сценарий для пятого класса "Живописная музыка и музыкальная живопись"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Голубева Елена Евгеньевна

На этом уроке  ребята знакомятся с картинами известных русских художников И Шишкина, И. Левитана и учатся анализировать, проводить параллели между картинами природы и

музыкальными произведениями Э Грига ,А. Алябьева. Учатся понимать красоту природы, музыки и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_2014.docx23.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  для 5-го класса составлен по теме:

«Живописная музыка и музыкальная                              живопись»

  Учителем музыки ГБОУСОШ №88 Калининского района

                              Голубевой Е.Е

Сценарий урока. 5 класс.

Тема урока: Живописная музыка и музыкальная живопись.

Цель урока: Показать детям взаимосвязь музыки и других видов искусств.

Задачи: 1) Показать детям на примере произведения Э. Грига и А. Алябьева

взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

2)Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное

состояние  природы и передать определенные настроения и чувства человека,

созвучные этим картинам природы.

3)Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство  красоты: природы,

 живописи, музыки.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Сравнение, анализ, обобщение
  • Прием сопоставления с другими видами  искусств.
  • Словесный: беседа
  • Наглядно-дедуктивный(сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждение к сопереживанию.

 Приемы:

*Слушание

*Исполнение

Оборудование: компьютер,  мультмедийный  проектор, экран, музыкальный

центр, фортепиано.

Задание для учащихся:

  • Устные ответы на вопросы
  • Анализ прослушиваемых произведений
  • Сравнение музыкальных произведений
  • Выразительное  исполнение песен
  • Структурный план урока:

Вид деятельности

Музыкальный

материал

Время

1

Организационный

момент

А. Алябьев «Зимняя дорога»

3 минуты

2

Слушательская

Деятельность и

Анализ

Слушательская

Деятельность и анализ

Э. Григ «Восход солнца»

А. Алябьев « Вечерний звон»

12 минут

10 минут

3

Певческая  деятельность

распевание

Работа над песней

А. Варламов

«Горные вершины»

Г. Струве

« Моя Россия»

5 минут

12 минут

4

обобщение

Материал урока

4 минуты

Ход урока:

1 Организационный момент

Задача: Ввести в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

У: Тема нашего урока « Живописная музыка и музыкальная живопись»

Музыка очень тесно связана с другими видами искусств . Какими?

Дети: Литературой, театром , изобразительным искусством.

Учитель: Действительно, великий итальянский художник Леонардо да Винчи

назвал музыку  «сестрой живописи». Эти два вида искусств развивались

параллельно ,соприкасаясь не менее тесно , чем музыка и поэзия.

Красота природы всегда привлекала   внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Музыка может вызвать в воображение слушателей какие-либо зрительные образы. , даже определенные картины.

Всматриваясь в картины , мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

Слайд № 1  Портрет И. И. Шишкина (1832-1898)

Это портрет великого русского художника И. И. Шишкина .

Шишкин-пейзажист 19 века.

- Что такое пейзаж?

Ответы детей.

Сейчас мы увидим картину « Утро в сосновом лесу»

Слайд № 2 Картина « Утро в сосновом лесу»

У: Что такое утро?

Д : Это начало дня, начало жизни.

У: Что вы видите на картине?

Д: Раннее утро, лес. Сквозь ветви деревьев пробиваются лучи солнца.

У: Перед нами не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только восходит и его смелые лучи

уже позолотили  верхушки деревьев  и проникли в глубь чащи , еще не

рассеялся влажный туман .Проснулись обитатели леса.

Д: 3 медвежонка и медведица. Они довольны, неуклюже вертятся на сломанном  стволе  упавшей сосны , а медведица внимательно наблюдает за их игрой.

У: Могучая сосна , которую ураган  выдернул когда-то с корнем и медвежье

семейство , все это рождает  у нас ощущение отдаленности уголка дикой природы.  

Слайд №3  Портрет великого норвежского композитора Э. Грига.

У: Чей это портрет?

Д: Великого норвежского композитора Э. Грига.

У: Хочу предложить вашему вниманию  произведение Э. Грига

« Восход солнца» ( 5 минут)

У: Какое настроение передает  музыка?

Д: Нежность, свет, радость.

У: Какие картины возникают в  вашем  воображение?

Д: Просыпающаяся  природа, восход солнца, пение птиц, много света, радости, красота раннего утра.

Слайд № 4 Портрет И. И. Левитана(1860-1900)

У: На портрете вы видите великого русского художника  И.И. Левитана.

Его называют самым « музыкальным художником»

Его картины поют и звучат.

Слайд № 5 Картина И.И. Левитана « Вечерний звон»

Что вы видите на картине?

Д: Это пейзаж. Закат солнца. Монастырь в лучах заходящего солнца.

Река, освещенная вечерними солнечными лучами.

Монастырь окружен осенним лесом , по небу плывут облака , все это отражается в глади спокойно текущей реки.

У: Какой характер , настроение картины?

Д: Умиротворенность, покой, тишина, безмятежность , красота природы.

Слайд № 6 Портрет А. Алябьева.

У: На портрете вы видите А. А. Алябьева, русского композитора, дирижера.

Сейчас мы послушаем песню А. Алябьева « Вечерний звон»( 2 минуты)

У: Созвучна ли песня картине?

Ответы детей.

У: Определите характер произведения.

Д: Мелодия напевная, широкая, мелодичная, созвучна картине И. Левитана.

У: Какое настроение передает песня?

Д: Умиротворенность, спокойствие , безмятежность, красота русской природы.

У: Какая картина возникает в вашем воображение?

Д: Похожая  на картину И. Левитана.

У: Что является средством художественной выразительности в ИЗО?

Д: Краски. Цвет, цветовые сочетания, контур, тон.

У: А в музыке?

Д: Музыкальные краски. Лад, тембр, мелодия, динамика.

Певческая деятельность:

Распевание:

Задачи:

№1 Работать над пропеванием долгих звуков

№2 Следить за округлостью звука

№3 Следить за качеством певческого звука.

Работа над песней Г. Струве «Моя Россия»

Задачи:

№1 Добиваться кантилены

№2 Работать над строем и ансамблем

№3 Работать над выразительностью исполнения.

Обобщение:

№1 Какие картины мы видели?

№2 С какими художниками познакомились?

№3 Какие произведения и каких авторов мы слушали?

№4Созвучна ли эта музыка вашей душе?

Ответы детей.

У: Мир искусства прекрасен и удивителен. Дорога туда начинается в вашем сердце . в вашей душе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Урок музыки в 5 классе по теме: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства....

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...