Методика работы с ансамблем ложкарей.
методическая разработка по музыке на тему

Егорова Наталья Алексеевна

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальные занятия, уроки музыки, в работу фольклорного кружка. Это помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_ansamblem_lozhkarey.docx17.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика работы
с ансамблем ложкарей

Учитель музыки I категории

Егорова Наталья Алексеевна


Методика работы с ансамблем ложкарей

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальные занятия, уроки музыки, в работу фольклорного кружка. Это помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Обучать игре на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля – 10 – 12 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память». Надо обратить внимание детей на роспись, которая называется хохломской. «В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабрике изготавливают такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись назвали хохломской».

В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

I этап

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Музыкальный руководитель (учитель музыки) должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребёнка музыкой.

II этап

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.

Игра «Оркестр». Дети «Играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен.

Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например, «Уж как шла лиса по травке…»

Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребёнок простукивает ритм – остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Музыкальный руководитель (учитель музыки) играет любую плясовую мелодию, или звучит аудиозапись, а дети воспроизводят ритм.

На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

III этап

Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях. Выступление ансамбля ложкарей можно предварить исполнением песни или чтением стихотворения. Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен потеряли.

В ложки ударяли.

Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари!

В синем море – океане

Кит улёгся на диване,

Только ложки услыхал –

Плавниками замахал.

Под китом – плясуном

Ходит море ходуном!

Возле печки паучиха

Пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки –

С каблучка

На носок,

А потом ещё разок!

Пляшет эхо,

Пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари!

(П. Синявский. Заиграли ложкари)

Играть можно на двух и на трёх ложках. Игра на двух ложках доступна всем детям. На трёх ложках могут играть только музыкально-подготовленные дети.

Приёмы игры на двух ложках

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
  2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
  3. «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Например: ♪ - удар по одному колену, ♪ - по другому,    - удар по руке.
  4. Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от прикосновения ложек с левой ладонью.
  5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
  6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
  7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счёт «Один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счёт «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

  1. На счёт «один» - удар ложками по колену. На счёт «два» - удар ложками по локтю левой руки.
  2. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

Перечисленные приёмы игры можно использовать в любой последовательности , например, мелодия «Утушка, луговая» - четыре фразы.

I проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 5-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 5-й приём

II проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 6-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 6-й приём

В исполнении мелодии «Ах вы, сени» можно использовать 7-й приём и ввести рубель, на котором на сильную долю такта воспроизводят следующий ритм:

Чтобы повысить интерес к занятиям, я устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включаю аудиозаписи; соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями; использую и другие инструменты: металлофоны, трещотки, треугольник, рубель, бубен, ксилофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связан...

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" (входящая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 2 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 2 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 3 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 3 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 4 год обучения (итоговая диагностика)

Дидвктический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 4 год обучения....