Программа "Музыкальное воспитание и основы вокала"
рабочая программа по музыке на тему

Освоение данной образовательной программы способствует приобретению  знаний элементарной теории музыки: музыкальные знаки, чтение и запись нот, основные понятия теории музыки, развитие музыкального слуха, чувства ритма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzykalnoe_vospitanie_i_osnovy_vokala.doc334 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Музыкальное воспитание и основы вокала»

Пояснительная записка

             Введение:

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек,- звучит музыка. Она может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории. Музыка дарит людям радость, надежды, мечты. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это  он (голос) помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Актуальность программы:

Все знают, какой притягательной силой для детей обладает вокальная музыка, она раскрепощает, убирает комплексы, помогает самовыражению и самоутверждению в нашем сложном мире. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия  и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на ребенка. Это помогает ему, разобраться в огромном количестве вокальной музыки, показывает, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее. Поэтому в данной программе большая роль отводится прослушиванию произведений мировой классической музыки, знакомство с жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной музыки, народных и современных песен с  фортепианным сопровождением и под фонограмму, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Освоение данной образовательной программы способствует приобретению  знаний элементарной теории музыки: музыкальные знаки, чтение и запись нот, основные понятия теории музыки, развитие музыкального слуха, чувства ритма. Параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практическими упражнениями для  достижения правильного звукоизвлечения (вокала) и элементарными упражнениями на дыхание, артикуляцию, сценические движения.

 Эти занятия позволяют обучающимся выразительно исполнять различные сольные и ансамблевые произведения.  

В течение года планируется совместное посещение спектаклей и концертов. Обучающиеся знакомятся с основными стилями и жанрами музыки, а также с музыкальными инструментами.

Здоровьесбережение:

 Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, любящими людей и вполне уверенными в своих силах, умеющими общаться друг с другом. Большое значение придается здоровьесбережению каждого ребенка, так как голос – очень хрупкий инструмент и его надо беречь.  В данной программе предусмотрено несколько бесед с детьми о том, как беречь голос, вести себя при  заболеваниях голосового аппарата, даются конкретные рекомендации, как беречь голосовой аппарат от заболеваний.  

 Данная программа объединяет классические и современные методы и формы работы с детьми и подростками («Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой;  «Музыка в сказках, стихах и картинках»; «Актерские упражнения, сценическое движение» т. д.)

Творческий подход к работе заставляет детей всегда искать что-то новое и интересное в игре, танце, движении и музыке, то есть заставляет их постоянно импровизировать.

Данная образовательная программа является модифицированной, разработана на основе программ: В.В. Кашляев, Л.Ф. Черемисова «Музыкальное воспитание и основы вокала»; Г.А. Суязова  «Мир вокального искусства», Волгоград, издательство «Учитель», 2007 г.

Реализация образовательной программы  предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу -  от  простого к сложному, от знаний к творчеству.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении. Вокальный ансамбль – это совместное, гармоничное, слаженное пение несколькими исполнителями музыкальных произведений, требующее особых навыков и умений (унисон, многоголосие)

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных фестивалях, а так же наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участие (выступление) в них.

Новизна данной образовательной программы  

В центре работы объединения ставится:

  • личность учащихся;
  • создание условий для оптимального  раскрытия и развития в выбранном направлении.  

Трактовка индивидуального роста предполагает идти от тех возможностей, которыми располагает воспитанник, с учетом потенциальных возможностей. Результаты продвижения по маршруту фиксируются в индивидуальном дневнике «Мои достижения». Родители поддерживают их увлечение, сами включаются в эту деятельность, как бы заново проживая свое детство, так как хоровое пение воздействует на эмоциональную сферу личности. Таким образом, совместное исполнение песен осуществляет связь поколений.

                                                

Цель программы: создать условия для самореализации воспитанников через приобщение к вокальному исполнительству.

Достижение цели обеспечивается решением следующих

задач:

  • познакомить обучающихся с  основами вокальной и мировой музыкальной культуры, классическим  наследием и современным творчеством отечественных и зарубежных композиторов;
  • овладеть практическими умениями  и навыками в различных видах  вокальной и музыкально-творческой деятельности;
  • воспитать потребность обучающихся  в творческой самореализации,

Отличительной особенностью данной  дополнительной образовательной программы от уже существующих является

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
  • Интеграция видов искусств (ИЗО, музыка, хореография, фольклорный мюзикл.)

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Процесс обучения делится на два этапа:

I – ознакомительный (первый год обучения) - погружение в мир музыкального искусства, знакомство в игровой форме с нотными знаками (стихи ,музыкальные сказки, инсценировки), знакомство с произведениями мировой классики по возрасту, игровые технологии,  исполнение песен на концертных площадках и музыкальных спектаклях к праздникам.)

II – основной (второй – третий годы обучения) - углубление в темы на более высоком профессиональном уровне, участие в конкурсах, фестивалях, освоение новых технологий, пение под фонограмму, пение с микрофоном и т.д.)

Возраст детей - 7 – 17 лет.

Основная форма работы: групповая(12-25 человек).

Занятия проводятся:

1 год обучения  -  2 раза в неделю по 1,5 академических часа;

2,3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 Количество часов в год: 

1 год обучения -  102 часа

2,3 год обучения – 216 часов.

Наполняемость групп:

1 год обучения – 25человек;

2,3 годы обучения – 12 человек.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределять время для теоретической и практической работы.

Используемые методики:

  • методика работы над певческим дыханием (гимнастика Стрельниковой)
  • методика развития артикуляционного аппарата (скороговорки)
  • методика сценического движения (Теория и практика сценической школы (автор-составитель Адрачников С.Г.)
  • методика   интонационно-корректирующих  упражнений по Емельянову.

В результате освоения данной образовательной программы обучающиеся владеют элементарной теорией музыки, исполняют  вокальные произведения различных стилей и жанров, могут инсценировать музыкальное произведение, разбираются в различных  музыкальных жанрах.

Планируемые результаты:

В результате освоения образовательной программы «Музыкальное воспитание и основы вокала» (вокального ансамбля «Серебряная нота»)  воспитанники должны

 знать:

  • основные понятия теории музыки;
  • правила поведения в общественных местах и в коллективе;

уметь:

  • правильно формировать гласные и согласные;
  • творчески подходить к исполнению песен;
  • петь небольшие нотные примеры с дирижированием;
  • петь в ансамбле
  • красиво и свободно двигаться на сцене;
  • умело пользоваться микрофоном, фонограммой.

Результативность освоения образовательной программы позволяет отследить разработанная программа мониторинга, которая включает в себя

анкетирование, тестирование, самостоятельные работы учащихся, выступления на городских конкурсах и фестивалях, в концертных программах (см. приложение №).


Учебно-тематический план

1 год обучения

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-ансамблевая работа

100

10

90

Прослушивание голосов

2

-

2

Певческая установка. Распевание

12

2

10

Певческое дыхание

4

2

2

Унисон

4

2

2

Вокальная позиция (беседа о гигиене певческого голоса)

2

2

-

Работа над репертуаром

76

2

74

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

5

15

Основы музыкальной грамоты (звуки, ступени)

10

5

5

Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

12

2

10

Народное творчество

4

2

2

Беседа о творчестве композиторов- песенников (Крылатов; Шаинский; Варламов)

8

4

4

5

Концертно-исполнительская деятельность

11

-

11

Открытое занятие.

1

-

1

Праздники, выступления

8

-

8

Отчетный концерт (декабрь, май)

2

-

2

Итого:

144

18

126

Содержание

Первого года обучения

1.    Вводное занятие- знакомство с детьми, определение приоритетов в музыкальном исскустве (песни, музыкальные произведения, спектакли, кинофильмы),пение знакомых и любимых песен, игры, загадки) инструктаж по Т.Б.

2.   Вокально-ансамблевая работа 

  •  Прослушивание голосов. Пение  любой знакомой  песни без музыкального сопровождения в удобной тесситуре (тон не задается), простучать заданный ритм; установить нижний предел голоса  путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда, установить верхнего предела голоса -  исполненить короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполнение беспрерывного восходящего звукоряда на гласный «а» в мажорной гамме.

  • Певческая установка. Распевание:

Теория: понятия – певческая установка, гортань, диафрагма.

Практика:   использование  считалок, попевок, дразнилок, ранее знакомых. Распевания на слова «дай», «бай» для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра» «Ля» и др.

  • Певческое дыхание: 

теория: понятия – шумный вдох (вдыхаем аромат цветка), безвольный выдох; цепное дыхание.

практика: дыхательные упражнения: «Ладошки». (Дыхательная система Стрельниковой) см.  приложение №1

  • Унисон

Теория: понятие унисон.

Практика: приведение  к общему тону, длительное исполнение одного звука примарной зоны, внимательно вслушиваясь в  общее звучание.

  • Вокальная позиция

Теория:  понятие - мягкое небо (его работа), работа резонаторов, «купол», тембр.

Практика: упражнения на установление вокальной позиции (см. в приложении №  )

  •  Работа над репертуаром:

Теория: обсуждение содержания, средств музыкальной выразительности. 

    Практика: Разучивание репертуарных произведений,

3.    Музыкально – теоретическая подготовка

  • Основы музыкальной грамоты:

Теория: понятия: звук (шумовые и музыкальные), нота; нотный стан (нотоносец); длительности (половинная, четвертная); знакомство с фортепиано (клавиши, клавиатура скрипичный ключ, длительности; гамма «до мажор»

Все понятия даются в игровой форме (инсценировки небольших попевок, чтение и запоминание стихов о муз знаках, инсценировка муз. сказок) см. приложение №  )

Практика:

Изобретение шумовых инструментов из подручного материала, шумовой оркестр. Запись в нотной тетради нот; скрипичный ключ.

  • Развитие музыкального слуха:

Практика: Упражнение «Речевой портрет»; Определение основных ступеней на слух(1,3,5) и в пределах 1 октавы; Пение распевок на развитие музыкального слуха: «Кукушка»; «Дин, дан, дон» и др.

  • Развитие чувства ритма:

Практика: Упражнения: «Хлопай в такт»; «Маршируем под музыку»

4. Мировая музыкальная культура

Теория. Беседы о русском народном творчестве. Сообщения о творчестве композиторов Варламов; Крылатов, Шаинский.

Практика. Прослушивание народных песен «У меня ль во садочке»; «Посеяли девки лен»; «Во поле березка стояла» и др. Прослушивание песен детских композиторов - песенников: Варламов: «Черепаха»; «Солнечные зайчики»; Шаинский-песни из мультфильмов «Чунга чанга», «Голубой вагон» и др.; Крылатов- «Колокола»; из кинофильма про «Про Электроника»

5.     Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие; выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год, 8 марта и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен.)

К концу первого года обучения воспитанники

знают:

  • понятия: Звук (шумовые и музыкальные), нота; нотный стан (нотоносец); длительности (половинная, четвертная); знакомство с фортепиано (клавиши, клавиатура скрипичный ключ, длительности; гамма «до» мажор
  • понятия – певческая установка, гортань, корень языка;
  • понятия – шумный вдох (вдыхаем аромат цветка), безвольный выдох;
  • понятия: общий тон, цепное дыхание, унисон, сила голоса
  • стихи, сказки о музыкальных знаках;
  • понятия: мягкое небо, резонаторы, купол, тембр
  • средства музыкальной выразительности;
  • длительности нот;
  • знают биографии композиторов
  • узнают темы прослушанных музыкальных произведений.

умеют:

  • правильно брать дыхание;
  • чисто интонировать мелодию;
  • петь по нотам простые попевки;
  • различать жанры музыки (марш, танец, песня);
  • узнавать знакомые музыкальные произведения, определять их характер.
  • записывать ноты, скрипичный ключ, длительности.
  • определять на слух и повторять ритмический рисунок.

Проверка знаний и умений проводится в игровой форме в середине и в конце года. Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкальной викторины» на итоговых занятиях (январь, май). Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в  школе, «Доме детского творчества».

Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-ансамблевая работа

100

6

94

Звуковедение

2

-

2

Дикция, артикуляция

12

2

10

Начало двухголосного пения

4

2

2

Цепное дыхание

4

2

2

Работа над репертуаром

40

-

40

Работа с солистами

38

-

38

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

5

15

Основы музыкальной грамоты (интервалы)

10

5

5

 Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

12

4

8

Беседа о творчестве русских композиторов- классиков

(М.И Глинка; П.И. Чайковский; М.П.Мусоргский)

7

3

4

Музыкальные жанры (марш, танец, песня)

5

1

4

5

Концертно-исполнительская деятельность

11

-

11

Открытое занятие

1

-

1

Праздники, выступления

8

-

8

Отчетный концерт

2

-

2

Итого:

144

16

128

Содержание

1.Вводное занятие- занятие- повторение  повторение пройденного материала ( 1 году обучения).

 2. Вокально - ансамблевая  работа

  • Звуковедение

Теория: Понятия - связное пение (легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок»,

Практика: Пение с закрытым ртом звука «М»; Пропевание гласных букв «и», «е», «у» как самых «узких»- для выработки головного звучания. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё,  му,  гу,  ду; пение йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу».

  • Дикция, артикуляция

Теория: понятия - артикуляция, дикция, артикуляционный аппарат.

Практика:  развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата, использование различных скороговорок тон не задается :«Рапортовал, да недорапортовался, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался» ; «От топота копыт пыль по полю летит»;«Купил кипу пик» и др.

  • Начало двухголосного пения:

 Теория: Понятия: канон; голосоведение;

Практика: элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании. Пение народных песен «В хороводе были мы»; «Со вьюном я хожу» в виде канона.

  • Цепное дыхание

Теория: понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное динамическое развитие; брать дыхание по цепочке.

Практика: Пение на одном звуке, используя технику цепного дыхания на гласных буквах «а», «е»; Начинать и заканчивать звук с прерывистым дыханием и точным попаданием в тон.

  • Работа над репертуаром 

Практика: Разучивание репертуарных произведений 2 года обучения, обсуждение с детьми содержания, средств музыкальной выразительности. 

  • Работа с солистами

Практика: Индивидуальная работа с одаренными детьми, сольный репертуар

3.Музыкально – теоретическая подготовка

  • Основы музыкальной грамоты (интервалы)

Теория: понятие – интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава); тон, полутон, ступени;

Практика: Пение  интервалов от звука и в тональности «до» мажор, распевки построенные на интервалах; пение небольших нотных примеров, определение в них интервалов.

  • Развитие музыкального слуха:

Практика: Определение на слух интервалов (музыкальный зоопарк)

  • Развитие чувства ритма:

практика: упражнения: «Хлопай в такт»; «Спой свое имя», «Угадай имя»; «Хор Часов».

4. Мировая музыкальная культура

  • Беседа о творчестве русских композиторов- классиков

(М.И Глинка; П.И. Чайковский; М.П.Мусоргский)

Теория: Сообщения педагога о биографии композиторов, интересные истории  из их жизни (сообщения детей)

Практика: прослушивание музыкальных произведений: М .И. Глинка «Вальс» из оперы  «Иван Сусанин»; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»(фрагменты); М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

  • Музыкальные жанры (марш, танец, песня)

Теория: название жанров: марш, танец, песня их определение и особенности.

Практика: Прослушивание музыкальных примеров на каждый вид жанра: «Вальс» из балета «Спящая красавица»;  П.И. Чайковский «Марш Черномора» из балета «Руслан и Людмила»; песенная лирика.

5.   Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие  в виде концерта (который составляют воспитанники  совместно с педагогом); выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год,8 марта, День учителя, День Победы и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен).

К концу второго года обучения воспитанники

знают:

  • Понятия - связное пение (Легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок»,
  • Понятия: артикуляция, дикция, артикуляционный аппарат.
  • Понятия: канон; голосоведение;
  • Понятия: лад(мажор и минор)
  • понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное динамическое развитие; брать дыхание по цепочке.
  • понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное          динамическое развитие; брать дыхание по цепочке 
  • Правила при выработке навыка цепного дыхания:
  • понятие – интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава);
  •  понятия: тон, полутон, ступени
  • биографии композиторов: М.И Глинка; П.И. Чайковский П.Мусоргский), интересные истории  из их жизни.
  • название жанров: марш, танец, песня их определение и особенности

умеют:

  • выполнять упражнения на  дыхание;
  • чисто интонировать мелодию;
  • петь по нотам простые попевки
  • различать жанры музыки (марш, танец, песня);
  • узнавать знакомые музыкальные произведения, определять их характер и содержание (в рамках программы 2 года обучения);
  • уверенно держаться на сцене,
  • уметь работать с фонограммой.
  • читать с листа небольшие нотные попевки ;
  • определять и повторять ритмический рисунок.
  • петь и определять на слух интервалы.

Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкального КВН» на итоговых занятиях (январь, май) Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в  школе, «Доме детского творчества».


Учебно-тематический план

3 год обучения

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-ансамблевая работа

100

6

94

Беседа о гигиене певческого голоса

2

-

2

Рекомендации при простудных заболеваниях.

12

2

10

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

4

2

2

Сценическое движение

6

2

4

Работа над репертуаром

40

-

40

Работа с солистами

36

-

36

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

5

15

Основы музыкальной грамоты (аккорды)

10

5

5

Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

12

3

9

Беседа о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен)

12

3

9

5

Концертно-исполнительская деятельность

11

-

11

Открытое занятие

1

-

1

Праздники, выступления

8

-

8

Отчетный концерт

2

-

2

Итого:

144

19

125

Содержание

1. Вводное занятие. Занятие – повторение:

Повторение пройденного материала (2-й год обучения):

Понятия - связное пение (легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок», артикуляция, дикция ; канон; голосоведение; лад (мажор и минор); интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава); тон, полутон, ступени; название жанров: марш, танец, песня.

2. Вокально-ансамблевая работа 

Теория: Беседа об устройстве голосового аппарата, беседа о гигиене певческого голоса; рекомендации при простудных заболеваниях; беседа  на тему «Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта»;

Практика: Упражнения на выполнение этих правила

  • Сценическое движение

Теория: понятия: сценический жест, сценическое движение.

Практика: Упражнения на гибкость, расслабление мышц, артикуляционные упражнения с движением ( «Стихи с движениями»,скороговорки)

  • Работа над репертуаром:

Практика: Разучивание репертуара 3 года обучения; Работа над: текстом, артикуляцией, дыханием по фразам, над образом, сценическим движением.

  • Работа с солистами

       Практика: подбор индивидуального репертуара и его разучивание.

3. Музыкально – теоретическая подготовка 

  • Основы музыкальной грамоты (аккорды)

Теория: понятия – аккорд, трезвучие, главные ступени лада,

Практика: Пение и построение аккордов (Т/з) от звуков вверх и вниз 

  • Развитие музыкального слуха

Практика: упражнения на развитие музыкального слуха: «Эхо»; «Речевой портрет»; Определение на слух ступеней, интервалов, аккордов, количество одновременно  звучащих голосов

  • Развитие чувства ритма:

Практика: Упражнения: «Узнай по ритму песню»; «Хор часов» ;Ритмическая сказка, «Поем шутки –прибаутки».

4. Мировая музыкальная культура 

Теория:Беседа о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен)

Практика: Прослушивание музыкальных произведений: И.С.Бах «Шутка», В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Ф.Шуберт «Песня»; Ф.Шопен «Вальс»

5. Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие ( инсценировки песен составляют воспитанники); выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год,8 марта, День учителя, День Победы и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен)

К концу третьего года обучения воспитанники

знают:

  • устройство голосового аппарата;
  • Рекомендации как ухаживать за голосом при простудных заболеваниях;
  • Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • понятия: сценический жест, сценическое движение
  •  понятия – аккорд, трезвучие, главные ступени лада
  • о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен), узнают их произведения на слух.

умеют:

  • Следить за своим здоровьем, голосовым аппаратом
  • Владеть собой при выступлении на сцене;
  • Свободно двигаться  по сцене и выполнять движения  в образе песни;
  •  Петь и строить аккорды (Т/з) в тетради от звуков вверх и вниз.
  • Определять на слух ступеней, интервалов, аккордов в тональности «до мажор», количество одновременно  звучащих голосов

Проверка знаний и умений проводится в игровой форме в середине и в конце года.

Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкального КВН» на итоговых занятиях (январь, май) Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в КМЖ «Ландыш», «Доме детского творчества».

Условия реализации программы

материально-техническое обеспечение программы

  • Фортепиано (синтезатор),
  • микрофоны,
  • музыкальный центр,
  • аудиокассеты,
  • диски
  • фонограммы,
  • нотные сборники,
  • оборудованный кабинет (с партами и стульями для теоретических дисциплин),
  • актовый зал.

Нотная тетрадь, карандаш (простой), резинка, краски, цв. карандаши, альбом.

Кадровое обеспечение

  • педагог по вокалу
  • аккомпониатор
  • педагог по сольфеджио
  • педагог по сценическому искусству (танцы)

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песникомпозиторов - классиков, современных композиторов.

Занятия-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему- занятие концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие- посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей

Каждое занятие строится по схеме:

  1. Настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием(2-3 мин)
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Распевание
  4. Пение вокализов
  5. Работа над произведением
  6. анализ занятия

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

Предполагаемые результаты и формы контроля

Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков, способствующих профессиональному росту коллектива, успешные выступления на праздниках, вечерах, концертах, фестивалях. Что способствует успешной самореализации каждого ребенка.

Результаты отслеживаются на зачетных занятиях,  концертах, в исполнении спектаклей на праздниках и концертной деятельности и оцениваются педагогами дома творчества, заведующим  отделом, завучем, педагогами-профессионалами. В конце года проводится отчетный концерт.

Особенности  построения занятий по разделу

«Прослушивание детских голосов»

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте( верхний нижний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенного нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий воспитанник исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре, тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

  1. Дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию песни («гудошники»)
  2. дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично
  3. Дети с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

  1. с чисто грудным звучанием;
  2. микст, близкий к грудному типу;
  3. микст, близкий к фальцетному типу;
  4. чистый фальцет

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности,возростных,индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Особенности  построения занятий по разделу

«Певческое положение гортани в процессе пения»

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряжонный; пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить её обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно достичь и чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами.

Проверить ,правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо  на  уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами ,как сустав закрывается и открывается- значит, рот открыт правильною

Особенности  построения занятий по разделу

«Настройка певческих голосов»

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, те пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого,слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стакатто, переходящее в протяжный звук. Отрывистое, легкое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования.

Особенности  построения занятий по разделу

«Работа над певческим дыханием»

На первом этапе работы одним из методов   является использование дыхательных упражнений вне пения

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях.

С этой целью рекомендуются несколько упражнений в определенной последовательности

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно (обычно 2-3 минуты) Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции. Нередко в практике используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появления ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Особенности  построения занятий по разделу

«Развитие артикуляционного аппарата»

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а так же ля, ле.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (Хобот-хобыт, пятачок-пятачок), то в пении изменяются только неударный «о», который переходит в «а»(окно-акно,волна-вална).В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: Ослаб-аслап;Клад-кат;Березка-береска;Друг-друк. Сочетание «тс» в пении произносится как «Ц»:Детский-Децкий;Скрываться-скрывца;Светский-Свецкий.

Окончания «ся», «сь» в пении произносятся твердо, как «Са»

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «Дай», «бай» ,для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ» следить чтобы губы были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова( «Но-Но», «гоп-гоп», «цок, цок», «Стоп-стоп»).

Особенности  построения занятий по разделу «Разучивание песен»

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов:

  • Слушания песни,
  • её разбора с детьми
  • Разучивание слов и мелодии
  • Художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы-поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Начало двухголосного пения

По мере усвоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего делать с помощью канонов- мелодий, которые повторяются разными группами, причем в каждой группе с опозданием на 2-4 такта. Накладки разных звуков мелодии один на другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха. («У кота-Воркота», «Куры ,гуси да индюшки…», «Со вьюном я хожу» др.)

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

  • Прежде всего, надо научить детей петь чисто, стройно в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание.
  • Научить петь без сопровождения
  • Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость,т.е. умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал.
  • научить петь чисто интонируя:
  • Мажорный звукоряд в восход, и низх. движении
  • Мажорное трезвучие
  • Диатонические интервалы в пределах квинты

Научить детей слышать и петь простые созвучия: большую терцию и чистую квинту, затем кварту

Разделить детей на две группы (произвольно) без деления на первые и вторые голоса

Примерный репертуар

1 год обучения

  1. «Солнечные зайчики» муз а. Варламова              
  2. «Во поле береза стояла…» р.н.п.
  3. «Лиса по лесу ходила»р.н.п
  4. «Ты не бойся мама» муз.М.Протасов сл. Е.Шкловский
  5. «Том и Джерри» муз Варламова
  6. «Сказка» муз Долгушина
  7. «Лягушачий джаз» муз Варламова сл. Р.Паниной
  8.  «Простая песенка» муз.Протасов
  9. «Горница - узорница» муз.Л.Деревягина сл.В степанов
  10.  «Весенняя песенка» муз.Ермолов в.Кузьмина

2 год обучения

  1. «Лимонадный дождик» муз.Сазонова
  2. «Кашалот» муз.
  3. «Сегодня салют» муз.М.Протасов слВ.Степанов
  4.  «Розовый слон» муз.
  5. «Солнечная капель» муз.С Соснин. И. Вахрушина.
  6. «Белые снежинки» муз.Дорохина
  7. «Лучше папы друга нет» муз.Кононва
  8. «Песенка о бабушке»  сл. и муз. Е.Шмаков.

3 год обучения

  1. «Подари улыбку миру» муз. Варламова;
  2. «Пять февральских роз» муз.В Цветков иВ. Ильичев
  3. «Ты - человек» муз. Крылатова
  4. «Большой хоровод» муз.Танеева
  5. «Папа купил автомобиль» (Анс «Цветы»)
  6. «С днем рождения город Омск» сл и муз Н Лескович.
  7. «Волшебная страна» муз. Варламова сл.Р.Паниной
  8. «Шапокляк» муз Варламовасл.Р.Паниной
  9. «Волшебный бал» муз. Варламова сл. О.Сазоновой

4 год обучения

.

  1. «Мы маленькие дети» муз Крылатова
  2. «Мой учитель» муз. А.Варламова сл.О.Сазоновой
  3. «Колокола» (из кинофильма про Электроника) муз. Е.Крылатова сл.
  4. «Крылатые качели» муз. Е.Крылатова
  5. «Толстый Карлсон» муз.Танеева
  6. «Крылатые качели» муз. Крылатова;
  7. «Дорога добра» муз.Танеева
  8. «Брадобрей» муз М. Дунаевский;
  9. «Непогода» муз.М.Дунаевский;
  10. «Где водятся волшебники» муз Крылатова сл. Ю.Энтина
  11. «Сюрприз» сл. Ю.Энтина.

Список литературы для педагога:

  1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: Композитор, 1992.
  2. Андреева М., Конорова Е. « Первые шаги в музыке» методическое пособие. – Москва: Советский композитор, 1991.
  3. Кленов А. «Там, где музыка живет» книга для учащихся и учителей. – Москва: «Педагогика», 1985.
  4. Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» – Москва: «Просвещение», 1994.
  5. Программа. « Начальные классы с 1-3»  по системе Л.В. Занкова:. – М.: «Просвещение», 1996.
  6. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2002.
  7. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.
  8. Я учу нотную грамоту: Программа развития и обучения дошкольника: Приключения нот и нотных знаков. - Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева». – Москва, «ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2002.
  9. Библиотека педагога-практика (приложение к журналу «Внешкольник» Дополнительное образование,социальное,трудовое и художественное воспитание детей№9 2006г. Москва ГОУДОД ФЦРСДОД 2006
  10. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» (1-4 классы). Программа,разработки занятий,методические рекомендации. Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г.
  1. Список литературы для обучающихся:

  1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. – Москва: «Композитор»,1992.
  2. Нотная тетрадь: Приложение к программе развития и обучения дошкольника  «Я учу нотную грамоту». Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», «ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2002.
  3. Фридкин Г. Сольфеджио. I и II часть. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.
  4. Фридкин Г. Двухголосное сольфеджио. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.

Приложение № 1

Рекомендации при простудных заболеваниях.

Беседа: Во время болезни пить как можно больше теплого питья.

  • Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом
  • Делать компрессы на горло (смесь водки с растительным маслом; И из медовой лепёшки - мед с мукой);
  • Полоскать раствором соли, соды, йода.
  • Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея
  • Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы .При сильном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции
  • Сделать раствор редьки с медом/
  • Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить
  • Самое главное закрыть рот и МОЛЧАТЬ

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

  Беседа:

  • Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит;
  • Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена»;
  • Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
  • Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену; несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой;
  • Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.Не начинайте выступления сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
  • Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуется раза три медленно вдохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
  • Стройте программу вашего выступления по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки  и весь организм успевал немного отдохнуть.
  • Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
  • Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Так же не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
  • Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения
  • Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение удобное для вашего тела.
  • Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед
  • Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ
  • Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышным произведением. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать

Правила при выработке навыка цепного дыхания:

  • не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
  • Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
  • Дыхание брать незаметно и быстро;
  • Вливаться в общее звучание ансамбля без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
  • Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию


Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Вокально-ансамблевая работа

174

7

167

Звуковедение

4

2

2

Дикция, артикуляция

4

2

2

Начало двухголосного пения

4

2

2

Цепное дыхание

2

1

1

Работа над репертуаром

100

-

100

Работа с солистами

60

-

60

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

4

16

Основы музыкальной грамоты (интервалы)

10

4

6

 Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

10

6

4

Беседа о творчестве русских композиторов- классиков

(М.И Глинка; П.И. Чайковский; М.П.Мусоргский)

8

4

4

Музыкальные жанры (марш, танец, песня)

2

2

-

5

Концертно-исполнительская деятельность

10

-

10

Открытое занятие

2

-

2

Праздники, выступления

6

-

6

Отчетный концерт

2

-

2

Итого:

216

19

197

Содержание

1.Вводное занятие- занятие- повторение  повторение пройденного материала ( 1 году обучения).

 2. Вокально - ансамблевая  работа

  • Звуковедение

Теория: Понятия - связное пение (легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок»,

Практика: Пение с закрытым ртом звука «М»; Пропевание гласных букв «и», «е», «у» как самых «узких»- для выработки головного звучания. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё,  му,  гу,  ду; пение йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу».

  • Дикция, артикуляция

Теория: понятия - артикуляция, дикция, артикуляционный аппарат.

Практика:  развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата, использование различных скороговорок тон не задается :«Рапортовал, да недорапортовался, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался» ; «От топота копыт пыль по полю летит»;«Купил кипу пик» и др.

  • Начало двухголосного пения:

 Теория: Понятия: канон; голосоведение;

Практика: элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании. Пение народных песен «В хороводе были мы»; «Со вьюном я хожу» в виде канона.

  • Цепное дыхание

Теория: понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное динамическое развитие; брать дыхание по цепочке.

Практика: Пение на одном звуке, используя технику цепного дыхания на гласных буквах «а», «е»; Начинать и заканчивать звук с прерывистым дыханием и точным попаданием в тон.

  • Работа над репертуаром 

Практика: Разучивание репертуарных произведений 2 года обучения, обсуждение с детьми содержания, средств музыкальной выразительности. 

  • Работа с солистами

Практика: Индивидуальная работа с одаренными детьми, сольный репертуар

3.Музыкально – теоретическая подготовка

  • Основы музыкальной грамоты (интервалы)

Теория: понятие – интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава); тон, полутон, ступени;

Практика: Пение  интервалов от звука и в тональности «до» мажор, распевки построенные на интервалах; пение небольших нотных примеров, определение в них интервалов.

  • Развитие музыкального слуха:

Практика: Определение на слух интервалов (музыкальный зоопарк)

  • Развитие чувства ритма:

практика: упражнения: «Хлопай в такт»; «Спой свое имя», «Угадай имя»; «Хор Часов».

4. Мировая музыкальная культура

  • Беседа о творчестве русских композиторов- классиков

(М.И Глинка; П.И. Чайковский; М.П.Мусоргский)

Теория: Сообщения педагога о биографии композиторов, интересные истории  из их жизни (сообщения детей)

Практика: прослушивание музыкальных произведений: М .И. Глинка «Вальс» из оперы  «Иван Сусанин»; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»(фрагменты); М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

  • Музыкальные жанры (марш, танец, песня)

Теория: название жанров: марш, танец, песня их определение и особенности.

Практика: Прослушивание музыкальных примеров на каждый вид жанра: «Вальс» из балета «Спящая красавица»;  П.И. Чайковский «Марш Черномора» из балета «Руслан и Людмила»; песенная лирика.

5.   Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие  в виде концерта (который составляют воспитанники  совместно с педагогом); выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год,8 марта, День учителя, День Победы и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен).

К концу второго года обучения воспитанники

знают:

  • Понятия - связное пение (Легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок»,
  • Понятия: артикуляция, дикция, артикуляционный аппарат.
  • Понятия: канон; голосоведение;
  • Понятия: лад(мажор и минор)
  • понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное динамическое развитие; брать дыхание по цепочке.
  • понятия - музыкальная фраза; непрерывное дыхание; протяжность; сквозное          динамическое развитие; брать дыхание по цепочке 
  • Правила при выработке навыка цепного дыхания:
  • понятие – интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава);
  •  понятия: тон, полутон, ступени
  • биографии композиторов: М.И Глинка; П.И. Чайковский П.Мусоргский), интересные истории  из их жизни.
  • название жанров: марш, танец, песня их определение и особенности

умеют:

  • выполнять упражнения на  дыхание;
  • чисто интонировать мелодию;
  • петь по нотам простые попевки
  • различать жанры музыки (марш, танец, песня);
  • узнавать знакомые музыкальные произведения, определять их характер и содержание (в рамках программы 2 года обучения);
  • уверенно держаться на сцене,
  • уметь работать с фонограммой.
  • читать с листа небольшие нотные попевки ;
  • определять и повторять ритмический рисунок.
  • петь и определять на слух интервалы.

Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкального КВН» на итоговых занятиях (январь, май) Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в  школе, «Доме детского творчества».


Учебно-тематический план

3 год обучения

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Вокально-ансамблевая работа

174

7

167

Беседа о гигиене певческого голоса

4

2

2

Рекомендации при простудных заболеваниях.

4

2

2

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

4

2

2

Сценическое движение

2

1

1

Работа над репертуаром

100

-

100

Работа с солистами

60

-

60

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

4

6

Основы музыкальной грамоты (аккорды)

10

4

6

Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

10

6

4

Беседа о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен)

10

6

4

5

Концертно-исполнительская деятельность

10

-

10

Открытое занятие

2

-

2

Праздники, выступления

6

-

6

Отчетный концерт

2

-

2

Итого:

216

19

197

Содержание

1. Вводное занятие. Занятие – повторение:

Повторение пройденного материала (2-й год обучения):

Понятия - связное пение (легато); активная подача звука; «мягкое нёбо»; «головной резонатор»; «легкий зевок», артикуляция, дикция ; канон; голосоведение; лад (мажор и минор); интервалы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава); тон, полутон, ступени; название жанров: марш, танец, песня.

2. Вокально-ансамблевая работа 

Теория: Беседа об устройстве голосового аппарата, беседа о гигиене певческого голоса; рекомендации при простудных заболеваниях; беседа  на тему «Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта»;

Практика: Упражнения на выполнение этих правила

  • Сценическое движение

Теория: понятия: сценический жест, сценическое движение.

Практика: Упражнения на гибкость, расслабление мышц, артикуляционные упражнения с движением ( «Стихи с движениями»,скороговорки)

  • Работа над репертуаром:

Практика: Разучивание репертуара 3 года обучения; Работа над: текстом, артикуляцией, дыханием по фразам, над образом, сценическим движением.

  • Работа с солистами

       Практика: подбор индивидуального репертуара и его разучивание.

3. Музыкально – теоретическая подготовка 

  • Основы музыкальной грамоты (аккорды)

Теория: понятия – аккорд, трезвучие, главные ступени лада,

Практика: Пение и построение аккордов (Т/з) от звуков вверх и вниз 

  • Развитие музыкального слуха

Практика: упражнения на развитие музыкального слуха: «Эхо»; «Речевой портрет»; Определение на слух ступеней, интервалов, аккордов, количество одновременно  звучащих голосов

  • Развитие чувства ритма:

Практика: Упражнения: «Узнай по ритму песню»; «Хор часов» ;Ритмическая сказка, «Поем шутки –прибаутки».

4. Мировая музыкальная культура 

Теория:Беседа о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен)

Практика: Прослушивание музыкальных произведений: И.С.Бах «Шутка», В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Ф.Шуберт «Песня»; Ф.Шопен «Вальс»

5. Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие ( инсценировки песен составляют воспитанники); выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год,8 марта, День учителя, День Победы и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен)

К концу третьего года обучения воспитанники

знают:

  • устройство голосового аппарата;
  • Рекомендации как ухаживать за голосом при простудных заболеваниях;
  • Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • понятия: сценический жест, сценическое движение
  •  понятия – аккорд, трезвучие, главные ступени лада
  • о творчестве зарубежных композиторов- классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен), узнают их произведения на слух.

умеют:

  • Следить за своим здоровьем, голосовым аппаратом
  • Владеть собой при выступлении на сцене;
  • Свободно двигаться  по сцене и выполнять движения  в образе песни;
  •  Петь и строить аккорды (Т/з) в тетради от звуков вверх и вниз.
  • Определять на слух ступеней, интервалов, аккордов в тональности «до мажор», количество одновременно  звучащих голосов

Проверка знаний и умений проводится в игровой форме в середине и в конце года.

Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкального КВН» на итоговых занятиях (январь, май) Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в КМЖ «Ландыш», «Доме детского творчества».

Критерии певческого развития

Параметры

Уровень результата

неудовлетворительный

удовлетворительный

хороший

Музыкальный

 слух

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону.

Относительно чистое интонирование.

Чистое

интонирование.

Способ

звукообразования

Твердая атака.

Придыхательная атака.

Мягкая атака.

Тембр

 голоса

Тусклый, сиплый, резкий, глухой.

Светлый, слабый,

чистый, легкий.

Звонкий, полетный,
серебристый.

Диапазон

В пределах терции, кварты.

В пределах сексты.

Шире октавы.

Дикция

Нечеткая.
Согласные смягченные.
Искажение гласных. Пропуск согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные,

не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ученик рассеян, невнимателен.

Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен.

Любит, понимает музыку.

Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Таблица 2

Критерии сформированности творческой деятельности

Параметры

Уровень критерия творчества

низкий

средний

высокий

Самостоятельность

Частичная.

Частичная или полная.

Полная.

Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели

В частичном объеме с помощью учителя.

В полном качественном виде.

 В полном качественном виде.

При оценке результатов деятельности обучающихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что обучающийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Общие требования к выставлению оценки (отметки) по предмету «Музыка»

Обучающимся выставляются следующие оценки за:

Оценка «1»: отсутствие каких-либо музыкальных знаний, умений и навыков.

Оценка «2»: неудовлетворительное качество музыкальных знаний, умений и навыков и        

                      низкий уровень творчества.

Оценка «3»: удовлетворительное качество музыкальных знаний, умений и навыков и        

                      низкий уровень творчества.

Оценка «4»: хорошее качество музыкальных знаний, умений и навыков и        

                      средний уровень творчества.

Оценка «5»: хорошее качество музыкальных знаний, умений и навыков и        

                      высокий уровень творчества.

Условия реализации программы

материально-техническое обеспечение программы

  • Фортепиано (синтезатор),
  • микрофоны,
  • музыкальный центр,
  • аудиокассеты,
  • диски
  • фонограммы,
  • нотные сборники,
  • оборудованный кабинет (с партами и стульями для теоретических дисциплин),
  • актовый зал.

Нотная тетрадь, карандаш (простой), резинка, краски, цв. карандаши, альбом.

Кадровое обеспечение

  • педагог по вокалу
  • аккомпониатор
  • педагог по сольфеджио
  • педагог по сценическому искусству (танцы)

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песникомпозиторов - классиков, современных композиторов.

Занятия-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему- занятие концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие- посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей

Каждое занятие строится по схеме:

  1. Настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием(2-3 мин)
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Распевание
  4. Пение вокализов
  5. Работа над произведением
  6. анализ занятия

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

Предполагаемые результаты и формы контроля

Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков, способствующих профессиональному росту коллектива, успешные выступления на праздниках, вечерах, концертах, фестивалях. Что способствует успешной самореализации каждого ребенка.

Результаты отслеживаются на зачетных занятиях,  концертах, в исполнении спектаклей на праздниках и концертной деятельности и оцениваются педагогами дома творчества, заведующим  отделом, завучем, педагогами-профессионалами. В конце года проводится отчетный концерт.

Особенности  построения занятий по разделу

«Прослушивание детских голосов»

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте( верхний нижний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенного нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий воспитанник исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре, тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

  1. Дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию песни («гудошники»)
  2. дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично
  3. Дети с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

  1. с чисто грудным звучанием;
  2. микст, близкий к грудному типу;
  3. микст, близкий к фальцетному типу;
  4. чистый фальцет

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности,возростных,индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Особенности  построения занятий по разделу

«Певческое положение гортани в процессе пения»

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряжонный; пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить её обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно достичь и чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами.

Проверить ,правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо  на  уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами ,как сустав закрывается и открывается- значит, рот открыт правильною

Особенности  построения занятий по разделу

«Настройка певческих голосов»

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, те пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого,слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стакатто, переходящее в протяжный звук. Отрывистое, легкое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования.

Особенности  построения занятий по разделу

«Работа над певческим дыханием»

На первом этапе работы одним из методов   является использование дыхательных упражнений вне пения

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях.

С этой целью рекомендуются несколько упражнений в определенной последовательности

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно (обычно 2-3 минуты) Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции. Нередко в практике используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появления ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Особенности  построения занятий по разделу

«Развитие артикуляционного аппарата»

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а так же ля, ле.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (Хобот-хобыт, пятачок-пятачок), то в пении изменяются только неударный «о», который переходит в «а»(окно-акно,волна-вална).В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: Ослаб-аслап;Клад-кат;Березка-береска;Друг-друк. Сочетание «тс» в пении произносится как «Ц»:Детский-Децкий;Скрываться-скрывца;Светский-Свецкий.

Окончания «ся», «сь» в пении произносятся твердо, как «Са»

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «Дай», «бай» ,для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ» следить чтобы губы были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова( «Но-Но», «гоп-гоп», «цок, цок», «Стоп-стоп»).

Особенности  построения занятий по разделу «Разучивание песен»

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов:

  • Слушания песни,
  • её разбора с детьми
  • Разучивание слов и мелодии
  • Художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы-поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Начало двухголосного пения

По мере усвоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего делать с помощью канонов- мелодий, которые повторяются разными группами, причем в каждой группе с опозданием на 2-4 такта. Накладки разных звуков мелодии один на другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха. («У кота-Воркота», «Куры ,гуси да индюшки…», «Со вьюном я хожу» др.)

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

  • Прежде всего, надо научить детей петь чисто, стройно в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание.
  • Научить петь без сопровождения
  • Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость,т.е. умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал.
  • научить петь чисто интонируя:
  • Мажорный звукоряд в восход, и низх. движении
  • Мажорное трезвучие
  • Диатонические интервалы в пределах квинты

Научить детей слышать и петь простые созвучия: большую терцию и чистую квинту, затем кварту

Разделить детей на две группы (произвольно) без деления на первые и вторые голоса

Примерный репертуар

1 год обучения

  1. «Солнечные зайчики» муз а. Варламова              
  2. «Во поле береза стояла…» р.н.п.
  3. «Лиса по лесу ходила»р.н.п
  4. «Ты не бойся мама» муз.М.Протасов сл. Е.Шкловский
  5. «Том и Джерри» муз Варламова
  6. «Сказка» муз Долгушина
  7. «Лягушачий джаз» муз Варламова сл. Р.Паниной
  8.  «Простая песенка» муз.Протасов
  9. «Горница - узорница» муз.Л.Деревягина сл.В степанов
  10.  «Весенняя песенка» муз.Ермолов в.Кузьмина

2 год обучения

  1. «Лимонадный дождик» муз.Сазонова
  2. «Кашалот» муз.
  3. «Сегодня салют» муз.М.Протасов слВ.Степанов
  4.  «Розовый слон» муз.
  5. «Солнечная капель» муз.С Соснин. И. Вахрушина.
  6. «Белые снежинки» муз.Дорохина
  7. «Лучше папы друга нет» муз.Кононва
  8. «Песенка о бабушке»  сл. и муз. Е.Шмаков.

3 год обучения

  1. «Подари улыбку миру» муз. Варламова;
  2. «Пять февральских роз» муз.В Цветков иВ. Ильичев
  3. «Ты - человек» муз. Крылатова
  4. «Большой хоровод» муз.Танеева
  5. «Папа купил автомобиль» (Анс «Цветы»)
  6. «С днем рождения город Омск» сл и муз Н Лескович.
  7. «Волшебная страна» муз. Варламова сл.Р.Паниной
  8. «Шапокляк» муз Варламовасл.Р.Паниной
  9. «Волшебный бал» муз. Варламова сл. О.Сазоновой

4 год обучения

.

  1. «Мы маленькие дети» муз Крылатова
  2. «Мой учитель» муз. А.Варламова сл.О.Сазоновой
  3. «Колокола» (из кинофильма про Электроника) муз. Е.Крылатова сл.
  4. «Крылатые качели» муз. Е.Крылатова
  5. «Толстый Карлсон» муз.Танеева
  6. «Крылатые качели» муз. Крылатова;
  7. «Дорога добра» муз.Танеева
  8. «Брадобрей» муз М. Дунаевский;
  9. «Непогода» муз.М.Дунаевский;
  10. «Где водятся волшебники» муз Крылатова сл. Ю.Энтина
  11. «Сюрприз» сл. Ю.Энтина.


Список литературы для педагога:

  1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: Композитор, 1992.
  2. Андреева М., Конорова Е. « Первые шаги в музыке» методическое пособие. – Москва: Советский композитор, 1991.
  3. Кленов А. «Там, где музыка живет» книга для учащихся и учителей. – Москва: «Педагогика», 1985.
  4. Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» – Москва: «Просвещение», 1994.
  5. Программа. « Начальные классы с 1-3»  по системе Л.В. Занкова:. – М.: «Просвещение», 1996.
  6. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2002.
  7. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.
  8. Я учу нотную грамоту: Программа развития и обучения дошкольника: Приключения нот и нотных знаков. - Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева». – Москва, «ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2002.
  9. Библиотека педагога-практика (приложение к журналу «Внешкольник» Дополнительное образование,социальное,трудовое и художественное воспитание детей№9 2006г. Москва ГОУДОД ФЦРСДОД 2006
  10. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» (1-4 классы). Программа,разработки занятий,методические рекомендации. Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г.
  1. Список литературы для обучающихся:

  1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. – Москва: «Композитор»,1992.
  2. Нотная тетрадь: Приложение к программе развития и обучения дошкольника  «Я учу нотную грамоту». Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», «ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2002.
  3. Фридкин Г. Сольфеджио. I и II часть. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.
  4. Фридкин Г. Двухголосное сольфеджио. – Москва: Издательство «Музыка», 1980.

Приложение № 1

Рекомендации при простудных заболеваниях.

Беседа:

  • Во время болезни пить как можно больше теплого питья.
  • Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом
  • Делать компрессы на горло (смесь водки с растительным маслом; И из медовой лепёшки - мед с мукой);
  • Полоскать раствором соли, соды, йода.
  • Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея
  • Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы .При сильном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции
  • Сделать раствор редьки с медом/
  • Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить
  • Самое главное закрыть рот и МОЛЧАТЬ

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

  Беседа:

  • Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит;
  • Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена»;
  • Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
  • Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену; несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой;
  • Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей.Не начинайте выступления сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
  • Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуется раза три медленно вдохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
  • Стройте программу вашего выступления по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки  и весь организм успевал немного отдохнуть.
  • Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
  • Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Так же не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
  • Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения
  • Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение удобное для вашего тела.
  • Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед
  • Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ
  • Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышным произведением. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать

Правила при выработке навыка цепного дыхания:

  • не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
  • Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
  • Дыхание брать незаметно и быстро;
  • Вливаться в общее звучание ансамбля без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
  • Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое воспитание на основе сказок" Студийная игра

В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка. Способствует у учащихся стремлении понять этот документ сравнивая с сюжетами сказок.Студия №1 "Право на жизнь" инсценировка про жите...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Технология воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.Целевые ориентации:-Формирование личности – главная цель школы.-Сверхцель – всесторонне и гармонически развита...

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Доклад на тему "Основы вокала. Гигиена голоса"

В докладе кратко освещаются вопросы правильного вокального звукоизвлечения, вопросы гигиены и охраны голоса, а также приведены некоторые упражнения для развития, укрепления и развития голоса....

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...