Рабочая программа "Игра на гитаре"
рабочая программа по теме

Пуляева Елена Юрьевна

Рабочая программа "Игра на гитаре" предусматривает занятия с детьми и подростками с 12 до 16 лет(старшая группа) и с детьми 10-11 лет(младшая группа).

  Программа рассчитана на 3 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_igra_na_gitare.doc352.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Устьянский детско-юношеский Центр»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ ДОД УДЮЦ

«___»________________2012г.

____________________________

  /Заостровцева О.Г./

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Игра на гитаре»

(художественно-эстетическая направленность)

Возраст 10- 16 лет

Срок реализации программы 3 года.

Педагог

дополнительного

образования

Пуляева Елена Юрьевна

п.Октябрьский

2012г.


Пояснительная записка

“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.        

                                В.А. Сухомлинский     

         В основу программы «Игра на гитаре» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.

 В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне.

Программа «Игра на гитаре» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого  выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание  ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную  программу для них привлекательной.

Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.

Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают  уникальную возможность  овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.

Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду. 

Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства  широкому  кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и  способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными.

Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Детско-юношеского центра, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в фестивалях и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.

Цель программы:

Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

Задачи:

  • развивать интерес к музыке;
  • дать начальное представление о музыкальной грамоте;
  • обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
  • обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен;
  • стимулировать учащихся к созданию собственных песен;
  • формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.

Основные направления деятельности

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

        Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

        Второе –  развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов.

   Задача коллектива – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка,   пропаганда бардовских, авторских и других песен, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Программа построена на следующих принципах:

  • доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
  • заинтересованности;
  • наглядности;
  • индивидуальности;
  • комплексности, системности и последовательности;
  • преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).

   Отличительные особенности:

На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе. Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.

Условия реализации образовательной программы:

программа «Игра на гитаре» предусматривает занятия с детьми и подростками с 12 до 16 лет(старшая группа) и с детьми 10-11 лет(младшая группа).

  Программа рассчитана на 3 года обучения. 

Материально-техническое обеспечение:

   Удобный, хорошо проветриваемый класс.

   Музыкальные инструменты.

    Сценическая площадка.

   Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон.

Информационно-методическое обеспечение:

  • Обучающие схемы, таблицы аккордов;
  • Сборники авторских и эстрадных песен;
  • Тезаурус;
  • Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
  • Электронные носители (диски);
  • Интернет-ресурсы:

www.ateusclub.ru

www.akkords.net

www.pesnibardov.ru

www.bard.ru

Общий объём программы: 192 часа (ст.гр.) и 128 часов (мл.гр.). Со второго года обучения 128 часов (старшая и младшая подгруппы) и 5 человек выводятся на индивидуальное обучение.

Форма занятий индивидуально-групповая: по 6-8 человек в группе

Дополнительные формы проведения занятий:

  • репетиции к подготовке выступлений;
  • концертные выступления различного уровня;
  • творческие встречи с различными детскими коллективами;
  • посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
  • участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах.

Условия набора:

набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • устройство гитары, разновидности гитар;
  • основные способы звукоизвлечения;
  • аккорды и их буквенные обозначения;
  • правила ТБ и правила поведения в кабинете;

Обучающиеся должны уметь:

  • настраивать инструмент;
  • легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
  • исполнять обязательные произведения бардов-классиков;

Обучающиеся должны овладеть: 

  • навыками  выступлений на сцене;
  • навыками участия и организации концертов разного уровня;
  • способами  рефлексии;

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

  • диагностика;
  • контрольное прослушивание воспитанников;
  • самостоятельная работа;
  • наблюдение.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах;
  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов.

                                     

                                             

Учебно-тематический план 1 год обучения

(старшая группа)

Содержание

Количество часов в год

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Знакомство с музыкальным инструментом

     1

      2

     3

3.

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

     1

      2

     3

4.

 Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

     4

     26

   30

  5.

 Изучение простых и легких песен

    11

     82

    93

6.

 Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

4

     25

    29

  7.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

     6

     10

    16

8.

Репетиции и концертные выступления.

2

15

17

          Итого:

30

162

192

 

 (младшая группа)

Содержание

Количество часов в год

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Знакомство с музыкальным инструментом

     1

      2

     3

3.

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

     1

      2

     3

4.

 Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

     2

     26

   28

  5.

 Изучение простых и легких песен

    5

     40

    45

6.

 Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

3

     20

    23

  7.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

     5

     8

    13

8.

Репетиции и концертные выступления.

2

10

12

          Итого:

20

108

128

                   Учебно-тематический план 2 и 3 годов обучения

Содержание

2 год обучения

3год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

2.

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения

     1

      2

     3

1

      2

     3

3.

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре

     2

     16

   18

2

     16

   18

4.

 Изучение простых и легких песен

    5

     40

    45

5

     40

    45

  5.

 Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды)

3

     20

    23

3

     20

    23

6.

 Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

     5

     8

    13

5

     8

    13

7.

Обучение игре в ансамбле

1

12

13

1

12

13

8.

Репетиции и концертные выступления.

2

10

12

2

10

12

          Итого:

20

108

128

20

108

128


Содержание образовательной деятельности

1 год обучения

1. Вводное занятие (1 час/1 час)

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в МБОУ ДОД  УДЮЦ.                

2. Знакомство  с музыкальным инструментом (3 часа/3 часа)

Теория: Истории создания шестиструнной гитары.

Устройство гитары, её составные части.

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (3 часа3 часа)

Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество     исполнения.    

Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

4. Обучение основам техники игры на гитаре (30 часов/28 часов)

Теория:

- функции правой и левой руки,

- название струн,

- расположение соответствующих ладов,

- диапазон инструмента,

          - изучение условных обозначений.

Практика:                                                                                      

1.  Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.

2. Положение правой руки  при исполнении упражнений.

3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками:
 -  игра ровным звуком;

  -  простые переборы;
 -  свобода исполнительского аппарата;
 -  постепенное подключение большого пальца;

  -  изучение техники боя.

4. Начальная постановка левой руки:
 -   простые аккорды;
 -   чередование басов и аккордов.

5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых и легких песен (93 часа/45 часов)
Теория:

1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.

4. Понятие о музыкальных жанрах:
 -   знакомство с буквенным обозначением аккордов;
 -   ритмический рисунок пьесы;

  -   отработка несложных динамических изменений;

Практика:                

1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения.

 2. Выразительное исполнение музыкального произведения

(в соответствии с индивидуальным планом).

  1. Формирование чувства целостности исполняемых песен.

6. Учебно-тренировочные задания (29 часов/23 часа)

Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте.

 2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

3. Отработка правильного ритма.

  Практика:         

1.Упражнения для правой руки:

   -   правильное положение правой руки  на инструменте.

   -   правильная постановка пальцев.
2. Воспроизведение звучания открытых струн.

3. Упражнения на смену пальцев.
4. Овладение основными переборами;

5. Отработка в упражнениях техники простого боя.

7.  Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной   культуры (16 часов/13 часов)

Теория:  Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств  инструментальных  произведений.

Практика:  Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений.

8. Репетиции и концертные выступления (12 часов/12 часов)

Теория: 

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Практика:

 Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных.

       Примерный репертуарный список песен:

- «Мельница»;

- «Звезда по имени Солнце»;

- «Всё пройдет»;

- «Осень»;

- «Милая моя»;

- «Изгиб гитары желтой»;

- «Группа крови»;

- «Туман» и др.
                           

Прогнозируемые результаты

После освоения программы воспитанник будет знать:

   устройство инструмента;

  строение его ладов;

  основы правильной посадки и постановки рук;

   правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;

   общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др

После освоения программы воспитанник будет уметь: 

   ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
   различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
  играть осмысленно и выразительно простые песни;

  владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой.

После изучения программы воспитанник сможет развить:

   интерес к занятиям музыкой;

    эмоциональную  восприимчивость;

    усидчивость;

    внимание;

  • культуру поведения во время занятий.

2 и 3 год обучения

1. Вводное занятие. (1 час)

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в МБОУ ДОД  УДЮЦ.

2. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. (3 часа)

Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество     исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. (18 часов)

 -  Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды.

  - Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)

 - Тренировочные упражнения для игры на гитаре.

4. Изучение простых и легких песен. (45 часов)

- Правильное звукоизвлечение.

- Разучивание песен.

- работа над текстом (дикция, осмысление смысла песни);

- работа над музыкальным оформлением песни, т.е. передача образа,

  настроения.

- Выразительное исполнение музыкального произведения

(в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

5. Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). (23 часа)

- Отработка правильного ритма.

- Упражнения для правой руки:

   -   правильное положение правой руки  на инструменте.

   -   правильная постановка пальцев.
- Воспроизведение звучания открытых струн.

- Упражнения на смену пальцев.
- Овладение основными переборами;

- Отработка в упражнениях техники простого боя.

6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. (13 часов)

Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.

Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение  музыкальных произведений.

7. Обучение игре в ансамбле (13 часов)

8. Репетиции и концертные выступления. (12 часов)

- работа над исполнительскими навыками.

- умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при

  исполнении песен на  сцене.

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.

Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных.

Прогнозируемые результаты

После освоения программы воспитанник будет знать:

  основы правильной посадки и постановки рук;

   основные аккорды, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;

   общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.

  • элементарные понятия музыкальной терминологии

После освоения программы воспитанник будет уметь: 

   ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
   различать характер музыки;
  играть осмысленно и выразительно простые песни;

  владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой;

  • свободно вести себя на профессиональной сцене

После изучения программы воспитанник сможет развить:

  • навыки общения в коллективе;
  • навыки игры на гитаре;

   интерес к занятиям музыкой;

    эмоциональную  восприимчивость;

    усидчивость;

    внимание;

  • культуру поведения во время занятий.

Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Показатели

Методы диагностики

Знания, умения, навыки

Теоретические знания

Наблюдение

Владение терминологией

Наблюдение

Чувство ритма

Наблюдение

Координация рук

Наблюдение

Личностные  качества

Слуховая память

Анкетирование

Интерес к занятиям в детском объединении

Тестирование

Творческая активность

Наблюдение

Поведенческие качества

Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Тестирование

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Наблюдение

Личностные достижения обучащегося

Участие в мероприятиях структурного подразделения МБОУ ДОД УДЮЦ

Динамика участия

Участие в районных мероприятиях, конкурсах

Наблюдение за результативностью участия

Участие в краевых мероприятиях, конкурсах

Наблюдение за результативностью участия

              Система оценок названных поведенческих проявлений:

1 балл - не проявляется,

2 балла - проявляется на среднем уровне,

3 балла - высокий уровень.

                                                         


Список литературы

Литература для педагога

Документы и материалы:

1. Закон  Российской Федерации  “Об образовании”

2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.

3. Устав МБОУ ДОД УДЮЦ.

4. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.:  Просвещение, 1986.

Сборники:

5. Абрамин Г.  Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.

6.  Газарян С.  В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989.

7. Сухомлинский В.А.  Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.

8. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.

9.Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.

10.Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.

Литература для детей

Сборники:

  1. Агафошин П.  Школа игры на шестиструнной гитаре, -  М.: «Музыка»,1983
  2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
  3. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной  гитаре, - М.: «Тоника»,1991
  4. Пухоль Э. Школа игры на  шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984

Литература для родителей

  1. Аршавский И.Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 1993.
  2. Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
  4. Ципоркина И. В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  – М.: « Академия», 2007. – 384 с.
  6. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.

Приложения

к образовательной программе

                                                                                                                                Приложение 1

Тезаурус

     Авторской, а также самодеятельной, а также туристской называют песню, которая поется под простую акустическую гитару хоpом или сольно. Можно добавлять сюда и другие инструменты, но в отличие от эстрадной, в этой песне главное значение придается словам, смыслу, содержанию, именно поэтому ее так любят туристы, геологи, альпинисты, студенты и представители других опасных профессий. Именно они, не профессионалы в музыке, и сочиняют эти песни и поют о том, что им близко, понятно и дорого, а слова и мелодии в них так просты, что их может петь любой, у кого есть хоть какой-то музыкальный слух. В этой же манере исполняются простые романсы, песни старых лет, многие песни из кинофильмов.

     Аккорды - это сочетания нескольких звуков сразу. Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда - меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы. Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными или "минорными", то есть грустными.

Аппликатура — это способ расположения и порядок чередования пальцев. Распределение (расстановка) пальцев во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами.

 Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и у костра.

                                                                                                     

                                                                                                                                                             

Приложение 2

                    Краткие сведения из истории гитары

      Гитара – струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» - санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»).

История ее возникновения уходит вглубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации – Древнего Востока. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (E, H, G, D, A) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая оставалась иногда одинарной. Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственниками. Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатуры – запись музыки, распространенная до начала XVIII века), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии, а также испанские песни и романсы. В конце XVIII века гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, К.М.Вебер.

Гениальный скрипач Н.Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, и так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары 140 сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки.
 В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей – виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для нее.

                                                                                                            Приложение 3

                                  УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ

                                                                                                   

 Приложение 4

           Обозначение пальцев правой и левой руки и струн

Мизинец правой руки не участвует в игре на гитаре и не обозначается.

Незажатые струны называются открытыми.

Постановка правой руки

Постановка правой руки является основой построения всех движений пальцев. Рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Кисть является как бы продолжением предплечья. Для её удержания требуется необходимое и достаточное напряжение.          

Постановка левой руки

Плечо должно быть опущено, рука согнута в локте, предплечье, запястье и кисть должны представлять единую линию. Большой палец помещается на шейке грифа между первым и вторым пальцами. При игре на шестой струне кисть выносится вперед. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, запястье становится более плоским, а пальцы больше сгибаются.

                                                                                                       Приложение 5

                       Буквенное обозначение аккордов.

C        - до мажор, бас 5-4

Dm     - ре минор, бас 4-5

D7      - ре минор(септ), бас 4-5

E         - ми мажор, бас 6-5

E7       - ми мижор (септ), бас 6-5

Em      - ми минор, бас 6-5

F         - фа мажор, бас 6-5

G        - соль мажор, бас 6-5

G7      - соль мажор(септ), бас 6-5

Am     - ля минор, бас 5-4

A7      - ля мажор(септ), бас 5-4

H7      - си мажор(септ), бас 5-4

Hm     - си минор, бас 5-4

Необходимые схемы квадратов:

Аm – Dm                            Em - Am

G7 – C                                 D7 - G

Am – Dm                             Em - Am

E – Am                                 H7 - Em

                                                                                                            Приложение 6

                          Советы начинающему гитаристу

Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, должен руководствоваться следующими правилами:

 Необходимы систематические и правильные занятия.

 Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю.

 Все технические трудности преодолимы, но успех зависит только от тебя!

 Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений.

 Необходимо внимательно следовать указаниям педагога.

 Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение.

 Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправить их будет трудно или даже невозможно.

                                                                                                            Приложение 7

                                Обязательный репертуар

                               ФЕСТИВАЛЬНАЯ

                                                                               Сл. и муз. О.Митяева

Am                    Dm            E7                Am

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Dm          G7               C

Струна осколком эха пронзит тугую высь...

A7              Dm              G7                    C

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный...

Dm              Am                    E7             F(Am)                    2 раза

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет...

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!   2 раза

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

               Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!         2 раза

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Рабочая программа студии "Аккорд"(игра на гитаре)

Моя рабочая программа поможет вам в короткие сроки научить играть детей на гитаре....

Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»

Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...

Конспект занятия по обучению игре на гитаре: импровизация бас гитары.

Данное занятие посвящено теме "Импровизация на бас гитаре" и является одним из цикла занятий, посвященных развитию творческой активности и самостоятельной импровизации у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...