Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов
статья по музыке по теме

Шаповалова Елена Викторовна

Современное общество предъявляет высокие требования к личности как субъекту общественных отношений и общественной деятельности. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть не только образованным, но и всесторонне развитым, культурным человеком. В связи с этим сфера эстетического воспитания в школе неуклонно расширяется, а вопросы эстетического воспитания становятся все более актуальными как в плане исследовательской, так и в плане педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya_slaboslyshashshchikh.docx21.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов

Эстетическое воспитание школьников, их всестороннее и гармоническое развитие является одной из важных задач школьного образования на современном этапе. Современное общество предъявляет высокие требования к личности как субъекту общественных отношений и общественной деятельности. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть не только образованным, но и всесторонне развитым, культурным человеком. В связи с этим сфера эстетического воспитания в школе неуклонно расширяется, а вопросы эстетического воспитания становятся все более актуальными как в плане исследовательской, так и в плане педагогической работы.

Искусство играет важную роль в системе эстетического воспитания детей. Его роль определяется не только социально значимыми функциями - познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, воспитательной, но и важностью общения с искусством непосредственно для самой личности - для ее всестороннего и гармонического развития.

Музыка в сфере эстетического воспитания занимает особое место. По словам известного психолога Б.М. Теплова, музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Главная сила музыки - в воспитании эмоций, своего рода «облагораживание» эмоций, придание им пластичности, гармоничности. Обладая огромной эмоциональной силой, музыка воздействует на человека целостно, широко и глубоко захватывая самые различные стороны психики человека - не только эмоции и чувства, но и мысль, и волю. Наслаждаясь музыкой, человек удовлетворяет духовную потребность в эстетическом наслаждении, в красоте. Но духовное воздействие музыки на ребенка плодотворно только тогда, когда музыка становится доступной его пониманию, когда у ребенка вырабатывается стойкая потребность в общении с музыкой.

Проблемы музыкального воспитания в философии, эстетике, психологии, музыкальной педагогике достаточно исследованы. Философами, эстетиками, музыковедами (Б.В. Асафьев, А.И. Буров, А. Илиади, М.С. Каган, Ю. Кремлев, А. Сохор, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович Р. Тельчарова и др.) определены социальные функции искусства, роль искусства во всестороннем и гармоничном развитии человека.

Проблема художественного восприятия, его особенности, структура, роль эмоций и интеллекта в процессах художественного восприятия исследована психологами: С.Н. Беляевой-Экземплярской, М. Блиновой, Л.С. Выготским, А.Г. Костюком, Л.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым, С.Х. Раппопортом, С.Л. Рубинштейном и др. Особенности музыкального развития детей, педагогические условия развития музыкального восприятия, музыкальных способностей и навыков, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического отношения к музыке раскрыты в работах Т.А. Барышевой, В.К. Белоборо-довой, Л.Г. Вахнянской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Груздовой, Л.Г. Дмитриевой, Н.А. Шацкой, С.Х. Шоломович и др.

В коррекционных учреждениях уделяется большое внимание эстетическому воспитанию детей с различными нарушениями в развитии. Несмотря на значимость эстетического воспитания для детей с сенсорной деприва-цией, работ по эстетическому воспитанию детей с нарушением слуха пока очень мало. В большей мере они связаны с художественно-изобразительной деятельностью глухих и слабослышащих детей (А.А. Венгер, Э.Л. Леонгард, М.И. Никитина и др.) или с эмоциональным развитием учащихся средствами литературы ( Н.Г. Граш, М.И. Никитина).

В области музыкально -эстетического воспитания значимы исследования и методические работы И.С. Велик, Е.З. Яхниной, Г. И. Яшунской и др. Результаты  исследований  и наблюдений педагогов свидетельствуют, что при целенаправленной музыкально-педагогической работе с глухими детьми, у них развивается слуховое восприятие элементарных динамических, темповых, ритмических и звуковысотных отношений музыки,  появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям, формируются навыки слушания музыки и движения под музыку. Занятия музыкой оказывают благотворное влияние на общее психическое, речевое развитие детей, стимулируют развитие творческих способностей, у глухих детей обостряется восприимчивость к прекрасному в искусстве и жизни.

Однако отдельные работы не дают целостного представления о возможностях слабослышащих детей в сфере музыкальной деятельности, об особенностях и условиях развития музыкальных способностей детей. Данные об особенностях музыкального восприятия и его развития у слабослышащих школьников отсутствуют, не исследованы оптимальные условия, способствующие развитию эмоционально-осознанного восприятия музыки детей, соответствующие формы и методы руководства этим процессом.

Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью проблемы музыкального восприятия для теории и практики музыкально-эстетического воспитания слабослышащих школьников и ее неизученностью. Исходя  из данного  противоречия определена проблема исследования, которая заключается в выявлении потенциальных возможностей внеклассной музыкально-педагогической деятельности в развитии музыкального восприятия слабослышащих школьников. Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников возможно при условии специально организованных внеклассных музыкальных занятий. Комплекс педагогических воздействий, ориентированный на развитие эмоциональности, целостности - дифференцированности, осмысленности музыкального восприятия, позволяет развить у слабослышащих детей эмоционально-осознанное восприятие музыки.

Методологической основой  развития певческих навыков у слабослышащих учащихся  являются теоретические положения философской, эстетической, психолого-педагогической, сурдопедагогической науки о музыкальном воспитании как необходимом средстве всестороннего и гармонического развитии личности ребенка (Б.В. Асафьев, М.С. Каган, А. Сохор, Л.Н. Столович, Р. Тельчарова и др.), о единстве эмоционального и сознательного в процессах восприятия музыки ( М.Г. Аранов-ский, Л.С., Л.Л. Бочкарев, Л.С. Выготский, Е.Н. Назайкинский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.), о деятельности как необходимом условии формирования психических функций и способностей человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и др.), о необходимости педагогического руководства в развитии музыкального восприятия в  детском возрасте (В.К. Бе-лобородова, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова и др.), о благотворном  влиянии музыкального воспитания на речевое и общее психическое развитие детей с нарушением слуха (И.С. Велик, Т.М. Вилочкина, Е.З. Яхнина, Г.И. Яшунская и др.).

Психологи считают, что постижение художественного смысла происходит эмоциональным путем, через эмоциональное сопереживание. Основным психологическим механизмом музыкального восприятия является механизм «эмоционального резонанса», сущность которого заключается в эмоционально-интонационном отождествлении, которое вызывается воздействием музыкально-сенсорных систем . Эмоциональность - как главная и специфическая особенность музыкального восприятия, находит обоснование в теории интонации Б.М. Асафьева. Он полагает, что всякий звук  несет информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку. Слушатель интуитивно ощущает музыкальную речь как обращенное к нему осмысленное высказывание. Такое личностное переживание музыкального процесса связано с тем, что слушатель в ходе музыкального восприятия «соинтонирует», «сопереживает» воспринимаемую музыку и поэтому не может воспринимать ее как посторонний для себя объект.

Исследования эмоционально-эстетической реакции слушателя на музыкальное произведение (А.Г. Костюк, П.М. Якобсон и др.) показывают, что музыкальные эмоции являются не только спутниками, но и компонентами перцептивного процесса. Они отличаются динамичностью, которая связана с временным характером музыки, и эстетической насыщенностью. Возникая в процессе восприятия музыки, эмоциональная реакция изменяет поведение слушателя, его настроения, мысли, становится на время слушания «доминирующей тенденцией личности, его психической деятельности» . Исследователи отмечают, что эмоции не только направляют процесс восприятия - мышления, влияют на оценку художественного произведения, но и являются своеобразным пусковым механизмом для возникновения ассоциаций, художественных образов в процессе восприятия музыки (Л.С. Выготский и др.). При эмоциональном восприятии музыки ассоциации возникают чаще.

Музыкальное восприятие (как сложный перцептивный акт) связано с другими формами психической деятельности человека - мышлением, воображением, ассоциациями, речью, с неслуховыми действиями, входящими в музыкальное поведение человека (моторно-двигательными реакциями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Методический доклад "Объективные и субъективные закономерности развития музыкального восприятия детей".

Одной из главных практических задач в данной области является нахождение наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей. Знание признаков, характеризующих ...

Педагогические условия развития музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов

Развитие музыкального восприятия основывается на интонационном опыте общения с музыкой, который приобретается детьми в процессе музыкальной практики. Развитию музыкального восприятия в детском возраст...

Развитие музыкального восприятия младших школьников

Развитие у школьников способностиполноценно воспринимать музыку осуществляется в двух тесно связанных направлениях....

Развитие музыкального восприятия на уроках музыкальной литературы

Собственно процесс слушания и «слышания» музыки, который становится возможным только при условии наличия сформированных качеств слушателя - «культуры слушания» и «культур...

Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов

В данном сборнике предлагаются дидактические игры и упражнения, которые могут быть использованы учителями-логопедами образовательных учреждений на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения ф...