Открытый урок-мероприятие
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Плешакова Анна Викторовна

урок - мероприятие посвященный музыке мордовских композиторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_mordovskogo_naroda.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

Открытый урок – мероприятие:

«Музыка мордовского народа»

Звучит гимн Мордовии

Дети: Да, она звучит по радио и по телевидению как позывные к передачам мордовского канала. Это гимн нашей республики.

Учитель: Известны ли вам, ребята, автор гимна?

Дети: Композитор – Нина Васильевна Кошелева, поэт Сергей Кинякин.

Учитель: Не случайно наш урок открыл гимн РМ, ведь мы сегодня отправляемся в путешествие по нашей республике и знакомимся с мордовской национальной и профессиональной музыкой, с композиторами и ведущими исполнителями Мордовии. Мы с вами побываем в эрзянском селе и мокшанской деревне повеселимся на мордовской свадьбе, послушаем и споем мордовские песни. В старину люди любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная музыка звучала везде- во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздниках. Радовались эрзяне и мокшане – и песни пели веселые, озорные;  горевали- и песни звучали протяжные и грустные.

Учитель: Как же создавались народные песни- одним человеком или одновременно многими людьми? Что появлялось раньше- мелодия или слова?

Дети: Вначале народные песни сочиняли отдельные люди, они одновременно сочиняли мелодию и слова.

Учитель: Как же распространялись их песни?

Дети: Песни передавались от человека к человеку, из уст в  уста.

Учитель: Вы знаете ,что у нас в республике мордовский народ говорит и поёт на двух языках: эрзянском и мокшанском?  

Народная одежда и у эрзян и у мокшан очень нарядная, украшена вышивкой, яркими бусами. Она создавалась народными мастерами. В селах есть дома, у которых оконные наличники - как кружевные, только кружева эти из дерева. В песнях в мордовских тоже свои музыкальные кружева, свои узоры. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.

Учитель: Я расскажу вам одну историю, которая произошла давным–давно, сотни лет назад; может это быль, а может сказка.

…Жила-была девушка в эрзянском селе. Добрая, красивая. Матери с отцом помогала и в доме и в поле. Всегда радовалось солнце утреннему, траве зеленой, пенью птиц. И сама всегда напевала что-нибудь веселое. Но вот случилось большая беда: пришли на землю эрзянскую враги лютые- ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк её звонкий напев. Зато все чаще приходило ей в голову мелодия печальная, слова горькие. В них и выливала она свою тоску по дому родному, по родителям.

Но вскоре девушке удалось сбежать и, вернувшись, домой, стала она рассказывать, как жилось ей и другим пленникам в неволе ногайской, но получился у неё не рассказ, а песня. Да уж такая печальная… назвали её «Вирь чиресэ» («На опушке леса»).

Звучит песня «Вирь чиресэ».

 Учитель: Как вы думаете ребята, к какому жанру народных песен относится песня «Вирь чиресэ»?  (Лирическая).

Учитель: Мы побывали с вами в эрзянском селе, пора заглянуть и в мокшанскую деревню, ведь здесь нас ждёт веселая свадьба со своими песнями и плясками.

Звучит «Свадьба» муз. Г. довина сл.А.Эскина (исполняет Нина Спиркина).

Хорошо известно в Мордовии старинная хороводная мокшанская песня «Луганяса келуня» («На лугу березынька». В ней рассказывается о березоньке, что стоит на лугу,а девушке, что сидит под этой березоньке. А нарядах той девушке, а шелковом рукоделии в её руках. После каждой песенной строки- весёлый, танцевальный припев.

Исполнение песни «Луганяса келуня»  с ложками.

Молодцы ребята! Песню спели, а какая же свадьба без задорной, весёлой пляски.

Звучит танец плясовая.  

 

Учитель: Наше путешествие продолжается. История мокшан и эрзян в их песнях.

Учитель:В три девятом царстве, три девятом государстве, что зовётся Мордовией, жил-был песельник. На скрипке играл, песни разные пел. Ходил по полям, по лесам, по селам, по деревням. Сам песни пел , но и других слушал. Вот шёл он однажды, шёл, вдруг слышит: песня звучит.

Звучит песня «Сур велесь» или «Тиринь веле».

 Учитель: Пошёл Песельник прямо к песне. Идёт, идёт, а ни как не дойдет.

И вот увидел, наконец, он то селе. И впрямь оно красивое! А на околице его красны девицы поют. ( слайды с изображением женских портретов Ф.Сычкова).

Из далека их слышно, потому что мордовские песни всегда громко поются, даже печальные.

Звучит песня «Нусманя моро».

 

Учитель: Почему мордовские песни такие печальные? (ответы детей).

Дети: Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь мордовского народа была очень тяжёлой. Трудолюбивые мокшани и эрзяни жили на берегах больших рек- Суры и Мокшы. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать урожай.

Набегут враги, сожгут поля, людей в плен возьмут. Вот поэтому песни печальные. Исполняются эти песни хором. Сначала один женский голос начинает, потом вступают все остальные голоса. Поют стройно. Поют не одну и ту же мелодию, а мелодии разные, но соединяются они в единое целое. Вот и получается многоголосие- яркая музыкальная краска с разнообразными оттенками. Краски мокшанских и эрзянских песен- звонкие, сочные, чистые.

Среди мордовских песен много таких, в которых поётся о каком-то одном человеке. Если это хороший человек, то его хвалят. А если неумёха, растеряха, лентяй- уж достанется ему в песне!

Исполнение песни « Косо, косо да Утяша».

Учитель: Не только наши девочки хорошо и голосисто поют, но и мальчики от них не отстают.

 Звучит песня «Адядо, ялгат, розь паксяв» или «Кавто цёрат тикше ледить».

Учитель: Ребята, помните Песельника, которого песня привела в село Сурское. Задумал он тогда мордовских девушек в стольный город в Саранск позвать. Чтобы пели они не только для своего села, но и для всех людей. И вот стал он перед девушками  речь держать:

Ай, вы, девицы, вы, красавицы!

Круглолицые да румяные!

Круглолицые да румяные!

Ваши косы- ветки ивушки,

Ваши косы- ветки ивушки,

По плечам до пят опускаются.

Только песни ваши ещё краше!

Ваши песни- как узор цветной,

Ваши песни, как ручьи весной!

Пусть народ на вас полюбуется

Вашим песням народ подивуется!

Вышла  вперед одна из них, поклонилась она селу родному, роще берёзовой и сказала: «Нельзя людям без песен. В нашем селе их каждый знает, а в твоём городе про них не слыхивали. Пойдём мы с тобой будем для всех свои песни петь». Вот и пришли девицы в стольный град. Стали там песни петь, а Песельник решил помочь девушкам. Чтобы не забыли они  о своём селе и своей берёзовой роще, дал он всем им одно имя- ансамбль «Келу». Это не первый профессиональный ансамбль. Вот уже более 50 лет существует ансамбль песни и танца «Умарина», «Ламзурь».

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами познакомимся с композиторами Мордовии. Первым мордовским композитором был Леонтий Петрович Кирюков. Он сделал очень много добрых музыкальных дел для нашего народа и нашего искусства, поэтому заслужил от людей почётные звания: «народный артист Мордовии», « заслуженный деятель искусств России».

Л.П. Кирюков родился в 1895 году в деревне Пичевка Зубово-Полянского района. Л.П.Кирюков работает в Анаевской школе в первой ступени. Сочинил оперы: «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня». Сочинил «концерт для скрипки с оркестром», фортепьянные пьесы, много песен, пьесы для баяна. Л.П.Кирюков помог открыть в Саранске музыкальное училище, музыкальный театр.

Звучит мордовский танец для баяна с оркестром Л.П.Кирюкова или «Колыбельная».

Старейшиной мордовской музыки является композитор Георгий Иванович Сураев-Королёв. Он организовал женский фольклорный ансамбль «Келу». Он обрабатывает  мордовские народные песни для ансамбля. Он сочинил музыку: для скрипки и фортепиано, для хора, оркестра, для детей и взрослых.

Звучит песня «Ине лей» или «Кизэ ,сак» Г.И. Сураева-Королёва.

Гавриил Григорьевич Вдовин- мордовский композитор другого  поколения. Он высок и худощав, взгляд глубоко посаженных глаз пристален и серьезен. Это строгий и мудрый человек. Он не только строгий, но и добрый. Гавриил Григорьевич сочиняет разную музыку: для детей и для взрослых, для скрипки, фортепиано, оркестра. У него есть оперы.

Звучит пьеса для флейты и фортепиано Г.Г.Вдовина.

Звучит песня «Тиринь веле» сл. Н.Мокшинна муз. Г.Г.Вдовина или «Вирь удало» слова М.Моторкина.

Учитель: Ребята, бывают женщины- композиторы?

Н.В.Кошелева- мордовский композитор. Училась и жила она в детской музыкальной школе-интернате в Саранске. Пела в хоре. Ей очень нравилось петь и играть на фортепиано. Произведения: «Россиясо», «Панжи лёмось», «Весемеде мазыйнем», пьеса «весёлое настроение».

Заслуженные артисты республики Мордовия: Анатолий Калинкин, Андрей Пичугин, Ирина Пережогина. Нина Спиркина, Анна Атласова,

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы узнали немного о музыке Мордовии. Узнали о мордовских композиторах и исполнителях. Какие характерные черты, свойственные только музыке мордовского народа, мы узнали на нашем уроке?

Дети: специальный лад- пентатоника, переменный размер с изменчивым ритмом, огласовка согласных и слогов, небольшие внутрислоговые попевки, специфическая манера исполнения- напряженная и громкая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»

В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...

Открытый урок-мероприятие

С песней по жизни. ...

Урок- мероприятие «New Year`s Day»

Цели урока: Познавательная цель: расширение кругозора по теме «Новый год и Рождество»....

Открытые уроки, мероприятия

Тема: Татар халык ашлары Максат: татар милли ризыкларының исемнәрен хәтерләп калу; исемнәрне кертеп җөмләләр төзү; тотрыклы танып белү мотивы һәм татар телен өйрәнүгә кызыксыну тәрбияләү.Җиһазлау...

Открытые уроки, мероприятия

Тема: Татар халык ашлары Максат: татар милли ризыкларының исемнәрен хәтерләп калу; исемнәрне кертеп җөмләләр төзү; тотрыклы танып белү мотивы һәм татар телен өйрәнүгә кызыксыну тәрбияләү.Җиһазлау...

открытые уроки, мероприятия

открытые уроки, мероприятия...