Методическая разработка "Особенности работы над устранением наиболее типичных недостатков в классе фортепиано"
методическая разработка по музыке на тему

Береснева Елена Петровна

Работа над устранением наиболее типичных недостатков в классе фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Особенности работы над устранением наиболее типичных недостатков в классе фортепиано (для студентов разных специальностей в колледже музыкального и изобразительного искусства»

(Из опыта работы преподавателя Бересневой Е.П.)

                                

                                        

«Нет на земле живого существа

                                        Столь жёсткого, крутого, адски злого,

                                                         Чтоб не могла, хотя на час один,

                                                         В нём музыка свершить переворота»

(В. Шекспир «Венецианский купец»)

        В настоящей работе поднимаются вопросы, связанные с некоторыми особенностями работы в классе общего фортепиано.

        «Совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только «заразить» его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано.»

                                                                                (Г.Г. Нейгауз)

        Задачи, стоящие перед преподавателем, требуют от него обширных и разносторонних знаний, профессионального мастерства, определённых личных качеств. Здесь определяющим является любовь к своей работе и интерес к развитию каждого студента. Педагогическое мастерство сказывается в умении подобрать репертуар, продумать упражнения, примеры, дать яркие сравнения, показать студенту «в живом звучании» всё то, о чём он ему рассказывает, будить творческое воображение студента, вызывать у него интерес к работе. Очень важно создание в классе творческой обстановки, где вместо перенимания готовых образцов исполнения ведётся совместный поиск студента и преподавателя.

         Чтобы достичь должной перспективности в развитии студента, необходимо добиться преемственности и согласованности между ДМШ и колледжем. Очень часто  на вступительных экзаменах по общему фортепиано в колледж абитуриенты получают значительно ниже баллы, чем на выпускных экзаменах в школе. Это говорит о несогласованности критериев оценок, методических установок, Следует учесть, что актуальный вопрос – тщательная согласованность между ДМШ и колледжем, единство критериев оценок, преемственность в изучении приёмов, стилей, репертуара – может быть успешно решён лишь при системном подходе.

          Довольно часто мы, преподаватели общего фортепиано колледжа, вынуждены заниматься исправлением недоработки, недостатков, ошибок, допущенных а ДМШ. У многих студентов отсутствует развитая культура ритма. Всем известно, что умение играть метрически точно и ритмически ровно – один из важнейших навыков музыканта. Воспитание чувства ритма, точности прочтения метроритмической записи составляет основу работы над развитием музыкального ритма студента. Выработке чувства ритма помогает арифметический устный счёт ( чем мы очень часто занимаемся  со студентами в классе), игра с акцентировкой.«Счёт имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что – либо другое.» ( И.Гофман) Однако, нужно помнить, что равномерная пульсация с её разнохарактерными акцентами -  вовсе не «арифметика», что тончайшие взаимосвязи опорных и неопорных моментов придают музыке определённую выразительность. А.Рубинштейн в «Коробе мыслей» записал: «Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни».

         Одним из недостатков, который часто встречается, затрудняет и удлиняет работу – небрежное отношение к аппликатуре. В классе я совместно со студентами обдумываем аппликатуру с первых этапов работы над произведением в связи с художественной задачей, удобством и свободой в игре. Мне нередко приходится обращать внимание студентов на то, что закрепившаяся неточная аппликатура переучивается с большим трудом и в дальнейшем может мешать выполнению движения, появляясь неожиданно для самого студента и создавая в игре срывы. Наряду с совместным анализом аппликатуры, я предлагаю студентам самостоятельно решить аппликатурные вопросы.

          Мало уделяется внимания в школе развитию музыкального слуха, читке с листа, подбору по слуху. Не уделяется должного внимания в ДМШ анализу структуры и формы произведения. Студенты не в состоянии разучить самостоятельно музыкальное произведение. Обычно в классе мы, преподаватели, берём на себя все функции организатора процесса обучения ( определяем цель работы, содержание, объём и т.д.). Студенты, не обученные в  школе приёмам самоорганизации, самостоятельно при домашней работе, полностью зависят от непосредственной помощи преподавателя, регулирующего его творческий процесс. Именно на начальном этапе, в ДМШ, следует отойти  от пассивных методов обучения, стимулировать самостоятельность, творческую инициативу ученика.

         Нередко у студентов, поступивших в колледж, плохо развито воображение и образное мышление. Воображение следует воспитывать ещё в ДМШ. Необходимо стремиться развивать образное мышление ученика с освоением средств выразительности, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение. Ученики младшего возраста лучше усваивают произведения с доступной их возрасту программой, которые адресованы к конкретным представлениям и образному воображению, ученикам постарше уже доступны произведения более сложного содержания, требующие абстрактного мышления. Установление ассоциаций с жизненными образами обогащает творческое воображение студента. В тех случаях, когда воображение студента пассивно, я прибегаю к различным ассоциациям, сравнениям из жизни, природы или других видов искусства. В подлинно художественном исполнении образы воображения, при любой индивидуальной трактовке произведений, должны соответствовать общему замыслу автора, воплощать этот замысел в целом.

             Ещё в раннем возрасте при выборе музыкальной профессии помимо чисто музыкальных способностей надо учитывать и  склад характера и особенности мыслительной деятельности ученика. Если он любит уединение, вряд ли ему придутся по нраву публичные выступления на сцене.

              Очень часто у студентов, поступивших в колледж, имеют место такие недостатки, как скованность пианистического аппарата, высоко поднятый плечевой пояс, ограничение кистевых движений, лишние движения корпуса. Здесь важно отметить, что содержательность исполнения, певучесть и красочность звука возможны только при свободе пианистического аппарата. Замечательная русская пианистка и педагог А.Есипова писала: «Прежде, чем извлечь из рояля звук, важно получить ощущение свободы всей руки, как чего – то единого, от плеча до кончиков пальцев». Также хотелось бы вспомнить слова К. Игумнова: «Надо постоянно работать над освобождением всех своих мышц так, чтобы они были абсолютно свободны и подчинялись приказам мозга… Пока мышцы натянуты, как канаты, ничего путного не выйдет». В процессе работы со студентами необходимо для достижения свободы постоянное наблюдение за тем, чтобы ни в одной части пианистического аппарата не появлялась скованность. В движениях пианиста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье, кисть и пальцы. В известной мере принимает участие весь корпус ( наклоны, покачивания, изменение той или иной позы во время игры). Я часто в работе предлагаю студентам упражнение на ощущение нагрузки и освобождения. Смысл его в том, чтобы студент ощутил вес своей руки и при подъёме почувствовал поддержку её в верхних частях пианистического аппарата. При выполнении этого упражнения важно, чтобы рука падала свободно, без усилий, чтобы падение было быстрым, а подъём медленным. При подъёме кисть и пальцы свободно свешиваются вниз.

               Одним из недостатков многих студентов является то, что они плохо владеют техникой нажатия педали. Нажимают педальную лапку большей частью ноги, а не носком, в результате педаль берётся рывком и стучит. Часто, при нажатии педали, пятка ноги отскакивает от пола. Следует обращать внимание студента на то, чтобы пятки ног упирались в пол, нога не стучала по педали, педальная лапка нажималась носком ноги свободно без напряжения. Но всегда нужно помнить, что «нога -  только слуга, исполнительный орган, в то время как ухо является руководителем, судьёй и высшим арбитром».(И. Гофман)

                В своей работе со студентами в развитии ритмически ровной и быстрой игры я использую подключение речевого аппарата. Дело в том, что в произнесении потока слов наш язык оказывается часто гораздо лучше натренированным, чем пальцы рук. Соединение движения пальцев с речевым произнесением нот при сольфеджировании значительно дисциплинирует движения пальцев в смысле ритмической точности и определённости взятия звука.

                 К одному из недостатков студентов можно отнести неумение соразмерить силу звучания мелодии и сопровождения. Помочь студенту раскрыть звуковую многоплановость произведения, научиться разделять звуковую ткань на первый и второй план сможет упражнение, которое я предлагаю своим студентам. Упражнение сводится к беззвучному проигрыванию в медленном темпе партии сопровождения, в то время, как мелодию следует играть полным певучим звуком. Это даёт хорошие результаты. Сбрасывается излишнее давление пальцев на клавиши и напряжение руки.

                 С большим трудом играют студенты произведения, в которых сочетаются штрих легато в одной руке со штрихом стаккато в другой руке. Точность одновременного исполнения различных штрихов воспитывается с первых этапов обучения и требует внимательного вслушивания в звучание каждого вида, способствует развитию слуховых представлений и воспитывает отношение к приёмам, как к средству достижения звукового результата.

                 Не лучшим образом обстоят дела с терминологией. Начиная с раннего возраста, в ДМШ, надо постепенно приучать ученика к специальным терминам. При разборе произведения важно сразу же обратить внимание студента на исполнительские ремарки, касающиеся обозначения темпа, динамики, характера, педали и т.д. и потребовать от него обязательного перевода этих обозначений на русский язык с помощью «Словаря иностранных музыкальных терминов». Следует обратить внимание студента на то, что все обозначения указывают лишь направление авторской мысли и лишены абсолютности. В различных пьесах и даже в одной и той же пьесе то или другое обозначение может носить разный характер. Воспитание такой грамотности облегчает понимание изучаемого произведения. Постепенно осознание исполняемой музыки становится неотъемлемой частью прочтения текста.

                 Часто сталкиваешься в работе с таким недостатком, как незнание, неумение обдумать и выработать динамический план произведения. Студенты приносят на урок бессмысленное исполнение голых нот, оставляя на потом, на какое – то отдельное разучивание динамику. С первых лет обучения надо воспитывать ученика в том направлении, что любые выразительные краски, нюансы неотделимы от самой музыки, её содержания, а не являются лишь разнообразящими исполнение оттенками. Задача исполнителя – найти необходимые, вытекающие из смысла произведения нюансы. Л.Николаев указывал, что «нюанс – не украшение, так же как и в разговорной речи он является не украшением, а необходимостью, вытекающей из смысла передаваемого.» В процессе работы вполне возможно введение каких – то новых, ранее не предусмотренных деталей, нюансов, ведь исполнение – творческий процесс, но это не снимает необходимости продумывания и точного установления всего динамического плана исполняемого произведения.

                   Одним из недостатков является то, что во время исполнения студенты бессмысленно повторяют какой – то звук, аккорд или построение. Проанализировав такое исполнение, я пришла к выводу, что в этих случаях студенты берут неверные ноты, используют неправильные движения и неудобную аппликатуру, а также это происходит на стыке построений, Чтобы не было остановки в исполнении, учащиеся повторяют предыдущее созвучие. С этой вредной привычкой приходится бороться в классе, предлагая студенту играть в медленном темпе с  исключительной сосредоточенностью, избегая ненужных повторений. При этом, я каждый раз объясняю студенту, что при повторении слух и пальцы всё запоминают и понадобится немало времени на устранение этого недостатка.

                  Я часто напоминаю своим студентам слова выдающегося польского пианиста И. Падеревского: « Один процент таланта, девять процентов удачи и девяносто процентов труда».

                Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить: чтобы в классе общего фортепиано меньше заниматься исправлением недостатков, необходимо в звеньях воспитательного процесса ДМШ -  колледж выработать единую систему методик на общей методологической основе, чёткую ориентированность учащихся, добиться согласованности критериев оценок, дальнейшего развития межпредметных связей и совершенствование методов преподавания.

                 Хотелось бы закончить мою работу словами Г.Г.Нейгауза: «Одна из главнейших задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику…то есть привить ему…самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

                                  Используемая литература:

1.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

2.А.Рубинштейн «Короб мыслей»

3.И.Гофман «Фортепьянная игра»

4.В.Шекспир «Венецианский купец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее типичные ошибки на ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления

Данные рекомендации можно использовать как памятки для предотвращения типичных ошибок на ЕГЭ по английскому языку....

Методическое сообщение "Наиболее типичные случаи нарушения ритмической стройности"

Рассматриваются основные причины ритмических ошибок и методы работы над их преодолением. Одним из аспектов,  на которых надо направлять ученика это умение понимать образно - эмоциональное содержа...

Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)

Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Методическая разработка "Значение образных ассоциаций на занятиях по классу фортепиано"

Разработка содержит материал, раскрывающий значение работы над формированием образной сферы начинающих музыкантов при освоении игры на фортепиано....

"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...