудесный детский балет «Щелкунчик»,написанный П.И.Чайковским. А написал он музыку к своему балету по сюжету сказки Э.Т.А.Гофмана.  Вы читали сказку про Щелкунчика? ( Ответы детей). Какая это сказка? (Ответы детей). Так и композитора  П. И. Чайковского тоже тронула эта доброта сказки, а так же её волшебство и вера в чудо. Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряжённо-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверно повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана. Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, и волшебные картины зимней природы – всё в этом балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере её культуры, музыки и обычаев. Неслучайно сам Чайковский признавался: « Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». «Русское» в балете «Щелкунчик» обнаруживает себя не только в народно-песенных интонациях и даже, может быть, не в характере мелодий. Скорее, здесь следует отметить особую сферу чувств, обнаруживающую себя и в богатстве сказочных фантазий, и в широте мелодического дыхания, и в драматизме эмоциональных переживаний – вовсе не сказочных, не вымышленных, а по-настоящему серьёзных и глубоких. Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточии.  Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нём присутствует всё многообразие. (Слушание «Щелкунчик» «Па-де-де»). А в этот раз, когда будете слушать подумайте о том, какая это музыка, что происходит в данный момент в балете, или сказке, что она пытается донести до вас? (Ответы детей). А чем ребята, отличается музыка Моцарта и Чайковского? Чем отличаются их произведения? (Ответы детей).Верно ребята. Вы совершенно правы. У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворённых пейзажей, как нет и танцевальных мелодий, лишённых живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий -  Па-де-де из II действия «Щелкунчика», которую выдающийся балетмейстер М.Петипа назвал «потрясающей по своему воздействию». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип начала получил название «вершина – источника»: он, подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.Как это часто бывает в музыке, в диалог вступает другая тема, вносящая в развитие музыкального повествования учащённое биение ритмического пульса, на фоне которого звучит её взволнованная мелодия. Ну что ж о композиторах мы сегодня поговорили, мы послушали их произведения узнали их сюжеты, а теперь давайте поговорим и киноискусстве. Мы уже достаточно много о нём знаем, но как оказывается мир киномузыки очень глубок и обширен. Давайте вспомним что нам уже известно о музыке в кино? Какая бывает? (Ответы детей). Кто является первыми создателями кино? Если раньше фильмы были немыми, то от куда в зале звучала музыка? Как назвали первый фильм? Живая…. (Ответы детей). Хорошо. Ну а сегодня мы узнаем о разновидностях киномузыки. С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, и закадровую.  А мы уже знаем что звукое кино появилось, когда? (Ответы детей). Как вы понимаете значение слова «внутрикадровая» музыка? (Ответы детей). Хорошо. А Как вы понимаете значение такого слова  как «закадровая» музыка? (Ответы детей). А теперь послушайте, а лучше запишите. Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.). То есть вы смотрите фильм, а  музыка звучит не на втором плане, отделано от кинофильма, а в самом фрагменте, то есть это может быть какой-то концерт,  или же кто-то сам из героев по сюжету поёт и играет на гитаре в одном из кадров. Внутрикадровая музыка определяется содержанием кадра. Она должна звучать синхронно с движениями исполнителя. часто внутрикадровую музыку приходится имитировать. Например, в студии создаётся иллюзия включённого магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка структурно не связана ни с кадром, ни со словом, она — всего лишь лёгкий, ни к чему не обязывающий фон. Как видим, внутрикадровая музыка либо совершенно зависима от слоёв звука и видеопартитур, либо, наоборот, достаточно нейтральна по отношению к ним, но всегда непосредственно мотивирована происходящим действием. А закадровая музыка, наоборот обладает  значительно большими выразительными возможностями. В ней проявляется авторский замысел, вкус и взыскательность, такая музыка способна подчеркнуть духовность героя или, наоборот, разоблачить его. Таким образом, закадровая музыка — музыка, введённая в передачу извне, собственно, это оформительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда соотносится в первую очередь с кадром, а также со словами и шумами по содержанию и форме. Сейчас мы посмотрим с вами два фрагмента из двух разных фильмов, а вы попробуйте разобраться, какой из отрывков фильма принадлежит к закадровой музыке, а какой к внутрикадровой. (Просмотр эпизодов из фильма «Гардемарины, вперёд!» а так же «17 мгновениях весны» 

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.
П: Развитие певческих и слушательских способностей.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.

3.

Пение:
 Верижников Юрий – «романс»

15

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос  тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».Разучивание произведения: Какие чувства мы испытали, когда прослушали музыку Моцарта? А теперь давайте послушаем романс с таким название , как  «Зимний». Какие чувства вы испытывали слушаю эту песню? О чём она? (Ответы детей.) Давайте приступим к разучиванию.

Трудности

Методы приёмы

Пропевание разных гласные звуков(а, о). (В таких словах как: Снова, словно, нежно, светила, луна, тогда, струна, дрожала)
четкое произношение согласных звуков ( г, х, л, в, з ). ( В таких словах как:
 снег, пух, укрыл, вдруг, до слез напев, исцелил, подарил,  вселил.)

Собственный показ

Объяснения

Показ звуковысотности


Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П: Развитие певческих и слушательских способностей.

4.

Рефлексия.

3

Ребята, за эти несколько уроков мы с вами уже достаточно много узнали и композиторах и о их произведениях, а так же мы даже окунулись в мир киноискусства. Сейчас вам предстоит написать небольшую проверочную работу. Пока я раздаю листочки, вы можете полистать свои тетради и повторить изученный материал, вопросы не сложные тем более вы уже всё это знаете, так что это проверочная лишь дополнительная положительная оценка для вас.
(Проводится проверочная работа по изученному материалу).

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.