Среднее звено. Конспект к уроку «Мелодия»
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Симонова Мария Александровна

Для 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_melodiya._.docx38.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки


Тема четверти: «В чем сила музыки»
Тема урока:
«Мелодия»
Цель деятельности учителя:
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:

Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.

Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.        

Настроиться на урок.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

  1. Слушание:
    Ф.Шуберт. «Серенада»


Слушание:
серенада студентов из кинофильма «девушка с гитарой»

































15

Стихия музыки – могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодия всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем… (Евгений Винокуров)

Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Как это понимать? (Ответы детей). Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».А давайте теперь вспомни что такое ритм?  (Ритм - это чередование долгих и коротких звуков). Музыку без ритма было бы сложно назвать музыкой. Где в нашей жизни присутствует ритм? (Ответы детей). Верно. Ритм присутствует везде – и в природе, и в искусстве, а мелодия наоборот всецело принадлежит только музыке. Именно с мелодии и начинается музыка, как особое искусство. Первая услышанная, первая пропетая мелодия становиться одновременно и первой музыкой в жизни человека. «Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе.» Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения. Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. Давно известно, что музыка царствует лишь там, где находит отклик и понимание. Но если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений – ни движений, ни постукивания в такт; её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза: ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам. Чем же объясняется воздействие мелодии? Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова? Звуки мелодии возникают лишь тогда, когда душа настроена на иной, поэтический лад, когда она плачет или смеется, грустит или надеется. Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Слушание и анализ музыкальных произведений. Ф.Шуберт. «Серенада». 1) Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия? (Для голоса в сопровождении фортепиано) 2) Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу) 3) Что же заключено в мелодии? 4) Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости). Пропойте вместе со мной мелодию Серенады. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной. Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой. В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Одной из таких серенад является  серенада студентов из кинофильма «девушка с гитарой». Мы обязательно её послушаем, но перед этим я бы хотела рассказать вам о том времени, когда кино только-только начало появляться. Когда музыки в нём ещё даже не было. Давайте мысленно перемотаем воображаемую киноплёнку на 115 лет назад.  Мы с вами попадаем в 1895год. В то время Париже жили два брата изобретателя  Луи Люмьер и Огюст Люмьер. Однажды они изобрёли такой аппарат, при помощи которого можно было спроецировать изображение фотографий на большой экран. Кадры менялись так быстро, получалось движение изображения на экране. Это изобретение называли: «Живая фотография», «Движущиеся картины». Первая демонстрация состоялась 28декабря в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Сеанс продолжался всего 10 минут, но имел большой успех, и уже через год «Живые картины» были показаны в России. Это было как аттракцион, люди шли с удовольствием. Показ фильмов сопровождался «Музыкальной иллюстрацией» - на ф-но исполняли фрагменты классической и современной музыки, в той или иной форме созвучных происходившим на экране событиям. Позднее добавили титры, а ещё позднее кино озвучили. Но, а теперь давайте вернёмся в наше время, и посмотрим фрагмент из кинофильма с красивым названием «девушка с гитарой» о котором я вам говорила ранее.

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:
 учатся работать с текстом. Учатся выделять специальную информацию из текста. 

Коммуникативные: учатся строить понятные аргументированные высказывания. 

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную  информацию. Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения. 


3.

Пение:
Геннадий Гладков - Серенада Трубадура

15

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос  тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».

Разучивание произведения: Песня, которую мы с вами выучим, тоже является серенадой, которая вам очень хорошо известна с детства. Эта серенада трубадура из мультфильма «бременские музыканты». А сочинил эту серенаду Геннадий Игоревич Гладков. Советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации. Г. Гладкову несказанно повезло, он родился в семье музыкантов, и считал для себя долгом идти по их стопам. Еще будучи студентом, написал музыку к спектаклю «Друг детства». В это же время начал писать музыку для фильма «Тайны минувшего». Композитор долго и кропотливо работал над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты», после чего получил заслуженную всесоюзную известность. Каждому из нас известен этот замечательный мультфильм и многие, конечно, ещё помнят серенаду трубадура.

Давайте споём её, окунёмся в мир любви и нежности.

Трудности

Методы приёмы

Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). В таких словах как (золотого ,пелена ,снова ,стена, ясное,

,пора ненастная)


четкое произношение согласных звуков В таких словах как: (л, н, т,). (со
лнца, наступит, счастье, ждет, ненастная, взойдет)

Собственный показ

Объяснения

Показ Звуковысотности

Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П: Развитие певческих и слушательских способностей.

4.

Рефлексия.

3

 Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть.  Я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил.
1. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

2. Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?
3. Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке?
4. Кто является создателем первого кинофильма?
Ребята, вы были очень внимательны. Поэтому и  смогли ответить на все вопросы. Вы большие молодцы! Желаю вам успехов!

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.