Педагогические условия развития музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов
статья на тему

Шаповалова Елена Викторовна

Развитие музыкального восприятия основывается на интонационном опыте общения с музыкой, который приобретается детьми в процессе музыкальной практики. Развитию музыкального восприятия в детском возрасте свойственна  этапность, обусловленная неравномерностью развития компонентов музыкального восприятия. Музыкальное восприятие детей развивается последовательно, проходя путь от целостного восприятия произведения (постижение общего смысла) к дифференцированному восприятию, основанному на различении средств музыкальной выразительности, осознании их связи с характером музыкальных произведений, и вновь - к целостно-дифференцированному восприятию, более глубокому и прочувствованному восприятию музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов

Данные исходного уровня музыкального восприятия слабослышащих школьников показали необходимость разработки комплекса педагогических воздействий, направленного на развитие музыкального восприятия школьников.

Психическое развитие детей осуществляется в процессе взаимодействия с окружающей средой. Доступные детям элементы социального опыта становятся их достоянием только в деятельности. В процессе деятельности происходит не только накопление опыта, но и развитие разнообразных качеств и способностей личности. Ведущая роль деятельности в психическом развитии ребенка не исключает влияния врожденных особенностей на формирование качеств и способностей ребенка, но является необходимым условием их развития.

Положение психологической науки о единстве эмоционального и сознательного в процессе музыкального восприятия исходит из того, что восприятие музыки основывается на двух основных моментах - на уровне чувственно-образного музыкального сознания происходит зарождение образа, на интеллектуально-логическом уровне музыкального сознания идет переработка музыкального материала, проникновение в сущность музыкального произведения. Только тесное взаимодействие двух уровней музыкального восприятия обеспечивает оптимальные условия протекания процесса музыкального восприятия. Нивелирование сознательного аспекта музыкального восприятия приводит к тому, что содержательная сторона музыки остается недоступной пониманию ребенка, недостаточность внимания к эмоциональному аспекту снижает эстетическую ценность воспринимаемого музыкального произведения.

Развитие музыкального восприятия основывается на интонационном опыте общения с музыкой, который приобретается детьми в процессе музыкальной практики. Развитию музыкального восприятия в детском возрасте свойственна  этапность, обусловленная неравномерностью развития компонентов музыкального восприятия. Музыкальное восприятие детей развивается последовательно, проходя путь от целостного восприятия произведения (постижение общего смысла) к дифференцированному восприятию, основанному на различении средств музыкальной выразительности, осознании их связи с характером музыкальных произведений, и вновь - к целостно-дифференцированному восприятию, более глубокому и прочувствованному восприятию музыки.

Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников должно основываться на понимании детьми музыки как особого художественного языка, отражающего чувства и настроения людей. Направленность внимания детей на содержательную сторону музыки, на поиск смысла музыкального высказывания заставляет школьников внимательно вслушиваться в музыкальное звучание, осмыслять музыкальные впечатления, что в значительной степени активизирует развитие дифференцированности и осознанности восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Вторым важным моментом развития музыкального восприятия слабослышащих школьников является развитие эмоциональности, целостности - дифференцированности, осмысленности восприятия музыки. Направленность педагогической работы на развитие этих качеств музыкального восприятия в комплексе позволяет обеспечить последовательное и достаточно активное развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников.

Исходя из принципов  развития музыкального восприятия как психологического процесса, общих закономерностей развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста и подходов к развитию музыкального восприятия слабослышащих детей  необходимо использовать комплекс педагогических воздействий, ориентированный на целенаправленное развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников, включающий содержание музыкальных занятий (виды музыкальной деятельности, репертуар), средства и методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов

Современное общество предъявляет высокие требования к личности как субъекту общественных отношений и общественной деятельности. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть не только образ...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Развитие музыкального восприятия младших школьников

Развитие у школьников способностиполноценно воспринимать музыку осуществляется в двух тесно связанных направлениях....

Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.

Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...

Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов

В данном сборнике предлагаются дидактические игры и упражнения, которые могут быть использованы учителями-логопедами образовательных учреждений на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения ф...